Тема 10. Политическая наука под знаком гуманизма: Н. Макиавелли

(лекция).

Возрождение как крупнейшее явление позднего средневековья. Реформация и Возрождение: сходства и различия идеологических установок. Политические идеи ключевых фигур европейского гуманизма 14-16 веков: Л.Б.Аретино, У. фон Гуттена, Э.Роттердамского, Д.Уиклифа и др. Мораль и политика, политика и религия в идеологии эпохи Возрождения. Место политического учения Н. Макиавелли в истории политической науки. Критика Макиавелли римско-католической церкви и христианской религии. Место религии в политике.

Тема 11. «Государь» Н. Макиавелли.

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Типология государств: республика, единовластие, новые и смешанные государства.

· Разновидности республиканского и монархического правлений. Свобода и тирания.

· Методы достижения политической популярности.

· Государь и его окружение.

· Реформы и преобразования.

· Фортуна и доблесть.

· Способы завоевания и укрепления власти.

· Границы имморализма в политике.

Проектное задание:

Систематизируйте аргументы pro и contra в отношении политической философии Н. Макиавелли и подготовьте сценарий дебатов по этой теме.

Форма: письменная.

Тема 12. Основы политической науки эпохи европейского Просвещения.

(лекция)

Первые буржуазные революции и «дух протестантизма». Основные идеологические парадигмы Нового времени: теория общественного договора, естественно-правовая школа, Просвещение, либерализм, консерватизм. Основы концепций гражданского общества и правового государства. Понятия «прав человека» и «разделения властей». Правоведческие основы политической науки Нового времени.

Тема 13. Основы теории гражданского общества и правового государства в сочинениях Дж. Локка.

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения:

· Понятия (гражданского) общества и государства, по Локку.

· Дж. Локк о формах государства и видах власти.

· Границы политической власти.

· Понятие «формы правления» и причины ее распада.

· Теория разделения властей как центральный элемент политической концепции Д. Локка. Критика деспотизма и защита правовых основ государства.

Проектное задание:

Сравните современное понятие гражданского общества с аналогичным концептом Дж. Локка.

Форма: письменная.

Тема 14. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея.

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Авторство «Федералиста», его ситуативно-историческое и концептуальное значение.

· А. Гамильтон: экономические аспекты новой конституции; отклонение крайностей чисто монархического и чисто демократического правления; различие между «демократией» и «республикой»;

· Дж. Мэдисон: принцип политического плюрализма, формирование и легитимация партий и групп интересов.

· Дж. Джей: руководящие принципы американской внешней политики.

Проектное задание: покажите, каким образом в тексте «Федералиста»

обосновывается система конституционных сдержек и противовесов

Форма: письменная.

Тема 15. Начала сравнительной политологии в европейской науке 18-19 вв.

(лекция)

Зачатки сравнительного политического анализа в трудах Платона и Аристотеля. Эмпирический базис сравнительного метода в трактате Ш.Л. Монтескье. Сравнение европейских и американских политических порядков в работе А де Токвиля «Демократия в Америке». Сравнительный метод в политических работах К. Маркса и М. Вебера. Основа сравнительных исследований политических элит и политических партий в работах В. Парето, Р. Михельса, Г. Моска, М. Острогорского, М. Дюверже.

Тема 16. Токвиль А де. Демократия в Америке.

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Европейская аристократия и американское народовластие.

· Равенство стартовых возможностей как социальное преимущество.

· Личная свобода и опора на собственные силы как принципы американской социально-политической жизни.

· Централизация и децентрализация, достоинства федеративного устройства.

· Роль прессы для функционирования американской демократии.

· Искусство и демократия.

· Всеобщее избирательное право и судьба политической свободы.

Проектное задание:определите, в каких суждениях А. де Токвиля об Америке выражается его статус европейца-аристократа первой половины 19 в.

Форма: письменная.

Тема 17. М. Вебер. Политика как призвание и профессия.

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Феномен профессиональных политиков. Способы сделать из политики свою профессию.

· Политики и чиновники.

· Две категории общественных функционеров: чиновники-специалисты и политические чиновники.

· Типическое своеобразие профессионального политика.

· Своеобразие и функции политической журналистики.

· Отношение между этикой и политикой.

· Этика убеждения и этика ответственности.

Проектное задание: приведите случаи, при которых базисные веберовские различия между политиком и чиновником, а также между этикой ответственности и этикой убеждения не работают либо работают плохо.

Форма: письменная.

Тема 18. Теория элит Г. Моска и В. Парето.

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Г. Моска о трех способах обновления элиты: наследование, выборы и кооптация.

· Г. Моска: автократический и либеральный типы управления как следствие двух способов передачи власти: сверху вниз и снизу вверх.

· В. Парето о «круговороте элит». Элиты и неэлиты.

· Две части элиты, по В. Парето: «правящая» и «неправящая».

· «Ресурс согласия» как умение правящего класса убедить массы в собственной правоте.

Проектное задание: дайте интерпретацию теории элиты Г. Моска и В. Парето на примере эволюции советских и постсоветских политических элит.

Форма: письменная.

Наши рекомендации