Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «Конституционное право». Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах и в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному и итоговому контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного и итогового контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы.
Задания для самостоятельной работы студента:
№ п/п | Раздел дисциплины | Задания для самостоятельной работы |
Раздел 1: Конституционное право в отечественной правовой системе | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, понятийный тест. | |
Раздел 2: Учение о Конституции | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям) по темам раздела; 4. Форма контроля: устный опрос, проверка реферата. | |
Раздел 3: Конституционные основы современной России | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, аудиторная контрольная работа. | |
Раздел 4: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Подготовка доклада (по индивидуальным заданиям); 4. Решение задач (по планам семинаров); 5. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, аудиторная проверка решения задач, выступление с докладом, тест. | |
Раздел 5: Особенности государственного устройства современной России | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Подготовка доклада (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, выступление с докладом, понятийный тест. | |
Раздел 6: Демократия как основной принцип государственного строительства | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Решение задач (по планам семинаров); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, аудиторная проверка решения задач, понятийный тест. | |
Раздел 7: Органы государственной власти | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, понятийный тест. | |
Раздел 8: Президент Российской Федерации | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Решение задач (по планам семинаров); 5. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, аудиторная проверка решения задач, проверка реферата. | |
Раздел 9: Законодательная власть | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Подготовка доклада по темам раздела (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, выступление с докладом, тест. | |
Раздел 10: Исполнительная власть | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, аудиторная проверка решения задач, тест. | |
Раздел 11: Судебная власть | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Решение задач (по планам семинаров); 4. Подготовка доклада по темам раздела (по индивидуальным заданиям); 5. Форма контроля: устный опрос, аудиторная проверка решения задач, выступление с докладом. | |
Раздел 12: Органы государственной власти с особым статусом | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, контрольная работа. | |
Раздел 13: Конституционные основы организации органов местного самоуправления | 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, проверка реферата. |
6.2. Методические указания по подготовке к семинарам
Семинары являются одним из важнейших видов теоретического и практического обучения студентов. Целью семинара является углубленное изучение дисциплины, привитие обучающемуся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у него научного и профессионального мышления, умения активно участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, что особо ценно для формирования профессиональных компетенций выпускника.
Подготовка студента к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студента своевременно. При подготовке к семинару студенту необходимо усвоить основные вопросы темы семинара. Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов, в том числе посещение библиотеки и работа с первоисточниками. С учетом часто изменяющегося отечественного законодательства преподаватель, ведущий семинары, может рекомендовать дополнительные источники для освоения. Для изучения дисциплины студенту следует использовать комплексный подход: работа с литературой (учебной, нормативной, дополнительной), лекции, доклады, рефераты, групповые дискуссии, решение ситуационных задач и коллизий и т.д. Умение искать, анализировать и применять для ответов на вопросы и решения задач и заданий нормативно-правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине и формирование у студентов соответствующих компетенций. При изучении дисциплины студент обязаны применять и ссылаться исключительно на действующие нормативные правовые акты. Утратившие юридическую силу нормативные документы могут рассматриваться как материал по вопросам, содержащим историю развития, становления и т.д.