Политическая система общества: понятие, структура, функции, типологии

Категория "политическая система", наряду с категориями “политика” и "власть", занимает центральное место в политической науке. Понятие "политическая система" получило широкое распространение и стало доминирующим в 60–е гг. ХХ века.

Политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на целедостижение, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы.

В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико–властные отношения.

Системный подход преодолевает институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Политика – одна из подсистем социальной системы. Фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Поэтому сущность политического взаимодействия между индивидами, группами, организационными структурами заключается в обеспечении достижения общих целей.

Сама политическая система представляет сложное взаимодействие различных подсистем, которые и образуют ее целостность.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда.

Институциональная подсистема – государство, политические партии, организации неполитического характера, например, профсоюзы, церковь и др.

Нормативная подсистема – совокупность норм, регулирующих политические отношения. К ним относятся не только законы, но и нормы политической морали, политические традиции, обычаи, символы.

Политико-культурная подсистема – это сфера включает приоритетные ценности, идеалы, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность.

Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия факторов, основанных на согласии и конфликте. В этой подсистеме проявляются формы взаимодействия власти, общества и индивида.

Функциональная подсистема – представляет совокупность способов и методов реализации власти.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. В ней фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть.

Функции на "входе" в политическую систему:

ü политическая социализация и рекрутирование (процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности и заполнения ролей в политической системе);

ü артикуляция интересов (процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Группы интереса отражают многообразие и сложность общества);

ü агрегирование интересов (сбор, накопление требований, подведение их под более общие, чем ранее; превращения требований в альтернативы государственной политики);

ü политическая коммуникация (обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой).

Функции на "выходе" из политической системы:

o нормотворчество (процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами);

o применение правил и норм (приведение их в действие, в социальную практику);

o контроль за применением правил и норм (интерпретация законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это).

Функции конкретной политики:

· экстракционная (реализуется в способности привлекать материальные и людские ресурсы);

· дистрибутивная (связана со способностью распределять материальные и нематериальные ценностей в обществе);

· регулятивная (выражена в способности контролировать поведение индивидов и групп);

· символическая (проявляется в способности отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире).

ТИПОЛОГИЯ. В соответствии с цивилизационным подходом: традиционные, тоталитарные и модернизированные демократии. По характеру взаимодействия с внешней средой: открытые и закрытые.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо–американскую, континентально–европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы.

Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно–радикальные), традиционные, популистские, авторитарно–консервативные политические системы.

По критерию «стабильность – изменчивость»: консервативные и трансформирующиеся системы.

Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима: тоталитарные, авторитарные, демократические.

11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: СУЩНОСТЬ,
СОДЕРЖАНИЕ, ТИПОЛОГИЯ

В государственно-правовой науке политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

В политической науке политический режим рассматривается шире –это упорядоченное взаимодействие компонентов политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

В научной литературе существует множество подходов к определению политического режима, в том числе и такой, согласно которому понятия «политическая система» и «политический режим» можно считать тождественными.

Наиболее распространенным в научной литературе является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. Такой подход позволяет увидеть, каким образом субъекты политики отстаивают в рамках той или иной политической системы свои интересы, какими методами реализуются властные функции, каковы способы реального влияния на принятие решений, каким образом реализуется господство в сфере идей, как взаимодействуют между собой общественные и индивидуальные формы политической жизни людей.

Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.

Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает картину принципов организации политической жизни общества. Понятие «политический режим» позволяет увидеть не только официальные, но и реальные механизмы осуществления власти, реальную ситуацию с правами и свободами человека в государстве, позволяет оценить отношения общества и власти и возможности влияния на процесс принятия политических решений. Это понятие позволяет выявить не только нормативные, но и реальные средства и методы осуществления политических целей.

ТИПОЛОГИЯ. В научной литературе существуют различные подходы и классификации политических режимов. Однако следует отметить, что большинство из них, так или иначе, учитывает два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В социально-политической реальности трудно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все классификации в определенной мере условны, так как практически в каждом режиме можно найти те или иные черты других политических режимов.

Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Можно в литературе встретить деление всех режимов на демократии и диктатуры.

К диктатурам всегда относили: как тирании (личной власти, направленный на удовлетворение эгоистических желаний тирана), олигархии, династические режимы (отличаются от тираний тем, что власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур, обычно власть разделяется между членами семьи монарха, передается по наследству и является легитимной в силу традиций), деспотии, военные режимы (военные, как правило, управляют страной либо прямым путем, беря на себя все функции правительства, либо косвенным, осуществляя контроль над гражданским правительством).

Авторитарные однопартийные режимы используют единственную политическую партию как средство для мобилизации массовой поддержки правительству. Однако партия не превращается в самодовлеющую силу, как при тоталитаризме, и конкурирует за влияние с другими центрами власти (армией, церковью, корпорациями).

Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Эта классификация получила большое распространение в ХХ веке, в силу того, что именно этот век стал веком рождения тоталитаризма. Необходимо подчеркнуть, что политические режимы современности отличаются от политических режимов античности, средневековья, Нового времени. Изменились формы государственности, появились многие новые политические институты: политические партии и движения, СМИ, произошла массовизация общественной жизни.


Наши рекомендации