Политическая система общества: понятие, структура, функции

Процессы развития российского общества предопределили то, что власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации. Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур, привело к необходимости обоснования новых подходов к исследованию данной проблемы.[62]

Категория «политическая система общества» стала использоваться в теории российского государства и политологии сравнительно недавно. Ранее в учебниках и научных исследованиях использовалось понятие «политическая организация общества». Под ним понималась совокупность государственных и общественно-политических учреждений и институтов, непосредственно осуществляющих политические функции в обществе. В этой связи главными объектами исследования являлись политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов социальных групп.

По-видимому, названное понятие не охватывает всего многообразия государственно-политической жизни. Возникла необходимость разработки нового более емкого понятия, охватывающего многомерные проявления политико-государственных отношений в современном обществе. Решению этой задачи способствовала разработка и обоснование категории «политическая система». Посредством ее использования можно определить не только совокупность политико-государственных элементов, но и многие иные компоненты политической действительности.

В учебной и научной юридической литературе нет единого мнения о соотношении понятий «политическая система общества» и «политическая организация общества».

Одни авторы полагают, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества[63]. Другие утверждают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политическую организацию происходит выдвижение основных целей и задач общества[64].

Привлекает внимание более широкая трактовка политической системы по сравнению с политической организацией. В этом контексте внимание концентрируется не только на институциональных структурных образованиях (государство, партии, СМИ, политические ассоциации), играющих существенную роль в политической системе, но и на их отношениях, а также на определенных принципах, нормах, которые служат координации элементов политической системы, управления общественно-политическими делами[65].

Заметим, политическая система общества представляет собой более сложное образование. Она, наряду с политической организацией общества (институциональная подсистема), включает иные подсистемы (нормативную, функциональную и др.).

В состав политической организации входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения. В этой связи можно сказать, что политическая организация – это статическая часть политической системы. В литературе политическую организацию образно называют «каркасом», «ведущей конструкцией» политической системы, рассматривают в качестве наиболее значимого ее элемента.

Политическая организация общества не только позволяет понять особенности ключевой, основной структурной части политической системы, но и обратить внимание на взаимосвязь политических организаций и учреждений, содержание их деятельности.

В этой связи можно сказать, что институционный (или организационный) элемент выражает внешние проявления политической системы. В него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. Организационный элемент является главным в политической системе, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество.

К основным структурным частям, звеньям политической организации общества относятся следующие:

1) государство - выступает самостоятельным субъектом политических отношений, выполняет основные задачи по управлению делами общества, создает необходимые условия для практического обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России;

2) партии, общественные движения, иные организации, в отличие от государства, выражают и реализуют интересы определенных групп, социальных общностей, играют роль посредников между обществом и органами государственной власти.

К рассматриваемому ряду можно отнести и деятельность отдельных граждан, выступающих с политическими целями.

В совокупности такие структурные звенья, взаимодействующие между собой, и образуют политическую организацию общества.

В юридической литературе высказано мнение относительно того, что политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений. В ней могут находиться запрещенные ассоциации экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность которых государство находит опасной для себя и охраняемых им интересов определенного социального слоя, класса либо общества в целом. Утверждается также, что в современных условиях на политическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиков, рэкетом, хищениями и другими преступлениями. Располагая значительным состоянием, такие сообщества подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, органы исполнительной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества (как запрещенные политические партии и движения, так и занимающиеся совершением иных уголовных преступлений) входят в политическую систему РФ в качестве самостоятельного ее компонента[66].

Представляется, что к названной позиции следует относиться с элементами критичности. Очевидно, существование неформальных структур, их нелегальность, а точнее противоправный характер – реальность современной политической и правовой жизни. Вместе с тем признание их субъектами политико-правовых отношений означало бы придание им определенного правового статуса. Производным от этого было бы наделение таких субъектов определенными правами и обязанностями, что, безусловно, противоречит принципам права и законности. В литературе по этому поводу отмечается: террористические организации, мафиозные группы, преступные организации, своими действиями вызывающие страх у людей, очевидно, оказывают заметное влияние на политические процессы. Вместе с тем, их нельзя относить к субъектам политической системы, так как они не участвуют в решении политических проблем, напротив, осложняют их[67]. Следовательно, в политическую систему современного российского общества входят не все и не всякие общественные объединения, оказывающие влияние на политическую жизнь общества. Любые структуры, осуществляющие определенные политические функции, так же как и государство, партии, общественно-политические движения должны быть определенным образом юридически признаны (легитимированы), т.е. получить официальный правовой статус, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом. Такой порядок обязателен для средств массовой информации, партий и др. Значит, криминальные, иные «теневые», «мафиозные» организационные преступные группы не входят в политическую систему, хотя фактически могут оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны. Вместе с тем само перечисление названных выше элементов свидетельствует о их разнообразии и относительной самостоятельности, что делает сомнительным вывод о целостности политической организации общества. Действительно, политическая организация российского общества не является целостной структурой, так как ее субъекты далеко не всегда имеют общие цели или проблемы (например, политические партии и православная церковь).

Как видим, политическая система как бы сводит воедино политические институты (государство, партии и др.), отношения между ними, нормы, на основании которых действуют политические организации и т.д. В этой связи можно сказать так: политическая система общества – это система взаимодействующих государственных и иных субъектов, реализующих политические функции и цели на основе идейно-политических установок и принципов, политических, правовых и иных социальных норм, определенных форм сознания, культуры и отношений, при помощи которых реализуется государственная власть и организуется политическая жизнь общества.

Признаки политической системы:

1) это система, т.е. упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство;

2) политическая система, как и иные подобные образования, зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества и др.;

3) политическая система, как и любая иная система общества, представляет собой целостное, упорядоченное множество взаимодействующих элементов;

4) сферой существования политической системы является политика, которая, можно сказать, пронизывает политическую жизнь общества и представляет тот ключевой элемент, который определяет ее сущностную направленность;

5) как и всякая другая система, политическая система содержит внутри себя различные элементы, которые могут быть как простыми, так и сложными (например, государственная подсистема);

6) она обладает относительной самостоятельностью, проявляемой в направленности на интеграцию общества, в создании необходимых условий для взаимодействия различных элементов политической жизни, в мобилизации средств и ресурсов, используемых для достижения определенных целей и задач, скажем, в период предвыборных кампаний и др.

Значительный интерес в рассматриваемом плане представляет вывод о том, что политическая система представляет собой единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющей основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)[68].

В литературе последнего времени в рамках политической системы выделяют ее структуру, т.е. составляющие ее взаимосвязанные элементы. В структуре политической системы можно выделить шесть основных элементов:

1) политическая организация общества, включающая совокупность государственных органов, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.;

2) политические, правовые, нравственные нормы, регулирующие деятельность политических институтов, процесс организации и функционирования политической власти, политическую жизнь общества;

3) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической жизни;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти (отношения между избирателями и депутатом, представляющим их интересы при осуществлении государственной политики);

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта, используемые соответствующими субъектами в воздействии на государственную, политическую власть для реализации своих интересов.

Сущность политической системы наиболее отчетливо проявляется в ее функциях. Можно выделить следующие функции политической системы:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов общества;

- легальность политической власти, т.е. достижение ее соответствия официальным политическим и правовым нормам;

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

- создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов политической системы и др.

Подробно и обстоятельно вопросы политической системы рассматриваются в политологии. В рамках теории государства и права уделяется внимание лишь некоторым аспектам политической системы, в основном связанным с деятельностью государства и права.

Наши рекомендации