Политическая система общества: понятие, структура, функции

Понятие «система» (от греч. systema — «целое») означает сово­купность взаимосвязанных элементов. Термины «система», «си­стемный подход» широко используются в научной литературе. По- видимому, это объясняется тем, что, как правило, исследуемые объекты можно представить в виде системы, определенного множе­ства элементов (государство, механизм государства, право, система права, правовая система). Существенно то, что системный подход способствует определению свойств изучаемого объекта как систе­мы. В то же время выявленные свойства объекта как системы не сводятся к свойствам отдельных ее элементов, отличающихся свои­ми особенностями.

Категория «политическая система общества» органически свя­зана с понятием «политика». Последнее произошло от греческого слова politika, означающего «государственные дела», «искусство управления государством».

В современном представлении политика характеризуется мно­гозначностью. В большинстве случаев утверждается: политика - сфера деятельности, связанная с отношениями междусоциальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

В то же время под политикой понимается направление деятель­ности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельной личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, Iсоциальной сферой, культурой, образованием, наукой и т. д.

Политика понимается и в другом смысле — как направление деятельности государства в той или иной области (налоговая поли­тика, молодежная политика, политика в области борьбы с преступ­ностью).

Категория «политическая система» стала использоваться в политологии, в теории российского государства на рубеже 60- 70-х годов XX века. Это связано прежде всего с тем, что данное понятие употреблено в Конституции СССР 1977 года. В условиях советского режима термин «политическая система» был востребован для характеристики механизма реализации существующей государ­ственной власти в единстве с централизованной системой партий­ных, профсоюзных и комсомольских органов и организаций.

До этого временного фактора в отечественных учебных курсах по теории государства и права использовались другие понятия, например, «система социалистической демократии», позднее — «политическая организация общества». Соответственно принима­лось во внимание, что основное назначение государства состоит в организации социального управления обществом. Но в этом управ­лении принимают участие не только государственные органы, но и различные объединения граждан (партии, профсоюзы, обществен­ные движения и т. д.). Такие объединения граждан также оказывают то или иное влияние на политическую жизнь общества (участие в выборах и иных политических мероприятиях). Это и объясняет смысл политической организации общества, состоящей из структу­ры взаимодействующих институтов и учреждений. Речь идет об институтах, механизмах, имеющих отношение к реализации поли­тического процесса. Вместе с тем понятие «политическая организация общества» не охватывает всех аспектов, сторон, граней, всего многообразия государственно-политической жизни. Осознание сложности и многомерности политико-управленческих отношении, которые уже нель­зя было свести только к деятельности государственных структур, партий, общественных объединений в сфере политики, привело к необходимости признания новых системных элементов политиче­ской жизни. В этой связи творческие усилия были направлены на разработку нового, белее емкого понятия — «политическая система», охватывающего многомерные проявления политико-государственных отношений в современном обществе. Посредством его использования можно определить не только совокупность полити­ко-государственных элементов, но и многие иные компоненты политической действительности (нормы и правила политического процесса в стране, политические отношения, принятие и реализа­ция политических решений и т. д.).

В учебной и научной юридической литературе нет единых взгля­дов на определение и структуру политической системы. По-види­мому, это объясняется сложностью данного феномена, различными подходами к соотношению понятий «политическая организация» и «патетическая система». Дискуссионность вопроса в том, что мно­гие авторы считают названные категории тождественными, совпа­дающими по смыслу, придерживаясь прежней позиции, утвердив­шейся в советский период. Другая точка зрения заключается в более широком понимании политической системы в сравнении с политической организацией общества. В этой связи признается, что понятие «политическая система» в сравнении с понятием «полити­ческая организация» более содержательно, включает ряд специфи­ческих элементов, которые ранее относительно политической орга­низации общества не назывались (идеологический, нормативный факторы и др.). Данная авторская позиция представляется более обоснованной и убедительной. Основное внимание при таком под­ходе концентрируется не только на институциональных, материаль­ных структурных образованиях (государство, политические партии, иные общественные объединения), но и на иных значимых элемен­тах (политическое и правовое сознание и др.), оказывающих суще­ственное влияние на деятельность государственных и обществен­ных институтов, граждан Российской Федерации. К тому же этот подход отражает определенные связи и отношения институционных образований как между собой, так и с другими социальными формированиями, т. е. подчеркивает их системные характеристики.

Вместе с тем в публикациях по этой проблеме признается: политическая организация — наиболее значимый элемент политический системы. Действительно, именно посредством политической организации осуществляется определение и реализация основных целей и задач общества. Примечательно признание того, что политиче­ская организация — это, образно говоря, статическая часть поли­тической системы, ее «каркас», наиболее отчетливо выражающий внешнее проявление этой системы.

К основным структурным частям (звеньям) российской политической организации относятся:

1) государство — политическая организация, охватывающая такие ключевые элементы, как население (народ), территория и власть. Это объясняет, что государство организация, решающая основные задачи по управлению делами общества;

2) партии, общественные движения, иные организации, выра­жающие и реализующие интересы определенных групп, социаль­ных общностей, играющие роль посредников между обществом и органами государственной власти, что наиболее отчетливо проявля­ется в период избирательных кампаний;

3) органы местного самоуправления, взаимодействующие с ре­гиональными и иными органами государственной власти во многих политико-правовых сферах.

В юридической и политической литературе в числе элементов политической организации общества также называются политиче­ские лидеры, политические элиты, группы давления, группы инте­ресов и иные политические структуры. К рассматриваемому ряду можно отнести и деятельность отдельных граждан, выступающих с политическими целями, проявляющих соответствующую полити­ко-правовую активность.

Существенно то, что институциональными элементами поли­тической организации и, соответственно, политической системы российского общества являются легальные, не запрещенные зако­ном организации. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений; в ней могут находиться запрещенные ассоциации экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность кото­рых государство находит опасной для себя и охраняемых им интере­се определенного социального слоя, класса либо общества в Челом. В качестве дополнительной аргументации к этому выводу приводится следующее суждение: в современных условиях на поли-ическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиками, рэкетом, хищениями и совершающие другие преступления. Располагая зна­чительным состоянием, такие сообщества подкупают государствен­ных чиновников, проводят своих представителей в законодатель­ные органы, органы исполнительтной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества могут входить в политиче­скую систему России в качестве самостоятельного ее компонента.

Как оценивать подобные ситуации? Можно ли рассматривать преступные сообщества субъектами политических, экономических и иных отношений и, соответственно, субъектами политической организации российского общества?

В научной литературе преобладает следующее мнение: преступ­ные сообщества и их лидеров, несмотря на возможность оказывать воздействие на отдельные политические, организационные отно­шения, нельзя относить к субъектам политической организации как существенному элементу российской политической системы.

Главное здесь в том, что мафиозные лидеры, преступные орга­низации не участвуют в решении политических проблем, а напротив, осложняют их. К тому же в политическую организацию современ­ного российского общества входят не все и не всякие формирова­ния, оказывающие влияние на политическую жизнь. Любые струк­туры, осуществляющие политические функции, так же как и госу­дарство, партии, общественно-политические движения, должны быть определенным образом юридически признаны (легитимны), т. е. получить официальный правовой статус, должны быть зареги­стрированы в порядке, установленном законом. Такой порядок обязателен для средств массовой информации, партий и др. Зна­чит, криминальные, иные теневые, мафиозные преступные группы не входят в политическую организацию и, соответственно, в по­литическую систему общества в силу названного и иных обстоя­тельств.

Здесь следует отметить и то, что основная функция российской политической системы состоит в ее организующем позитивном воз­действии на политические и иные сферы общества. В ее рамках вырабатываются на научной основе цеди, задачи, пути их достижения, решения.

к С этой точки зрения теневые, мафиозные организационные К преступные группы, несмотря на возможное влияние на политическую жизнь, находятся за пределами российской политической системы, «не вписываются» в ее структуру.

Политическая система российского общества, как более объемное понятие в сравнении с политической организацией, как бы сво­дит воедино политические институты (государство, партии и яр.)] отношения между ними, нормы, на основании которых действу­ют политические организации, иные существенные факторы (по­литическое и правовое сознание, соответствующие формы культу­ры и др.).

В научной литературе имеют место многие содержательные определения политической системы общества. Вместе с тем т свойственна общая стержневая идея, подчеркивающая, что политическая система — это упорядоченное множество элементов полити­ческой жизни, взаимодействующих между собой и образующие целостное единство1.

С этой точки зрения политическая система российского общества — совокупность институтов государственно-организованного общества, осуществляющие: политические функции на основе идейных уста -новок, принципов, политических и правовых норм, соответствующе форм сознания и культуры с целью совершенствования отношений госу дарственной власти, личности, общественных объединений.

Значительный интерес в рассматриваемом плане представляет вывод о том, что политическая система общества включает гаки стороны, как:

-институциональная (государство, политические партии социально-экономические и другие организации, образующие совокупности политическую организацию общества);

-регулятивная (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т. д.);

-функциональная (методы политической деятельности, составляющей основу политического режима);

идеологическая (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

Неоспорим тот факт, что политическая система как социально- политическая категория приемлема для общества с развитой демо­кратией, поскольку является механизмом осуществления демокра­тической власти. С учетом данного качества политической системы едва ли уместно применять это понятие к архаическим обществам, странам восточной деспотии, абсолютно-монархическим регио­нам, теократическим государствам, где публичная политическая жизнь не характеризуется политической направленностью, нахо­дится в неразвитом состоянии1.

По-видимому, сказанное выше может служить предпосылкой для общей характеристики политической системы современной России, ее существенных элементов, их назначения, функций.

Наши рекомендации