Основные этапы становления политологии

Основные этапы становления политологии

В конце XIX – начале XХ веков накопленное политическое знание трансформировалось в политическую науку. Назревшая общественная потребность в научном познании и прогнозировании политики, в эффективном управлении государством.

Первой по времени возникновения и наиболее продвинутой национальной школой политической науки является американская. Ее организационное оформление началось с открытия в 1880 г. высшей школы политической науки Колумбийского университета. В последующие годы в Америке сформировалась сеть научных центров по проведению политических исследований и учебных заведений. С 1903 г. функционирует Американская ассоциация политической науки, положившая начало созданию подобных ассоциаций в международном масштабе.

Американская политическая, наука сконцентрировала внимание главным образом на изучении институтов политической системы – президента; исполнительной, законодательной и судебной власти; партий и избирательных систем. Активно исследовалось политическое поведение с применением методов экспериментальной психологии и психоанализа.

Важное место в работах американских ученых заняли проблемы мировой политики и международных отношений – войны и мира, международных конфликтов.

После II мировой войны американская политическая наука во все большей степени приобретала прикладной характер.

В послевоенное время Быстрыми темпами шел процесс глобализации американской политической науки, ее проникновения не только на европейский континент, но и в латиноамериканские, азиатские и африканские страны.

Наиболее глубокий след в развитии американской политической науки оставили Ч.Мерриам (1874-195З), Г.Лассуэлл (1902-1979) и Г.Моргентау (1904-1980).

В 1895 г. основана Лондонская школа экономики и политической науки.

Уистоков европейской политической науки стояли такие видные ученые, как М.Вебер (1864-1920), В.Парето (1848-1923), Г.Моска (1858-1941), Р.Михельс (1876-1936).

М.Вебер разработал систему теоретических моделей для изучения общества – «идеальных типов» и применил ее к анализу власти, хозяйственного развития и управления. Он ввел в политическую науку понятие «легитимность», означающее общественное признание власти, и проанализировал ее основные типы. В созданной М. Вебером теории «рациональной» бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, сохранившие свою актуальность и в наши дни.

В.Парето и Г.Моска были создателями концепций политических элит. Заслуга Р.Михельса – формулирование «железного закона олигархических тенденций», который объясняет процесс бюрократического перерождения демократии.

Европейское направление политической науки ориентировано преимущественно на проведение исследований в широком социальном контексте с акцентом на историческое и теоретическое измерения политики.

К середине XX века политология полностью оформилась как самостоятельная наука в международном масштабе.Возникла Международная ассоциация политической науки (МАПН), которая связала политологов различных стран между собой, а позже политологию ввели как предмет в западноевропейских вузах.

Сейчас (с 1950-х ) благодаря МАПН проходят регулярные конгрессы на которых обсуждают глобальные, региональные и внутринациональные политические процессы, предпринимаются попытки прогнозирования будущего, предлагаются способы решения ключевых проблем человечества.

Политические отношения.

Политические отношения - это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.

Политические отношения классифицируют по разным основаниям:

1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами - государствами, партиями, организациями;

2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;

3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;

4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;

5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во-вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.

Совершенствование политических отношений, высокая степень выраженности в них разнообразных социальных интересов составляет содержание политического прогресса. Его критериями являются:

• структурная дифференциация политических отношений;

• характер стимулов политической деятельности;

• наличие компонентов и структур, способных к точной, критической оценке сложившейся системы политических отношений;

• уровень знания и рационального фактора в сфере политики, освобождение политического сознания от мифологических представлений и норм, сковывающих политическую активность;

• развитость политической культуры граждан, степень сформированности у них ценностных ориентации, способствующих поступательному развитию общества;

• гибкость и универсальность форм властвования;

• широкое участие граждан в определении политики государства, в выборе альтернатив развития общества, в осуществлении контроля за властными структурами.

Политические отношения складываются в процессе реализации политических интересов и потребностей людей, действующих в конкретных пространственно-временных измерениях.

Политический интерес выражает отношение между субъектами политики по поводу условий их существования, а политическая потребность — это отношение субъекта политики к условиям существования как к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие. Отличие политических интересов от потребностей, следовательно, заключается в предметах, сторонах, между которыми устанавливаются политические отношения.

Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям:

1) в зависимости от субъектов политики (национальные, этнические, партийные, классовые и т.д.);

2) по направленности (прогрессивные, реакционные, консервативные);

3) по сферам действия (внутриполитические, внешнеполитические);

4) по характеру (стихийные и осознанные);

5) с учетом фактора времени (постоянные, перспективные, текущие).

Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических приоритетов, отражающих потребности социальных групп и слоев общества.

Права и свободы личности.

Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определяется правами человека. Они представляют собой гуманистические принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные условия жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека – это основной показатель прогрессивности общественного строя.

Современные представления о правах человека вобрали в себя интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во многих действующих международных документах, провозглашающих и регулирующих права человека. Наиболее значимые из этих документов – Всеобщая декларация прав человека

Наиболее содержательная классификация прав и свобод – их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские (личные) права – это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиеся в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определяют как первое поколение прав человека.

К числу гражданских (личных) прав относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; право на неприкосновенность частной жизни и жилища; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; свобода выбора национальности и языка общения. Комплекс вышеперечисленных прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократически организованного общества.

Первооснову всех прав и свобод личности образует право на жизнь, поскольку они утрачивают смысл в случае гибели человека. Поэтому право на жизнь представляет собой фундаментальную ценность мировой цивилизации.

Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают условия для его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждения человека от власти, укреплению связей между гражданином, обществом и государством.

К числу основных политических прав относятся: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право на участие в отправлении правосудия; право на объединение в общественные организации; право петиций в государственные органы и органы местного самоуправления; право на информацию; свобода слова; свобода собраний, митингов и демонстраций.

Социальные права должны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Основными правами этого блока являются: право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на защиту детства и материнства; право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Социальные права граждан Российской Федерации закреплены в ст. 40, 41, 42 Конституции РФ.

Первостепенное значение для духовного развития имеют культурные права. К ним относятся: право человека на образование, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества; право на охрану интеллектуальной собственности; право на доступ к культурным ценностям; право на поиск, передачу, производство и распространение информации, запрет на цензуру.

Политическая социализация.

Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических, знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией (от лат. socialis – общественный). По мере его развертывания формируется политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики. Утрата соответствующих знаний, норм, ценностей и ролей является политической десоциализацией

Политическая социализация имеет две стороны – объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. В политической науке перечисленные структуры называют агентами социализации

В процессе политической социализации возрастает роль СМИ, способных воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени.Поэтому идет борьба за владение СМИ

Политическая социализация включает в себя не только воздействие политической системы на человека через соответствующие институты, но и активность самой личности, направленную на освоение окружающего мира. Индивид может избирать предпочтительную политическую позицию и даже влиять на социализирующую его систему в желаемом для себя направлении

Создание эффективного механизма политической социализации представляет собой одну из важнейших практических задач любой власти

Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые взаимосвязаны между собой, – прямой и косвенной. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т.д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. Так, общение с родителями, учителями и другими субъектами, обладающими определенной социальной властью, развивает в индивиде уважение или неуважение к власти и авторитету, со временем распространяющееся на политическую власть и политический авторитет.

типы социализации – гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение имсвоих гражданских обязанностей.

Для плюралистического типа политической социализациихарактерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентации граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации.

Конфликтный тип политической социализацииформируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей носителям различных ценностей достижение согласия друг с другом и с властью. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность должна присоединиться к какой-либо группе, касте, клану, классу и т.д.

Гегемонистский тип политической социализациипредполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Он характерен прежде всего для закрытых политических систем, не приемлющих иных, не «своих» ценностей, тоталитарных и авторитарных.

Согласно преобладающей в науке периодизации выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный этап совпадает с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связан с периодом социальной зрелости индивида, когда он обретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций и способен реализовывать ее в процессе выполнения определенных политических ролей.

В зависимости от вовлеченности человека в политику выделяют следующие типы ролей.

1. Обычный член общества, политически пассивный (вплоть до аполитичности) и потому имеющий статус лишь объекта политики;

2. Гражданин, состоящий в одной или нескольких общественных организациях и косвенно (через них) включенный в сферу политической практики.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации и по своей воле включившийся в политическую жизнь. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той ролью, которую он в ней играет.

4. Общественный и особенно политический деятель.

5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только основным занятием, но и смыслом жизни.

6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет или последняя инстанция1

Понятие и сущность власти.

Власть – центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и ее использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.

В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.

Натуралистическая. Исходит из того основания, что человеку как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н.Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т.Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под углом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А.Гельвецию.

Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г.Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.

Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3.Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.

Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т.Парсонс, Д.Истон и др.).

Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, то есть как отношения, – характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.

власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры – масштабы, объем, время и пространство. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти – это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти – это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти – это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти – это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

· верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;

· всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;

· моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;

· многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти – это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы – это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Механизм власти – это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию: 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов – на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект – на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть – международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть – центральные государственные институты; мезовласть –учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть – уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть – это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть – это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям – управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль

Функции власти – это круг ее деятельности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти – ее способность выполнять свои задач и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

20)

Основные этапы становления политологии

В конце XIX – начале XХ веков накопленное политическое знание трансформировалось в политическую науку. Назревшая общественная потребность в научном познании и прогнозировании политики, в эффективном управлении государством.

Первой по времени возникновения и наиболее продвинутой национальной школой политической науки является американская. Ее организационное оформление началось с открытия в 1880 г. высшей школы политической науки Колумбийского университета. В последующие годы в Америке сформировалась сеть научных центров по проведению политических исследований и учебных заведений. С 1903 г. функционирует Американская ассоциация политической науки, положившая начало созданию подобных ассоциаций в международном масштабе.

Американская политическая, наука сконцентрировала внимание главным образом на изучении институтов политической системы – президента; исполнительной, законодательной и судебной власти; партий и избирательных систем. Активно исследовалось политическое поведение с применением методов экспериментальной психологии и психоанализа.

Наши рекомендации