Взаимосвязь политики с экономикой, моралью и правом.
Глубинные корни политической деятельности определяются прежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политику экономика оказывает в основном через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и статусы их членов. В зависимости от экономического содержания своих интересов люди могут обращаться к различным способам их политического выражения – выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованию на выборах и т.д.
В действительности политика не является зеркальным отражением экономических интересов тех или иных классов. Она в достаточной степени автономна и формируется под воздействием множества факторов, включая и субъективные, личностные.
Политика самым непосредственным образом связана с правом. По своей сути она начинается с введения в систему управления обществом писанных законов. Роль права в политике заключается в том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъектов и участников политического процесса; во-вторых, содержит ориентиры для постановки целей и выбора средств их достижения; в-третьих, защищает интересы граждан и их объединений от произвола как со стороны государства, так и со стороны других лиц. Иными словами, право и его важнейшая составная часть — права человека - устанавливают границы санкционируемой обществом политической деятельности, т. е. легализуют политику. Только политика, основанная на праве, способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов.
Политика и мораль.В этой связи существует два основных подхода к политике – как к виду профессиональной деятельности, имеющему моральное измерение, и как к корыстному занятию, свободному от нравственных требований.
Некоторые ученые и политики подходят к вопросу о сочетании политики и морали с позиций целесообразности. Так, В.И.Ленин выдвинул тезис о подчинении морали «классовым интересам» пролетариата.
очевидно, что проблема взаимосвязи политики и морали сложна, многогранна и конкретна по содержанию в различных ситуациях. Важным условием гуманизации политики является институционализация нравственных требований к ней, т.е. закрепление этих требований и санкций за их нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве. Универсальным критерием для оценки гуманности политики и ее нравственного измерения мировое сообщество считает права человека, соединяющие моральные и правовые начала.
6)Политическая жизнь, параметры и основные понятия.
Политическая жизнь – это совокупность форм политического бытия индивидов, групп, слоев и других социальных общностей, стремящихся удовлетворить свои интересы. Понятие «политическая жизнь» характеризует отношение человека и общества к политике и участие в ней, охватывает разнообразные политические явления, процессы и взаимодействия. Оно аналогично понятиям экономической, духовной, культурной и религиозной жизни.
Политическая жизнь детерминируется многими факторами – социально-экономическими, политическими, культурно-историческими, природными. Наиболее непосредственно она зависит от типа политического режима, уровня развития гражданского общества, состояния общественного мнения, влияния идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают психология народов, их традиции и национальные особенности. Вся эта совокупность факторов обусловливает динамику политической жизни, переживаемые ею подъемы и спады.
Политическая жизнь может протекать в спокойном ритме и рутинных формах, но может приобретать динамичный и даже взрывной характер. Последнее происходит в кризисные и переломные периоды развития общества, когда радикализируются политические и идейные течения, обостряется борьба за власть.
Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.
Политическая стабильность (от лат. stabilis – устойчивый) – состояние политической жизни общества, проявляющееся: во-первых, в эффективном функционировании политических институтов и их развитии при сохранении качественной определенности; во-вторых, в соблюдении юридических и моральных норм, сложившихся социальных традиций; в-третьих, в предотвращении и мирном разрешении конфликтных ситуаций.
Основными условиями и факторами политической стабильности являются:
- согласие наиболее влиятельных социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам жизни страны;
- легитимность и легальность политического режима, его умение в достаточно высокой степени выражать интересы большинства членов общества;
- наличие правовой системы, создающей условия для рационального функционирования общества;
- недопущение резкой социальной дифференциации общества;
- обеспечение основных прав и свобод человека, оптимальное
соотношение между участвующими в политической жизни и абсентеистами;
- разумное распределение компетенции и эффективное взаимодействие между центральными и местными органами власти;
умение властных структур использовать мировой опыт, региональные и международные стабилизационные
Антиподом политической стабильности являетсяполитическая нестабильность.Многие ученые характеризуют ее как следствие неспособности политической системы управлять изменениями. Некоторые зарубежные авторы трактуют нестабильность как отклонение от традиционных и приемлемых для общества стандартов
Политическая нестабильность может носить как фундаментальный, так и ситуационный характер. В первом случае для достижения стабильности необходимы коренные перемены в общественном устройстве, во втором – преобразования менее глубокие, не затрагивающие основы общественного устройства.
Политическая стабильность и нестабильность возможны в условиях любого режима – демократического, тоталитарного или авторитарного. Нестабильность особенно характерна для переходных состояний в развитии общества, периодов радикальных изменений, реформ и революций.
Нестабильность политической жизни в России обусловлена действием таких факторов, как:
* незавершенность процесса институционализации общества, слабость государства как основного социального института;
* рыхлость и аморфность правящей элиты, неспособной консолидировать общество;
* кризисное состояние экономики, ориентированной преимущественно на добычу сырья;
* резкая дифференциация в доходах населения, маргинализация и люмпенизация значительной части общества;
* отсутствие среднего класса как базового элемента социальной структуры;
* правовой нигилизм и криминализация общественной жизни;
* центробежные тенденции, особенно со стороны национально-
государственных образований, угрожающие территориальной целостности страны;
* деятельность экстремистских, националистических, сепаратистских и террористических структур и движений;
Политическая стабильностьдостигается двумя путями – установлением диктатуры и развитием демократии.
Политические отношения.
Политические отношения - это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.
Политические отношения классифицируют по разным основаниям:
1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами - государствами, партиями, организациями;
2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;
3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;
4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;
5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.
Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во-вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.
Совершенствование политических отношений, высокая степень выраженности в них разнообразных социальных интересов составляет содержание политического прогресса. Его критериями являются:
• структурная дифференциация политических отношений;
• характер стимулов политической деятельности;
• наличие компонентов и структур, способных к точной, критической оценке сложившейся системы политических отношений;
• уровень знания и рационального фактора в сфере политики, освобождение политического сознания от мифологических представлений и норм, сковывающих политическую активность;
• развитость политической культуры граждан, степень сформированности у них ценностных ориентации, способствующих поступательному развитию общества;
• гибкость и универсальность форм властвования;
• широкое участие граждан в определении политики государства, в выборе альтернатив развития общества, в осуществлении контроля за властными структурами.
Политические отношения складываются в процессе реализации политических интересов и потребностей людей, действующих в конкретных пространственно-временных измерениях.
Политический интерес выражает отношение между субъектами политики по поводу условий их существования, а политическая потребность — это отношение субъекта политики к условиям существования как к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие. Отличие политических интересов от потребностей, следовательно, заключается в предметах, сторонах, между которыми устанавливаются политические отношения.
Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям:
1) в зависимости от субъектов политики (национальные, этнические, партийные, классовые и т.д.);
2) по направленности (прогрессивные, реакционные, консервативные);
3) по сферам действия (внутриполитические, внешнеполитические);
4) по характеру (стихийные и осознанные);
5) с учетом фактора времени (постоянные, перспективные, текущие).
Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических приоритетов, отражающих потребности социальных групп и слоев общества.