История формирования политических взглядов и учений.

Политология как наука.

Как система знаний политология зарождается в 4 веке до н.э. в Древней Греции.

Политология как самостоятельная научная дисциплина сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества; утверждения в промышленно развитых странах важнейших государственных и политических институтов; развития научно-рационалистической методологии исследований, в частности, появление и широкое распространение эмпирических методов.

Впервые кафедра политической науки была создана в 1857 г. в Колумбийском колледже (США, ныне Колумбийский университет). Несколько позже подобные научные и учебные центры возникли во Франции (1871 г.) и Великобритании (1898 г.). В течение первой половины ХХ века выделение политологии в самостоятельную научную дисциплину завершилось, а после рекомендации ЮНЕСКО (1948г.) ввести изучение политологии в учебных заведениях, она приобрела статус и учебной дисциплины. В этом качестве политология преподаётся в вузах Беларуси с 1989 г.

Объектом политологиия является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества, или политика.

История формирования политических взглядов и учений.

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий. Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы. Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений. Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:

1 этап. Политические учения Древнего Востока.

2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

3 этап. Политические учения Средневековья.

4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

5 этап. Политические учения Нового времени. 6 этап. Современные политические учения. Рассмотрим и охарактеризуем эти этапы подробнее.

Политические институты и процессы.

Политические процессы, сущность и содержание которых были рассмотрены в параграфе 6.1, осуществляются, в частности, через деятельность политических институтов – специфических проявлений политического устройства и функционирования общества. Это прежде всего определенные учреждения или системы учреждений, посредством которых различные политические силы реализуют свои политические интересы.

Действующие в обществе политические институты представляют собой некие механизмы функционирования политического строя общества, призванные обеспечить его стабильность и развитие. Через них постоянно воспроизводятся присущие данному обществу виды политической деятельности и политических отношений. Тем самым воспроизводятся принципы, нормы и правила этой деятельности и этих отношений, а также сложившиеся политические традиции. Все это отражается в понятии "содержание деятельности политических институтов".

Субъекты политики.

Политические субъекты по количественному признаку подразделяются на единичные (граждане, лица без гражданства, иностранцы) и группы (элиты, сословия, этносы, фракции и другие). По правовому признаку субъекты политики подразделяют на физические (граждане) и юридические (общественно-политические организации). По направлениям политики - на субъектов внешней (государства, народы, межгосударственные объединения) и внутренней (граждане, партии) политики. По первичности или вторичности участия субъектов в политике их подразделяют на две группы. К первой относятся граждане, нации, классы, политические элиты и другие социальные группы. Во вторую входят государства, межгосударственные объединения, общественно-политические движения и организации.

Структура

Структуру гражданского общества Г.Гегель рассматривал как определенную систему, состоящую из частных лиц, классов, групп и социальных институтов, взаимодействие которых регулируется политикой. Гражданское общество, подчеркивал он, представляет собой «...конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь».

Основополагающими принципами функционирования гражданского общества Гегель считал: частную собственность, личную свободу, публичность, всеобщую осведомленность, свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

Причины возникновения

Основными причинами возникновения гражданского общества являются следующие: появление частной собственности (именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым); появление свободной рыночной экономики, в которой в одиночку выжить труднее; обязанность государства максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан (они многочисленны и разнообразны, различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы).

К современным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:
обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики, возможности для каждого индивида самостоятельного выбора конкретной сферы своей хозяйственной деятельности;
обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, институтов и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую интегрирующую политику в интересах всего общества;
постоянная и всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, счастье, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;
обязательное взаимодействие с государством, без наличия которого не может быть и самого гражданского общества.

Основными сферами функционирования гражданского общества являются: политико-правовая, экономическая, духовно-идеологическая и культурно-нравственная. В политической науке выделены определённые условия функционирования современного развитого гражданского общества в этих сферах.

Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой — охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу – всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

  • многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
  • многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
  • «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

  • раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
  • раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
  • возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
  • появлению рабочих и социалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Политология как наука.

Как система знаний политология зарождается в 4 веке до н.э. в Древней Греции.

Политология как самостоятельная научная дисциплина сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества; утверждения в промышленно развитых странах важнейших государственных и политических институтов; развития научно-рационалистической методологии исследований, в частности, появление и широкое распространение эмпирических методов.

Впервые кафедра политической науки была создана в 1857 г. в Колумбийском колледже (США, ныне Колумбийский университет). Несколько позже подобные научные и учебные центры возникли во Франции (1871 г.) и Великобритании (1898 г.). В течение первой половины ХХ века выделение политологии в самостоятельную научную дисциплину завершилось, а после рекомендации ЮНЕСКО (1948г.) ввести изучение политологии в учебных заведениях, она приобрела статус и учебной дисциплины. В этом качестве политология преподаётся в вузах Беларуси с 1989 г.

Объектом политологиия является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества, или политика.

История формирования политических взглядов и учений.

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий. Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы. Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений. Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:

1 этап. Политические учения Древнего Востока.

2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

3 этап. Политические учения Средневековья.

4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

5 этап. Политические учения Нового времени. 6 этап. Современные политические учения. Рассмотрим и охарактеризуем эти этапы подробнее.

Наши рекомендации