Политическое поведение и политическая деятельность

Понятия «политическое поведение» и «политическая деятельность» выражают активность индивидов и групп в сфере политических отношений. Политическое поведение — это различные формы взаимодействия людей с политической сферой, участия в политической жизни общества, а политическая деятельность — вид их активности в сфере властных отношений, вызванный стремлением сохранить или изменить социальное бытие.
Политическое поведение как сложный феномен может классифицироваться по многим основаниям. Так, в зависимости от субъектов политического поведения (индивид, группа, массы) различают индивидуальное, групповое и массовое поведение; исходя из существующих в обществе правовых и нравственных норм, выделяют правомерное, отклоняющееся и экстремистское поведение; по мотивам дифференцируют сознательное и стихийное поведение; по ситуативным особенностям - стабильное, нестабильное, кризисное и т.д.; по формам проявления - бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности - длительное, кратковременное; по направленности -конструктивное и разрушительное.
Политическое поведение мотивируется, направляется и обосновывается политическими ценностями. Эта категория означает субъективные предпочтения значимости тех или иных явлений, принципов и норм политической жизни.
Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, классовыми, групповыми и индивидуальными. К числу общечеловеческих ценностей относятся равенство, справедливость, безопасность, гражданские свободы, политические права, различные идеи. В зависимости от сущностной стороны политики выделяют ценности демократические, авторитарные, тоталитарные.
Важнейшим стимулом политического поведения служат политические интересы, которые не только предопределяют конкретную направленность политической активности, но и многообразные формы ее проявления в различных сферах общественно-политической жизни.
На политическое поведение влияют следующие факторы: социально-экономические условия жизнедеятельности, общественно-политический строй, уровень политической культуры общества, политические традиции и обычаи, мировоззрение и психология личности, международная обстановка. Воздействие этих факторов зависит от конкретно-исторических ситуаций и неодинаково по своей интенсивности. Одни действуют постоянно и непосредственно, другие кратковременно и опосредованно.
Круг факторов, влияющих на регуляцию властью политического поведения, включает:
1) роль лидера, руководителя и воздействие, оказываемое им на участников политического процесса;
2) характер аргументации, призывов, обращенных к участникам политического процесса;
3) потребность в институционализации черт и норм политического поведения, например, в выработке четкой процедуры выборов, принятия решений или замещения должностей в государственном аппарате и т.д.;
4) уровень информированности общества: чем он выше, тем рациональнее политическое поведение, и наоборот;
5) политическое образование, расширяющее диапазон навыков и способов достижения целей политического действия;
6) степень групповой идентификации участников политического действия. По мере ее роста возможности регулирования их поведения увеличиваются.
7) степень риска в ходе принятия политических решений или развертывания политических процессов. Ее увеличение может способствовать консолидации приверженцев определенных ценностей или принципов.
Антиподом политическому поведению являются различные формы неучастия человека в политике - так называемая «политическая иммобильность». Ими могут быть: а) пассивность, обусловленная низким уровнем общественного развития; б) индифферентность как результат заорганизованности политических отношений, низкой эффективности механизмов обратной связи между системой и обществом, разочарования в политических институтах и безразличия к их деятельности; в) апатия как форма неприятия политической системы, отказ от сотрудничества с ней (после чужеземного завоевания и оккупации, подавления массовых социальных и политических движений); г) бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.
Понятие «политическая деятельность» используется для характеристики наиболее динамичного аспекта политики - разнообразных действий, оказывающих влияние на политические реалии. Важнейшими чертами политической деятельности являются:
• концентрация усилий на общих проблемах и потребностях существования социальной целостности;
• рассмотрение государства и его институтов в качестве главных инструментов решения этих проблем;
• использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Для современных условий характерны следующие наиболее общие тенденции политически активной деятельности:
• растущее стремление граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение новым социальным движениям и партиям движенческого типа, в частности «зеленым», а не жестко структурированным партиям;
• объединение не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблем и по поводу их решения;
• рост количества граждан, интересующихся политикой, при одновременном сокращении численности партий;
• увеличение числа людей, склонных к независимой политизации, т.е. не связывающих свое участие в политике с принадлежностью к той или иной действующей политической силе или структуре и стремящихся действовать автономно от них.
Различают политическую деятельность теоретическую и практическую. Первый вид деятельности связан с разработкой концепций социально-политического развития, формированием политических платформ и программ, прогнозированием политических процессов. Второй вид состоит в реализации разработанного курса субъектами политики. Оба вида деятельности, как правило, базируются на использовании национального и международного опыта.





42.Либерализм- совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Принципы:

1.Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей.

2.Автономия индивидуальной воли.

3.Признание неотчуждаемых прав человека: право на жизнь,свободу,собственность

4.Создание государства на основе общего консенсуса.

Основные полит.идеи

1.Приверженность парламентскому строю и парламентским процедурам.

2.Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям гос-ва.

3.Необходимость разделения властей.

4.Верховенство закона.

5.Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения и достоинства личности.

Неолиберализм- течение, возникшее на базе классического либерализма, признающее, что наряду с абсолютной ценностью частной собственности, прав и свобод граждан необходимо учитывать и собственные интересы, что обуславливает вмешательство государства в общ.жизнь.

Особенности

1.Признание права гос-ва на вмешательство в экономику с целью защиты свободы конкуренции, рынка от угрозы монополизма.

2.Гос-во должно осуществлять социальные программы с целью поддержки малообеспеченного населения.

43.Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:

1. институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти – основных субъектов полити-ческого процесса;

2. артикуляционный подход рассматривает содержание полити-ческого процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических ре- шений и т.д.;

3. социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;

4. интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;

5. бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;

6. структурно–функциональный подход рассматривает полити-ческий процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобра- зование и функционирование политической системы.

7. Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; сред-ства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

44.Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

Общие установки консерватизма:

1. Нравственный абсолютизм. Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов).

2. Традиционализм. Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.

3. Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.

4. Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.

5. Политический реализм. Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.

6. Антиэгалитаризм. Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин.

7. Идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений.

8. Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.

9. Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

Неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века. После экономического кризиса в 1973-1974 годов именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США (Республиканская партии во главе с Р. Рейганом) и в Великобритании (Консервативная партия во главе с М. Тэтчер). Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристалл, М. Новак (США), Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и др.

Основные установки неоконсерватизма:

1. Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

2. Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.

3. Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.

4. Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными.

5. Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.

6. Среди консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во второй половине XIX века, и ориентировавшийся на интересы не только дворянства, но и буржуазии, а также рыночный консерватизм, отстаивающий либеральные ценности – свободу частного предпринимательства и невмешательство государства в экономику.

7. На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.

8. В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства.

45. Политическая культура – составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпо-чтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика образа и стиля политической жизни общества. Политическая культура представляет собой политический опыт, память со-циальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.

В структуре политической культуры целесообразно выделять познаватель-ные, нравственно-оценочные и поведенческие элементы.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и по-нимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране по-литических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и обществен-но-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультур-ные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной дея-тельности в сфере политики; политическую самооценку.

Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и ак-тов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Наши рекомендации