Классические геополитические концепции

Наиболее заметный вклад в КГК внесли английские, немецкие и американские теоретики. Свой след в развитии направления оставили россияне Данилевский и Трубецкой.

Англ Макиндер сформулировал концепцию «Хартленда», оказавшую существенное влияние на всю последующую историю геополитики. По его мнению, часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров», являющийся естественным местоположением силы. А тот, кто, согласно Макиндеру, контролировал Хартленд, контролировал и «мировой остров» и, следовательно, весь мир. Он сформулировал и положение о том, что в будущем расстановку политических сил в мире может существенно изменить развитие технологий.

Ратцель сформулировал ряд положений, лёгших впоследствии в обоснование экспансионистских стремлений Германии. Рассматривая государство как действующий по биологическим законам организм, он полагал, что условием сохранения его жизнестойкости является наращивание политической мощи, суть которой состоит в территориальной экспансии и расширении «жизненного пространства». Поэтому немецкие политики должны развивать у себя «дар колонизации» ради обретения страной былого могущества.

Хаусхофер попытался обосновать мысль, что завоевание новых территорий и обретение таким путем свободы и есть показатель величия государства. Важнейшим же способом территориального распространения своего могущества он признавал поглощение мелких государств более крупными. Доминирующее положение в мире могут занять только державы, способные продуцировать некие «панидеи», в частности, американскую, азиатскую, русскую, тихоокеанскую, исламистскую и европейскую. Именно такое духовное обрамление придает территориальным притязаниям государств должную силу и оправдание их действий.

59. Мировая политика: понятие, содержание, цели, субъекты.

Все многообразие стран представляет собой мировое сообщество, кот. связано общими узами исторической судьбы человека. В рамках мирового сообщества развертывается мировая политика. Мировая политика представляет собой результат основательного преобразования междунар. связей и взаимодействий, появление таких общих проблем, кот. не могут быть решены отдельными гос-вами. Мировая политика не тождественна политики отдельных гос-в. Мировая политика – это специфический вид политики, целью кот. является обеспечение стабильности международной системы и воплощение в жизнь интересов всех ее участников.

Мировая политика состоит из: 1) политич. акций, 2) внешнеполитич. деятельности государства, 3) региональных, межгосударственных и общественных структур, союзов и др. подобных объединений, 4) деятельности организаций таких как ООН и др.

Основные цели:

1. обеспечение мира в глобальном масштабе

2. формирование структуры надгосударственного уровня для решения междунар. проблем.

3. создание пространства для нормального, плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества.

Субъектами мировой политики являются государства, международные объединения, политические партии, движения и т.п. Помимо государств на мировой арене появились неправительственные общественные и иные организации. Однако основным субъектом все же остается государство, на которое возложена миссия представлять в мировой политике общество в целом. Государство представляет собой единственный общенациональный институт, обладающий легитимными полномочиями участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.

Законодательная власть

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата.

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, однако законодательная власть имеет свои пределы. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам.

Согласно Конституции РБ, « Парламент РБ - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.»

Состав Парламента РБ -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики.

Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны.

По решению Президента РБ полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно:

- при отказе в доверии Правительству;

- двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;

- на основании Заключения Конституционного Суда РБ.

Парламент не может быть распущен:

- в период чрезвычайного или военного положения;

- в последние 6 месяцев полномочий Президента;

- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности;

- в течение года со дня первых заседаний Парламента

Исполнительная власть

ИСПОЛНИ́ТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах.

Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства — в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство — в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.

Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках — президент, в парламентарных — формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках — президент, но иногда формально глава правительства.

«Исполнительная власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров Республике Беларусь – центральный орган государственного управления .»

Правительство РБ в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции)

Президент назначает на должность:

-Премьер-министра;

-заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства.

Дуализм (двойственность) исполнительной власти является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация — с одной стороны, премьер-министр и правительство — с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

Судебная власть

Судебная власть - система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти.

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В США, например, - национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов и тд.

Судебная власть в РБ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституцией РБ предусмотрены:

а) Конституц Суд РБ;

б) Верховный Суд РБ;

в) Высший Хозяйственный Суд.

6 судей из 12 назначаются Президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Причем Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент РБ в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда РБ.

Наши рекомендации