Основные виды избирательных систем

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система относительного большинства, в основе которой лежит принцип большинства, избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.

Мажоритарная система абсолютного большинства - она отличается от предыдущей тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким:

а) общее число зарегистрированных избирателей;

б) общее число поданных голосов;

в) общее число поданных действительных голосов.

Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

1)абсолютного большинства поданных голосов;

2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат.

Мажоритарная система квалифицированного большинства - избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов.

Система единственного непередаваемого голоса. Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

Кумулятивный вотум - каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше, и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно.

Система пропорционального представительства политических партий - каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Система единственного передаваемого голоса - применяется только в многомандатных избирательных округах.У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствии со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов.

Смешанные системы. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

СМИ: понятие и ф-ции

Изобретение и распространение в 19-20 вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов.

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ.

Функции СМИ разнообразны: Информационная функция - состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях.

К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие.

Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения.

Функция социализации - позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Функция критики и контроля.

Мобилизационная функция - выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и обще­ственности; оперативная — обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

Наши рекомендации