Структура политического процесса

Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

- субъекта, носителя власти;

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс предстает как зрелище, ритуал, театр со своими действующими лицами, победами и поражениями, атрибутами славы, власти, государственной символики.

Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.

33. Политическое участие: мотивы, формы, разновидности. В политологии термин "политическое участие" используется для обозначения форм политического поведения граждан. Основанием для их выделения служит степень активности индивидов и социальных групп. Причем разброс крайних значений будет очень велик — от поведения, не отличающегося от политической иммобильности (бездействия), до высших форм политической активности, проявляющейся как в деятельности политических партий и движений, так и в прямых действиях, направленных против существующей политической системы. Политическое участие - это вовлеченность членов общности в существующие внутри нее политические отношения и структуру власти. Оно предполагает различные цели в самом общем виде, которые могут быть сформулированы следующим образом: воздействие на правительство, • повышение уровня благосостояния граждан; развитие своего региона; • решение экологических проблем. В книге "Гражданская культура" Г. Алмонд и С. Верба в качестве определяющих для 'облика демократического гражданина указывают признаки, сходные с вышеназванными. По их мнению, гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность — все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В соответствии с этим выделяются следующие формы политического участия: • совершенна пассивные формы поведения граждан; • участие людей только в выборах представительных органов; • вовлеченность индивидов в решение местных проблем; • политическое поведение активных участников предвыборных кампаний; • поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; • участие как форма профессиональной деятельности политика. Формы полит.участия: пассивный потребитель полит. информации, избиратель, групповой активист, профессионал, партийный функционер, члены партий. Изложенные выше формы участия в политике различаются по масштабности и сфере социального распространения. Кроме того, они могут быть как прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, так и косвенными. Характеризующими его включение в политику через различные группы, организации и движения. Из всех форм политического участия наиболее развитой и распространенной является электоральная (от лат. elector— выбирающий, избиратель). Само по себе участие в выборах не всегда служит показателем высокого уровня развития политической активности в стране. Кроме того, исследователи отмечают нелинейную зависимость между качественными и количественными показателями участия. Максимум участия, например, ничуть не означает максимума подлинно демократических свобод. Политическая практика многих западных демократий свидетельствует, что в выборах зачастую не принимают участия более половины избирателей.

34. Теория элит. Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”. Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития. Существование политической элиты обусловлено следующими факторам: — психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; — законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации; — высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; — широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей); — практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; — политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев). Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты: — стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.); — организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь); — интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций). Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

35. . Основные функции и типы политического лидерства. Приоритетное значение в политологии имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли политического, лидера и его социальных качеств с точки зрения: а) уровня профессиональных знаний; в) наличия воли, достаточной, чтобы склонить следующих за ним людей к выполнению определенных действий; г) умения руководить и убеждать; д) способности претворять в жизнь принятые решения. Если руководствоваться именно таким комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим: 1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения. 2. Выслушивание мнений других и умение определять их значимость, обобщать и использовать при оценке ситуации. 3. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации. 4. Определение направления и программы деятельности данной группы или организации. 5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс. 6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач. 7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности. 8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации в первую очередь при внедрении инноваций. 9. Соединение заботы о повышении эффективности дела с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений. 10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели. 11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов для достижения этих целей. 12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более страной. Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, на различных уровнях лидерства набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта; 3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность, 7) высокая степень уверенности в себе; 8) способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; 9) сильная воля; 10) настойчивость в достижении цели;11) удачный подбор команды; 12) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели. Практическое применение социальной технологии лидерства предполагает четкое представление о различных классификациях типов лидеров. Обычно выделяют следующие типы лидеров: 1) лидер-вдохновитель, предлагающий программу деятельности; 2) лидер-организатор; 3) лидер — генератор идей; 4) лидер-инициатор; 5) лидер — генератор эмоционального настроя, эмоционального притяжения людей; 6) лидер-умелец, оказывающий воздействие; на других своим мастерством. Оптимальным считается интегративный тип лидера, сочетающий особенности двух или нескольких из охарактеризованных выше типов.

36. Роль выборов в полит.жизни общества. Участие граждан в формировании институтов полит.сис-мы обеспечивается с помощью выборов. С ними связана реализация полит.прав граждан, возможность активного участия в управлении гос-м и обществом. Выборы — это способ существования демократии, способ смены полит.элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. С помощью выборов формируются представительные, законодательные, судебные, исполнительные органы гос-ва. Существуют общенациональные, президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судей, присяжных и др.). Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, теряет их доверие, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти других политических лидеров, которые, как правило, идут на выборы с критикой существующих отношений власти, а также с новыми конструктивными программами. По своей сути выборы являются источником власти народа, реализации народом своих властных полномочий через избранных представителей. ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ 1. Создание функционирующей представительной системы. Голосуя на выборах; граждане участвуют в формировании представительной власти. Избранные в те или иные организации представители получают от народа мандат доверия, им делегируются экономические, социальные и другие интересы избирателей. Это создает отношения представительства граждан в этих организациях и позволяет влиять на их деятельность в интересах различных социальных слоев. Т.о., представительная система власти воздействует на общество, модифицирует его в соответствии с представленными интересами различных социальных групп, обеспечивая этим процесс общественного функционирования и развития. 2. Артикуляция интересов различных социальных групп. Период подготовки и проведения выборов вызывает обостренное осознание людьми своих жизненно важных проблем. Кандидаты предлагают интегрировать интересы избирателей, выразить их в виде политических программ, найти эффективные методы решения проблем. Здесь в силу вступают законы своеобразного политического рынка, на котором в обмен на свои предвыборные обещания кандидаты стремятся получить максимальное доверие у избирателей. Победа на выборах наиболее достойных — гарантия успеха этого "политического обмена". 3. Институционализация отношений представительства. Итогом избирательной политики является выбор в органы власти своих представителей. Это предполагает налаживание различного рода каналов коммуникации и взаимодействия с избирателями, грамотной и корректной демонстрации населению преимуществ и достоинств кандидата. Тот, кто сделает это более успешно, вольется во властные институты. Так рекрутируются в полит.элиту лучшие представители общества. 4. Мирная конкуренция интересов различных групп населения. Интересы социальных групп выражают на выборах политические партии и их лидеры. Логика предвыборной борьбы заставляет заменять крайние полит.позиции (левые, правые) на более умеренные (центристские), поскольку последние находят поддержку у основной массы населения. 5. Легитимный способ формирования гос-х институтов. Легитимность означает, что мандат на власть от избирателей получен в результате демократических процедур на основе действующего закона. Полит.институты сформированы волеизъявлением граждан, которые свободны в юрид-м, полит-м и психолог-м отношении. В этом случае власть не только легитимна, но и легальна, т. к. соответствует этическим, юрид. и правовым нормам. 6. Полит.социализация. В процессе выборов индивид напрямую включается в отношения власти. Он становится активным субъектом политики. Выбирая позицию, отождествляя себя с теми или иными полит.силами, избиратель пересматривает свои политические взгляды, развивает свою политическую культуру, следовательно, лучше адаптируется в политической системе общества.

37. Ключевые принципы избират. права.Организация и проведение выборов, участие граждан в них – эти и другие отношения политической практики регулируются совокупностью юридических норм - избирательным правом. В результате длит.борьбы граждан многих стран мира за предоставление им избират. права на демократических условиях и отмену всевозможных сословных, имущественных, образоват-х, расово-национальных ограничений и цензов, утвердился ряд принципов избират. права. Это: всеобщие, тайные выборы, их непосредственность, состязательность, равенство возможностей в предвыборной борьбе и др. Принцип всеобщности означает, что все жители имеют право на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве кандидатов в органы власти) участие в выборах. Однако на практике с помощью цензов выполнение этого принципа в полном объеме не соблюдается. Ограничивается возраст избирателей, есть цензы недееспособности, оседлости, имущественные, моральные и т. д. Равное избирательное право практически воплощается в том, что в законодательный орган избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан, а каждый кандидат в равной степени влияет на общее электоральное решение. Соблюдение этого принципа во многом зависит от правильной "нарезки" избирательных округов. В США считается, что на выборах в конгресс разница в количестве жителей округов может составить 2%. В России, в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Госдумы, допускается разница в количестве жителей в избирательных округах в пределах одного субъекта федерации в 20%, а в труднодоступных и отдаленных районах — 30%. Тайное голосование — принцип процедуры голосования во всех демократических государствах. Он обеспечивается различными способами технического характера, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателя. За нарушение принципа тайного голосования законом предусмотрены жесткие меры наказания. Непосредственность выборов — принцип, сущность которого заключается в том, что избиратели прямо (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, президента, представителей других органов политической власти. Следует различать формально непрямые выборы, когда выборщики однозначно исполняют волю избирателей, и непрямые по существу, когда выборщики голосуют по своему усмотрению. Равенство возможностей в предвыборной борьбе — принцип, обеспечивающийся созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Избирательная система не допускает результатов выборов, получение которых может быть осуществлено недемократическим путем (в результате подкупа, взяток и т. д.). Термин "абсентеизм" обозначает равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня. Причины неявки избирателей на выборы могут быть самыми разными: снижение роли парламента в политической жизни, разочарование в деятельности властей, тяжелые экономические условия жизни в стране, низкий уровень поликультуры населения. Некоторые избиратели не приходят на выборы из-за своей аполитичности, безразличия к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если их устраивает победа любой из аполитических сил. Причиной абсентеизма может выступать и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил.

Наши рекомендации