Понятие и структура политического процесса..

Понятие политического процесса используется обычно в двух отношениях, условно обозначаемых как его макро- и микроизмерения. В макроаспекте его определяют как ход развития вообще, воспроизводство политической

системы под влиянием действующих на нее факторов, т.е. как ее универсальную динамическую характеристику. В микроаспекте под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, т.е. политический процесс сводится к деятель­ности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и груп­повых интересов.

Структура политического процесса:

1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.

2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

Современный этап эволюции концепций политического процесса открывается в XX в. микротеориями, связанными с именами Артура Бентли и Вильфредо Парето.

1) На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется. Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе».
2) Настоящую революцию в развитии теории политического процесса произвела книга Бентли«Процесс управления», в которой подробно была разработана концепция групп интересов, или «заинтересованных

групп». Именно ему — одному из первых — принадлежала трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в соперничестве за государственную власть.В его исследования заложена идея о том, что именно группа является базовой единицей общества.

Новаторским подходом А. Бентли в исследовании политическо­го процесса стало его утверждение о том, что изучение политики не должно сводиться к описанию законодательных норм и формальных моментов политической организации общества, а прежде всего оно предполагает изучение действий людей, добровольно объединяющих­ся в группы, направленные на достижение политических целей. «Пове­дение, личность, убеждение индивида могут рассматриваться только в контексте его деятельности в какой-либо группе». А. Бентли считал, что «группа — это объединение граждан, рассмат­риваемых не как абстрактная физическая единица общества, а как массовая деятельность, которая не связывает индивида участием толь­ко в одной группе, но допускает его деятельность и во многих группах. Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Группа без интереса не существует. Общество — это не что иное, как сово­купность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют».

Начиная с А. Бентли понятие «политический процесс» включает в себя два типа отношений:

1) неформальные, реальные груп­повые, поскольку «группа интересов» является его первичным субъ­ектом,

2) производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов «групп интересов».

3) Важной вехой в развитии теории групп интересов стало исследова­ние Дэвида Трумэна.Развивая идеи А. Бент­ли, Д. Трумэн определил политический процесс как процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов, а само общество — как множество групп, взаимодействующих друг с другом.

Вместе с тем Д. Трумэн более конкретно определил понятие «группа интересов». Под ней он понимал любую группу, имеющую один или не­сколько общих интересов и выдвигающую ряд требований к другим груп­пам для установления, поддержания или укрепления норм поведения, которые определяются общностью взглядов данной группы. По мнению американского ученого, группы интересов могут переходить в определен­ное новое состояние, если они в своем стремлении достичь цели действу­ют через правительственные структуры. Такие группы Трумэн называл политическими. По сути дела, у него речь идет уже о группах давления.

Группа давления — это та же самая группа интересов, но обладающая некоторыми специфическими чертами или находящаяся в некотором специфическом состоянии и осуществляющая определенную деятель­ность в сфере политических отношений. По существу, группа давления есть дополнительное качество группы интересов, которая оказывает давление на властные структуры. Таким образом, Д. Трумэн обога­тил теорию политического процесса обстоятельной разработкой идей смены равновесия и неустойчивости интересов, а также «стабильнос­ти» общества, определяемого им как устойчивый тип группового взаи­модействия. Динамика политического процесса в концепции Д. Трумэ­на представляется как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия между группами и восстановлению старой модели стабильности или созда­нию новой.

4) Существенной попыткой создать некую универсальную модель трактовки и исследования политического процесса явилась разрабатывавшаяся с начала 1950-х гг. теория функционирования политических систем Дэвида

Истона. (вопрос 11)

5) Габриэль Алмонд(1911-2002) заложил основы динамическоймодели процесса как адаптации политической системы к изменяющимся условиям социальной среды. В своей схеме он попытался соединить деятельность отдельных групп с функционированием данной системы в целом. К функциям «входа» он отнес:

1) Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы.

2) Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения.

3) Политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

4) Политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы.

5) Рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе.

Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти.

В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением.

Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.

Наши рекомендации