Жилищное право: общая характеристика 2 страница
3.5. КОНСТИТУЦИОННАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА В УКРАИНЕ
Форма государства — это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.
Конституция Украины закрепила в нашей стране республиканскую форму правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и главой государства таковы, что можно определить Украину как смешанную (президентско-парламентарную) республику. Иначе говоря, форма государственного правления в Украине сочетает черты парламентарной и президентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (порядок замещения президентского поста соответствует президентской республике). В то же время Президент Украины не возглавляет исполнительную власть. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины. Глава правительства — Премьер-министр — назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет Министров ответственен перед Президентом, но подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государственного строя Украины сходны с парламентарной республикой.
По форме государственного устройства Украина является унитарным государством, в состав которого, наряду с основными административно-территориальными единицами (область, город, район, поселок, село), входит Автономная Республика Крым.
Сложнее определить форму государственного режима в Украине. Конституционно она закреплена как демократическая, но подлинной, реальной демократии украинское общество и государство еще не достигло. Налицо лишь отдельные черты демократического режима, такие как многопартийность, регулярные выборы, наличие негосударственных средств массовой информации и некоторые другие.
3.6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ
В соответствии с Конституцией, Украина является унитарным государством, в состав которого входит автономное образование — Автономная Республика Крым.
Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти.
Принцип единства государственной территории означает единство статуса составных частей государства, наличие единой системы органов власти и единой системы права в Украине.
Принцип целостности государственной территории означает недопустимость отделения каких-либо частей Украины, превращения их в объект военной оккупации и экспансии других государств.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти проявляется в следующем. Главы местных органов исполнительной власти (местных государственных администраций) назначаются и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Однако ряд аспектов деятельности местных государственных администраций подотчетны и подконтрольны соответствующим органам местного самоуправления (районным и областным советам). Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации. Кроме того, одна составная часть государства — Автономная Республика Крым — имеет собственную систему органов власти.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины. В частности, особый статус Киева закреплен Законом Украины «О столице — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
3.7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В состав Украины на правах территориальной автономии входит Автономная Республика Крым. Территориальная (административная) автономия — это форма децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предполагающая наличие собственных органов власти и самостоятельной системы нормативного регулирования в рамках, определенных конституцией государства.
Автономная Республика Крым имеет Конституцию, принятую Верховной Радой Автономной Республики Крым 21 октября 1998 г., утвержденную Верховной Радой Украины 23 декабря 1998 г.
Автономная Республика Крым имеет представительный орган — Верховную Раду, которая имеет право принимать постановления (акты нормативно-правового характера) и решения (акты организационно-распорядительного характера). Правительством является Совет Министров Автономной Республики Крым. Его Председатель назначается и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.
Конституция Украины определяет круг вопросов местного значения, по которым Автономная республика Крым осуществляет нормативное регулирование: сельское хозяйство и леса; мелиорация и карьеры; охота и рыболовство; общественные работы, ремесла и промыслы; благотворительная деятельность; градостроительство и жилищное хозяйство; туризм, гостиничное дело, ярмарки; учреждения культуры; историко-культурные заповедники; транспорт; санитарная и лечебная службы.
Конституцией Украины закреплены предметы ведения (сферы деятельности) Автономной Республики Крым:
1) выборы депутатов Верховной рады автономной Республики;
2) проведение местных референдумов;
3) управление имуществом Автономной Республики Крым;
4) разработка и реализация местных программ социально-экономического и культурного развития, охраны окружающей природной среды и т.д.;
5) курортное дело;
6) охрана памятников истории;
7) участие в возвращении на родину депортированных народов и некоторые другие полномочия.
Таким образом, Автономная Республика Крым, будучи неотъемлемой составной частью Украины, имеет определенные особенности по сравнению с другими административно-территориальными единицами государства.
3.8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА УКРАИНЫ
Государственные символы играют огромную роль в создании позитивного имиджа государства. Эстетический (музыкальный, художественный) образ государства способствует укреплению авторитета государственной власти в глазах подданных или граждан, сплочению народа вокруг власти. Кроме того, государственные символы — своего рода визитная карточка государства на международной арене.
Государственными символами Украины являются флаг, герб и гимн.
Государственные символы Украины — это установленные Конституцией и законами Украины особые распознавательные знаки, в которых воплощен суверенитет, историческое прошлое и идейные ценности нашего государства. Государственный Флаг — стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Государственный Флаг устанавливается на зданиях, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных и воздушных судах, принадлежащих Украине.
В дни государственных праздников и в траурные дни Государственный Флаг вывешивается на жилых зданиях.
Малый Государственный Герб — Знак Княжеского Государства Владимира Великого. Его изображение размещается на печатях, денежных знаках, государственных ценных бумагах.
Большой Государственный Герб — должен быть установлен специальным законом с учетом Малого государственного Герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Существует много проектов, учитывающих конституционные требования к Большому Государственному гербу Украины, но пока законодательно ни один из них не утвержден.
Государственный Гимн — национальный гимн на музыку Михаила Вербицкого со словами, утвержденными специальным законом. Такой закон тоже пока не принят Верховной Радой Украины и потому до принятия закона используются слова национального гимна, написанные Павлом Чубинским. Государственный Гимн исполняется на официальных мероприятиях, он звучит на спортивных соревнованиях, в которых принимают участие украинские спортсмены.
Столицей Украины — административно-политическим центром страны — является город Киев. Особый статус столицы нормативно закреплен Законом «О столице Украины — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
Уважение к государственным символам является конституционной обязанностью гражданина Украины. Неисполнение этой обязанности (надругательство над государственной символикой, незаконное использование государственной символики) влечет юридическую ответственность.
3.9. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЯЗЫКАХ В УКРАИНЕ
Государственным языком в Украине является украинский язык. Государственный статус украинского языка, статус иных языков в Украине закреплен Конституцией Украины, а также Законами Украины «О языках в Украине» (28 октября 1989 г.) и «О национальных меньшинствах в Украине» (25 июня 1992 г.). Важное значение имеет ратифицированная 24 декабря 1999 г. Верховной Радой Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств.
Конституция и вышеназванные законы Украины определяет три различных правовых режима в сфере языковой политики:
1) статус украинского языка как государственного (официального) означает его всестороннее развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.
Украинский язык является языком актов органов государственной власти и управления, деловой, технической, проектной документации и делопроизводства, международных договоров (со стороны Украины), официальных средств массовой информации, науки и образования.
Государственные служащие обязаны владеть украинским языком. Для Президента Украины, судей Конституционного Суда и судов общей юрисдикции знание украинского языка является конституционной обязанностью.
Определенный минимум знаний украинского языка должны иметь лица, желающие приобрести гражданство Украины. Украина проявляет заботу об удовлетворении языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами;
2) гарантируется свободное развитие, использование й защита русского языка и языков иных национальных меньшинств.
Это означает возможность межличностного общения на русском и иных языках, право обращения в органы государственной власти, обучения, распространения информации на русском языке и иных языках национальных меньшинств.
Особый статус в этой группе языков имеет русский язык. Акты высших органов государственной власти публикуются не только на украинском, но и на русском языке. Техническая и проектная документация, результаты научно-исследовательских работ, публикации научных результатов могут быть выполнены как на украинском, так и на русском языке — по выбору автора;
3) Украина способствует изучению языков международного общения (английский, французский, немецкий и т.д.). Такие языки не являются языками официального или делового общения, подобно украинскому или русскому. Государство лишь создает условия для их изучения гражданами Украины. Например, изучение таких языков входит в программу средних общеобразовательных и высших учебных заведений.
3.10. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ УКРАИНЫ
Украина — многонациональное государство, в котором проживают граждане свыше 100 национальностей. Учитывая этот важный социально-политический фактор, Верховная Рада Украины 1 ноября 1991 г. одобрила Декларацию прав национальностей Украины, а с целью ее реализации приняла Закон «О национальных меньшинствах в Украине» (25 июня 1992 г.).
Национальные меньшинства — это группы граждан Украины, не украинцев по национальности, проявляющие чувство национального самосознания и общности. Определение коренных народов в Конституции и законах Украины отсутствует. В соответствии с нормами международного права коренные народы — это потомки людей, населявших страну в период установления существующих государственных границ, и сохраняющие свои особые социальные институты. Критерием разграничения указанных этнических общностей является государственность. Национальные меньшинства имеют государственность за пределами Украины (например, болгары, греки), а коренные народы — не имеют (например, гагаузы, крымские татары).
Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины весьма сходен в силу подобия их интересов и целей.
Украина гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, которые проживают на ее территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права. Дискриминация (т.е. умышленное ограничение или лишение прав) по национальному признаку запрещена и влечет юридическую ответственность.
Государство гарантирует всем национальным меньшинствам право на национально-культурную автономию:, использование и изучение родного языка, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе и искусстве, средствах массовой информации, создание национальных культурных и учебных заведений. В административно-территориальных единицах, где большинство населения принадлежит к национальному меньшинству, его язык может функционировать в работе органов власти наряду с государственным языком. Под охраной закона находятся памятники истории и культуры национальных меньшинств, находящиеся на территории Украины.
Все национальные меньшинства имеют право создавать свои культурные центры, землячества, объединения. Представители национальных меньшинств и созданные ими объединения имеют право на свободные контакты со своей исторической родиной.
Украинское государство принимает меры для подготовки педагогических, культурно-просветительных и иных национальных кадров. На основе межгосударственных договоров государство содействует подготовке кадров национальных меньшинств в зарубежных странах.
В государственном бюджете Украины предусматриваются специальные ассигнования для развития национальных меньшинств.
3.11. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Важной составляющей правового демократического государства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские теоретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII век). В настоящее время принцип разделения властей закреплен в большинстве конституций демократических государств.
Разделение властей — это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Некоторые теоретики государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муниципальную, избирательную власти.
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции Украины, которая гласит: «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины».
Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам Украины.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О языках в Украинской ССР: Закон УССР от 28 октября 1989 г.// Ведомости Верховного Совета УССР. — 1989. — Приложение к № 45. — Ст.631.
Декларація про державний суверенітет України: Схвалена Верховною Радою УРСР 16 липня 1990 р.// Закони України. — К.,1996. — Т.1.—С.5-9.
Акт провозглашения независимости Украины, 24 августа 1991 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 38. — Ст.502.
Декларация прав национальностей Украины: Одобрена Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 53. — Ст.799.
О национальных меньшинствах в Украине: Закон Украины от 25 июня 1992 г.// Bідомості Верховної Ради України. — 1992. — № 36. — Ст.529.
Глава 4.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
4.1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ЛИЧНОСТЬ», «ГРАЖДАНИН»
Зачастую, в обыденной речи понятия «человек», «личность», «гражданин» употребляются как равнозначные понятия. И это не случайно, ведь характеристики «личность» и «гражданин» применимы только к человеку. В юридическом языке все эти термины употребляются в разных значениях.
Понятие «человек» означает, прежде всего, биологическую характеристику субъекта. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью к труду. Современное право, как международное, так и национальное право Украины, исходит из принципа равноправия всех живущих на Земле людей. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность, стремление к счастью, на сопротивление угнетению.
Понятие «личность» употребляется в смысле социальной характеристики субъекта. Личность — это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека. Человек становится личностью под воздействием общества.
Законодательно установленные права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус.
Понятие «гражданин» употребляется по отношению к человеку, обладающему правовой связью с каким-либо государством (в монархических государствах этому понятию соответствует термин «подданный»).
Находящиеся на территории Украины люди по своему правовому статусу принадлежат к одной из трех категорий: граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства (апатриды).
Гражданство Украины предполагает устойчивую правовую связь личности и государства, порождающую их взаимные права и обязанности.
Иностранные граждане или подданные обладают такой правовой связью с иностранным государством, апатриды не связаны правовыми узами ни с одним государством.
4.2. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА УКРАИНЫ
Гражданство Украины — это устойчивая правовая связь между физическим лицом и Украинским государством, находящая свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.
Правовое содержание гражданства Украины, порядок его приобретения и прекращения, полномочия органов государственной власти, принимающих участие в решении вопросов гражданства, определяются Законом «О гражданстве Украины» (18 января 2001 г.).
Законодательство Украины о гражданстве основывается на следующих принципах:
1) единого гражданства. В Украине исключается возможность существования гражданства административно-территориальной единицы (например, гражданства Автономной Республики Крым или гражданства Закарпатской области). Если гражданин Украины приобрел иностранное гражданство или же, наоборот, иностранец — украинское гражданство, то в своих отношениях с Украиной они признаются только гражданами Украины. Такие лица имеют все права и несут все обязанности украинских граждан;
2) предотвращения безгражданства. В соответствии с нормами международного права Украина прилагает усилия, чтобы ни один человек не оставался за пределами гражданства или подданства какого-либо государства. Дело в том, что апатрид слабее защищен, чем гражданин или подданный. Не связанный правовой связью ни с одним государством, апатрид не может рассчитывать на полноценную поддержку со стороны государства;
3) невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины. В Украине нет наказаний, существовавших в СССР, — лишение гражданства, выдворение граждан за пределы государства. Гражданин Украины не может быть лишен гражданства ни в каком, даже экстремальном случае;
4) признания права гражданина Украины на перемену гражданства. Гражданин Украины самостоятельно определяет, находиться ли ему в гражданстве Украины или переменить гражданство;
5) невозможности автоматического приобретения гражданства Украины иностранцем или лицом без гражданства вследствие заключения брака с гражданином Украины или приобретения гражданства Украины его супругой (супругом) и автоматического прекращения гражданства Украины одним из супругов вследствие расторжения брака или прекращения гражданства Украины вторым из супругов. Иначе говоря, заключение или расторжение брака не влияет на правовое состояние лица;
6) равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;
7) сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины. Гражданин Украины вправе проживать в любой стране, сохраняя при этом правовую связь с Украинским государством.
Гражданин и Украинское государство имеют взаимные права и обязанности. Например, гражданин Украины имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время он обязан нести военную службу в соответствии с законами Украины. Украинское государство вправе привлечь гражданина к юридической ответственности за неисполнение конституционных обязанностей. В то же время оно обязано защищать своих граждан. Гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами. Для защиты прав украинских граждан, проживающих за рубежом, создаются консульские учреждения.
Подтверждением принадлежности к украинскому гражданству является: паспорт гражданина Украины (а также паспорт гражданина Украины для выезда за границу, дипломатический и служебный паспорт), свидетельство о принадлежности к гражданству Украины, проездной документ ребенка и некоторые другие документы.
4.3. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА УКРАИНЫ
После провозглашения независимости Украины был избран самый демократичный и гуманный путь самоопределения граждан бывшего СССР — так называемый нулевой вариант. Его суть состоит в том, что гражданство Украины приобрели все, кто проживал на ее территории в момент вступления в силу Закона «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 г.) и не состоял в гражданстве иных государств. Ныне действующий Закон (18 января 2001 г.) сохранил эту норму.
Закон Украины «О гражданстве Украины» установил следующие основания (юридические факты) приобретения украинского гражданства:
1) по рождению. Под действие данной нормы закона подпадает несколько категорий лиц. Гражданство Украины приобретает лицо: — родители или один из родителей которого на момент его рождения были гражданами Украины;
— родившееся от апатридов, постоянно проживающих на территории Украины;
— родившееся на территории Украины от постоянно проживающих в Украине иностранцев, если оно не приобрело гражданства родителей;
— родившееся на территории Украины от родителей, одному из которых предоставлен статус беженца либо предоставлено убежище в Украине, если оно не приобрело гражданства родителей или приобрело гражданство того из родителей, которому предоставлен статус беженца или предоставлено убежище;
— родившееся на территории Украины от иностранца и апатрида, постоянно проживающих на территории Украины, если оно не приобрело гражданства родителя-иностранца;
— родившееся на территории Украины, родители которого неизвестны (найденыш);
2) по территориальному происхождению. Такой способ приобретения гражданства Украины могут избрать несколько категорий лиц:
— иностранец или апатрид, который сам либо хотя бы один из его родителей, дед или бабка, полнородные брат или сестра родились или постоянно проживали до 16 июля 1990 г. на территории современного Украинского государства (или на территории других украинских государства, существовавших в XX в.);
— ребенок-апатрид, родившийся или постоянно проживавший на территории УССР (или хотя бы один из его родителей, дед или бабка родились либо постоянно проживали на территории одного из украинских государств XX в.);
— ребенок-иностранец, родившийся на территории Украины, иностранное гражданство которого затем было прекращено;
3) вследствие принятия в гражданство Украины. Таким путем приобрести гражданство Украины могут иностранные граждане или подданные, апатриды. Прием в гражданство осуществляется по ходатайству заинтересованного лица при наличии определенных условий:
— признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;
— обязательство прекратить иностранное гражданство или непребывание в иностранном гражданстве;
— непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины на протяжении последних пяти лет. Это условие не распространяется на лиц, состоящих в браке с гражданином Украины сроком свыше двух лет. Для лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине, этот срок составляет три года;
— получение разрешения на постоянное проживание в Украине. Это условие не распространяется на лиц, имеющих в паспорте отметку о прописке на территории Украины, и на лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине;
— владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения. Это условие не распространяется на лиц с некоторыми физическими недостатками (слепые, глухие, немые);
— наличие законных источников существования (заработная плата, пенсия, стипендия, доходы от акций и т.д.). Это условие не распространяется на лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине.
Ряд категорий лиц не могут быть приняты в гражданство Украины даже при наличии этих условий. Не принимается в украинское гражданство лицо:
— совершившее преступление против человечества или осуществившее геноцид;
— осужденное в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости);
— совершившее на территории другого государства деяние, которое признано украинским законодательством тяжким преступлением;
4) вследствие восстановления в гражданстве Украины. Таким путем могут приобрести гражданство бывшие граждане Украины;
5) вследствие усыновления. Ребенок-иностранец/апатрид, усыновленный гражданами Украины (либо супругами, один из которых — гражданин Украины), приобретает гражданство Украины с момента вступления в силу решения об усыновлении;
6) вследствие установления над ребенком опеки либо попечительства. Ребенок-иностранец/апатрид, над которым установлены опека или попечительство граждан Украины или воспитывающийся в государственном детском учреждении Украины (детском доме семейного типа, где хотя бы один из родителей-воспитателей — гражданин Украины), становится гражданином Украины с момента устройства в такое учреждение;
7) вследствие установления над недееспособным лицом опеки. Иностранец/апатрид, проживающий в Украине, над которым установлена опека гражданина Украины, приобретает гражданство Украины с момента вступления в силу судебного решения об установлении опеки;
8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного либо обоих родителей ребенка. Возможны случаи, когда по каким-то причинам ребенок и его родители оказались в разных правовых состояниях. Ребенок-иностранец/апатрид приобретает гражданство Украины по ходатайству того из родителей, который является гражданином Украины;
9) вследствие установления отцовства. Если матерью ребенка является иностранка/апатридка, а отцом в судебном порядке признан гражданин Украины, то ребенок признается гражданином Украины.
Приобретение гражданства Украины детьми в возрасте от 15 до 18 лет может происходить только с их согласия;
10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.
Решения об оформлении приобретения гражданства Украины (за исключением приема в гражданство) принимает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства. Решение о приеме в гражданство Украины принимает Президент Украины.
4.4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА УКРАИНЫ
Закон Украины «О гражданстве Украины» установил следующие основания прекращения украинского гражданства:
1) вследствие выхода из гражданства Украины. Он осуществляется по ходатайству лица, выехавшего на постоянное проживание за границу. Выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело иностранное гражданство или получило гарантии о принятии в иностранное гражданство. Не допускается выход из гражданства лица, привлеченного в качестве обвиняемого по уголовному делу;
2) вследствие утраты гражданства. Гражданство Украины утрачивается если:
— совершеннолетний гражданин Украины добровольно приобрел гражданство другого государства;
— иностранец приобрел гражданство Украины и не представил в государственные органы Украины документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе от него;
— иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался правами или выполнил обязанности, которые предоставляет либо возлагает на него иностранное государство;
— лицо приобрело гражданство Украины вследствие представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
— гражданин Украины без согласия государственных органов Украины поступил на государственную службу или службу в органы местного самоуправления другого государства;