Жилищное право: общая характеристика 4 страница

2) пропаганду войны, насилия, разжигание межэтни­ческой, расовой или религиозной вражды;

3) посягательство на права и свободы человека, здоро­вье населения.

Вторая группа ограничений касается организационной стороны объединений граждан. Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий:

1) в органах исполнительной и судебной власти и ис­полнительных органах местного самоуправления;

2) в воинских формированиях;

3) на государственных предприятиях, в учебных заве­дениях и других государственных учреждениях и органи­зациях.

Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований.

Право на объединение в политические партии и обще­ственные организации граждане реализуют исключитель­но по своей воле. Никто не может быть принужден к вступлению в какое бы то ни было объединение граждан или ограничен в праве добровольного выхода из него. Принадлежность или непринадлежность к объединению граждан не является основанием ни для ограничения прав и свобод, ни для предоставления льгот и преимуществ.

4.15. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН

Объединение граждан — это добровольное обществен­ное формирование, созданное на основе единства интере­сов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод.

Конституцией Украины, Законом Украины «Об объе­динениях граждан» (16 июня 1992 г.) и Законом Укра­ины «О политических партиях в Украине» (5 апреля 2001 г.) предусмотрены две организационные формы объе­динений граждан: политическая партия и общественная организация.

Политическая партия — это добровольное объеди­нение граждан-сторонников определенной общенациональной программы общественного развития. Иначе говоря, партия — это группа лиц, объединившихся для участия в политической жизни. Цель партии — содействие форми­рованию и выражению политической воли граждан, учас­тие в выборах и других политических мероприятиях. В настоящее время в Украине зарегистрировано около 100 партий. Среди них — Демократическая партия Украины, Партия Зеленых Украины, Украинская Морская партия, Социалистическая партия Украины, Социал-демократиче­ская партия Украины (объединенная), Коммунистическая партия и др.

Общественная организация — это группа лиц, объе­динившихся для удовлетворения своих не политических законных интересов (социальных, экономических, творче­ских, возрастных, культурных, национальных, спортивных и т.д.). В Украине действуют тысячи общественных орга­низаций. Среди них — творческие союзы и ассоциации, благотворительные и правозащитные организации, клубы по интересам.

Учредителями и членами политических партий могут быть только граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста и имеющие право голоса на выборах. Не могут состоять в политических партиях судьи, работники про­куратуры, органов внутренних дел и Службы безопаснос­ти Украины, военнослужащие. Членство в политической партии является фиксированным (например, при помощи членских билетов).

Учредителями и членами общественной организации могут быть, наряду с гражданами Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства. Возрастной ценз для учредителей общественной организации — 18 лет (для детских и молодежных — 15 лет), для членов общественной организации — 14 лет (для детских и мо­лодежных — определяется их уставами). Общественная организация может не иметь фиксированного индивиду­ального членства.

Объединения граждан действуют на основе устава, со­держащего название объединения граждан, цель и задачи объединения, условия и порядок приема и выбытия из объединения, права и обязанности его членов и др. Поли­тическая партия, кроме того, должна иметь программу.

Решение об учреждении объединения граждан прини­мается учредительным съездом, конференцией, общим собранием. Решение о создании политической партии долж­но быть поддержано подписями не менее десяти тысяч граждан Украины, имеющих право голоса на выборах.

4.16. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Объединения граждан представляют собой институты гражданского общества, посредством которых осуществ­ляется связь между обществом и государством. Взаимо­действие государства с объединениями граждан осуществ­ляется на основе Конституции и законодательства Укра­ины и включает их взаимные права и обязанности.

Во взаимоотношениях с государством объединения граж­дан имеют право:

1) представлять и защищать свои законные интересы своих членов в государственных организациях;

2) получать от органов государственной власти и мест­ного самоуправления информацию, необходимую для реа­лизации своих целей и задач;

3) вносить предложения в органы государственной вла­сти и местного самоуправления.

Политические партии принимают участие в выборах Президента Украины, народных депутатов Украины, орга­нов местного самоуправления, а также в выработке госу­дарственной политики.

С другой стороны, объединения граждан исполняют определенные обязанности перед государством. Каждое объединение граждан должно быть легализовано (офици­ально признано) путем регистрации либо уведомления об учреждении. Политические партии и международные общественные организации регистрируются Министерством юстиции Украины, все другие (по выбору учредителей) легализуются Министерством юстиции или местными орга­нами исполнительной власти путем уведомления об уч­реждении.

Объединения граждан обязаны соблюдать и исполнять требования Конституции и законодательства Украины. Правонарушения, совершенные объединениями граждан, являются основанием для юридической ответственности в формах: предупреждения, штрафа, временного запреще­ния (приостановления) деятельности объединения граждан в целом или отдельных ее видов, принудительного роспуска (ликвидации) или запрещения.

Государство имеет право осуществлять контроль за деятельностью объединений граждан. Органы, проводя­щие легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. В част­ности, Министерство юстиции осуществляет контроль за соблюдением политической партией требований Консти­туции и законов Украины, а также устава политической партии. Центральная избирательная комиссия и окруж­ные избирательные комиссии контролируют соблюдение политической партией порядка участия в избирательном процессе.

В обязанности государства входит защита прав и за­конных интересов объединений граждан. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятель­ность объединений граждан не допускается. Государствен­ным органам запрещено предоставлять привилегии и ока­зывать незаконное содействие отдельным политическим партиям в ущерб другим. Что же касается общественных организаций, то некоторым из них по решению Верхов­ной Рады Украины государство оказывает материальную помощь, устанавливает льготы по налогообложению.

4.17. МОЛОДЕЖНЫЕ И ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Организационные и правовые основы образования и деятельности молодежных и детских организаций, госу­дарственные гарантии обеспечения их деятельности опре­делены Законом Украины «Об объединениях граждан» (16 июня 1992 г.) и Законом Украины «О молодежных и детских организациях» (1 декабря 1998 г.).

Цель молодежных организаций — удовлетворение и защита социальных, экономических, творческих, духовных ч других интересов молодежи. Цель детских организа­ций — защита прав и свобод детей, реализация их твор­ческих способностей, социальное становление детей как полноправных членов общества.

Учредителями молодежных и детских общественных организаций могут быть достигшие 15-летнего возраста граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основани­ях. Членами молодежных общественных организаций мо­гут быть лица в возрасте от 14 до 28 лет, членами детс­ких общественных организаций — лица в возрасте от 6 до 18 лет. Вступление в детскую общественную организа­цию ребенка до 10 лет осуществляется с письменного со­гласия его родителей, усыновителей или опекунов.

Молодежное движение координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, ко­торый имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций.

Молодежные и детские организации носят не политический характер. Вместе с тем они могут привлекаться органами исполнительной власти и органами местного ссамоуправления к разработке и обсуждению проектов ре­шений по вопросам государственной политики в отноше­нии детей и молодежи. Молодежные общественные орга­низации могут вступать в избирательные коалиции.

Государство оказывает молодежным и детским обще­ственным организациям информационную, методическую, организационную, финансовую поддержку. Расходы на

г поддержку всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций предусмотрены отдельной строкoй в Государственном бюджете Украины и местных бюд­жетах.

4.18. ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ

В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ

Конституционный принцип демократизма проявляется в обеспечении равного права граждан Украины участво­вать в управлении государственными делами. Конститу­ция Украины предусматривает следующие формы участия граждан в управлении государственными делами:

1) право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. -Активное избирательное право дает возможность гражда­нам участвовать в формировании состава органов государственной власти и местного самоуправления. Пассив­ное избирательное право дает возможность гражданину стать народным депутатом Украины, депутатом местного совета, сельским, поселковым, городским головой, и от име­ни избирателей управлять государственными и обществен­ными делами;

2) право принимать участие во всеукраинском и мест­ных референдумах. Участвуя в референдуме, граждане Ук­раины непосредственно принимают политические решения (например, принимают закон, одобряют международный договор);

3) право на доступ к государственной службе и служ­бе в органах местного самоуправления. Государственная служба и служба в органах местного самоуправления — это профессиональная деятельность лиц, занимающих дол­жности в государственном аппарате и исполнительных комитетах органов местного самоуправления и получаю­щих заработную плату за счет государственных средств.

Вопросы, связанные с принятием на службу и ее про­хождением, урегулированы Законами Украины «О госу­дарственной службе» (16 декабря 1993 г.).

Граждане Украины имеют равное право на доступ к государственной службе и службе в органах местного са­моуправления в том случае, если они получили соответ­ствующее образование или профессиональную подготовку и прошли конкурсный отбор (или иную процедуру, уста­новленную Кабинетом Министров Украины). Ограниче­ние права участвовать в управлении государственными делами связано с дееспособностью лица. Граждане, при­знанные судом недееспособными, не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправле­ния, не могут приниматься на государственную службу или службу в органах местного самоуправления.

4.19. ПРАВО ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ

СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ШЕСТВИЙ

И ДЕМОНСТРАЦИЙ

Данное право предоставляет гражданам Украины возможность свободно обсуждать актуальные вопросы го­сударственной жизни и общественного развития, противо­стоять каким-либо антидемократическим проявлениям, нарушениям прав человека.

Реализация этого права носит уведомительный ха­рактер. Иначе говоря, о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций заблаговременно (не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты) ставятся в известность органы исполнительной власти или органы местного са­моуправления.

Конституция Украины устанавливает следующие фор­мы реализации свободы собраний:

1) собрание — общее присутствие, как правило, огра­ниченного количества людей, объединенных общими ин­тересами (например, собрание избирателей); заседание чле­нов объединения граждан. По общему правилу, проводит­ся в помещении;

2) митинг — массовое собрание для обсуждения поли­тических и иных вопросов. Как правило, проводится на улицах, площадях, стадионах;

3) шествие — прохождение улицами города с целью выражения определенной общественно-политической по­зиции;

4) демонстрация — прохождение улицами города с целью выражения определенной общественно-политиче­ской позиции, отличающееся массовостью.

Указанные мероприятия должны иметь мирный, нена­сильственный характер, их участники должны быть безо­ружны. Судебные органы могут установить ограничения в реализации данного права с целью предупреждения беспо­рядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

4.20. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ

В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Право петиции, т.е. обращения к государственной власти является одним из конституционных прав человека и гражданина. Порядок его реализации закреплен ст.40 ^реституции Украины и Законом Украины «Об обращениях граждан» (2 октября 1996 г.)

Каждый имеет право обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в негосударственные институты (объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации) с замечаниями, жалобой, предложением, касающимся их уставной деятельности, а также с заявлением (хода­тайством) относительно реализации своих прав и закон­ных интересов, жалобой об их нарушении.

Обращения, оформленные надлежащим образом и по­данные в соответствии с установленным порядком, подле­жат обязательному принятию и рассмотрению. Бели поставленные в обращении вопросы находятся вне компе­тенции адресата, то в пятидневный срок обращение пере­сылается в соответствующий орган, о чем сообщается граж­данину.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, об­ращения недееспособных лиц, а также повторные обраще­ния, если первое из них разрешено по существу.

Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в государственную или негосударственную организацию, имеет право:

1) принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

2) знакомиться с материалами проверки;

3) предоставлять дополнительные материалы или на­стаивать на их запросе;

4) присутствовать при рассмотрении заявления ли жа­лобы;

5) пользоваться услугами адвоката (или иного защит­ника);

6) получить письменный ответ о результатах рассмот­рениях заявления или жалобы;

7) требовать соблюдения тайны рассмотрения заявле­ния или жалобы;

8) требовать возмещения убытков, если они стали ре­зультатом нарушений установленного порядка рассмот­рения обращений.

Органы государственной власти и местного самоуправ­ления, предприятия, учреждения, организации, объедине­ния граждан, средства массовой информации, их руково­дители и должностные лица обязаны объективно, всесто­ронне и своевременно проверить обращение гражданина, вынести обоснованное решение по существу обращения и обеспечить его реализацию.

Обращения, не требующие дополнительного изучения, должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их получения; обращения, требующие изучения — в месячный срок. В любом случае срок разрешения вопросов, по­ставленных в обращении, не должен превышать 45 дней.

4.21. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Экономические права человека и гражданина — это

право быть участником экономических, прежде всего иму­щественных отношений.

Экономические права имеют исключительную важность для правового статуса личности в целом, так как они на­правлены на удовлетворение первостепенных потребнос­тей человека (в питании, одежде, жилье и т.д.) путем уча­стия в производстве материальных и духовных благ и пользовании ими.

Конституция Украины закрепляет следующие эконо­мические права человека и гражданина:

1) право собственности. Каждый имеет право вла­деть, пользоваться и распоряжаться своей собственнос­тью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Таким образом, право частной собствен­ности — это право, принадлежащее каждому человеку, без­относительно его правового состояния. Кроме того, граж­дане Украины для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности.

Конституция Украины установила принцип неруши­мости (неприкосновенности) частной собственности. Сущ­ность этого принципа состоит в том, что никто не может быть противоправно лишен права собственности;

2) право на предпринимательскую деятельность. Каждый человек имеет право на свой риск осуществлять деятельность, направленную на систематическое получе­ние прибыли. Конституция Украины содержит ряд огра­ничений этого права: не могут заниматься предпринима­тельством должностные лица государства и органов мест­ного самоуправления; не допускаются злоупотребление монополией и недобросовестная конкуренция; государство вправе контролировать качество и безопасность произво­димых продукции, услуг и работ.

4.22. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Социальные права — это право на достойный челове­ка уровень жизни и социальную защиту со стороны обще­ства и государства.

Социальные права, закрепленные Конституцией Укра­ины, включают:

1) право на труд. Каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь трудом, вид которого он свободно избирает или на который свободно соглашается. Использование принудительного труда в Украине запрещено (принуди­тельным трудом не считаются: исполнение конституци­онных обязанностей; работа, выполняемая в соответствии с решением или приговором суда; работа или служба в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении). Каждый имеет право на надлежащие усло­вия труда, на защиту от незаконного увольнения, на сво­евременное получение заработной платы;

2) право на забастовку. Этим правом обладают только работники исключительно для защиты своих экономи­ческих и социальных интересов. Забастовки с политиче­скими целями в Украине запрещены.

Ограничения в реализации права на забастовку связа­ны с необходимостью обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других лю­дей. Запрещено принуждать кого-либо к участию или к неучастию в забастовке.

3) право на отдых. Таким правом обладает каждый трудящийся. Отдых включает в себя: день или дни еже­недельного отдыха, праздничные дни, ежегодный отпуск;

4) право на социальную защиту. Граждане Украины имеют право на социальную защиту в случаях полной, частичной или временной потери трудоспособности; по­тери кормильца; безработицы по независящим от них обстоятельствам; в старости; в некоторых иных случаях, предусмотренных законом. Например, законодательством Украины предусмотрена государственная помощь семьям с детьми;

5) право на жилище. Государство не может предоста­вить каждому жилище: для этого понадобились бы ко­лоссальные средства. Оно лишь создает условия, при ко­торых каждый гражданин будет иметь возможность по­строить жилище, приобрести его в собственность или взять аренду. Вторым аспектом права на жилище является нерушимость. Никто не может быть принудительно лишен жилища иначе как на основании закона и только до решению суда;

6) право на достаточный жизненный уровень. Кон­ституция Украины содержит определение понятия «дос­таточный жизненный уровень»: достаточное питание, одеж­ду, жилище. В первую очередь достижение этих жизнен­ных благ связано с усилиями самого человека, его производительной деятельностью. Но лицам, которые по объективным причинам не могут участвовать в произ­водстве материальных и духовных благ, на помощь долж­ны придти государство и общество;

7) право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Реализация этого права тоже во многом зависит от усилий самого человека (от здоро­вого образа жизни, занятий спортом и т.д.). В то же вре­мя государство берет на себя обязанность финансировать соответствующие социально-экономические, медико-сани­тарные и оздоровительно-профилактические программы. Государство создает условия для эффективного и доступ­ного для всех граждан медицинского обслуживания. Это значит, что те, кто не в состоянии оплатить медицинские услуги, должен получать бесплатную медицинскую помощь.

4.23. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ

Культурные права и свободы — это право на приоб­щение к богатствам мировой культуры и на их приумно­жение собственной творческой деятельностью.

Конституция Украины закрепляет следующие культур­ные права и свободы человека и гражданина:

1) право на образование. Каждый человек имеет пра­во на доступное и бесплатное приобретение общих и про­фессиональных знаний, умений, навыков. Государство га­рантирует предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам. Граждане, принадлежащие к национальным меньшинствам, вправе обучаться на род­ном языке либо изучать родной язык в государственных и коммунальных учебных заведениях или через нацио­нальные культурные общества;

2) свобода творчества. Каждый человек имеет нео­граниченное право на литературное, художественное, науч­ное и техническое творчество;

3) право на результаты интеллектуальной и твор­ческой деятельности. Это означает, что никто не имеет права использовать или распространять результаты ин­теллектуальной или творческой деятельности без согла­сия их создателя. Государство гарантирует защиту ин­теллектуальной собственности, авторских прав, моральных и материальных интересов, связанных с творчеством.

Конституция Украины закрепляет культурные права в самом общем виде. Вопросы, связанные с деятельностью в области культуры, конкретизируются «Основами зако­нодательства о культуре» (14 февраля 1992 г.) и другими законами Украины.

4.24. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ГАРАНТИИ

Образование признано основой интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического раз­вития Украины.

Цели образования: развитие талантов, умственных и физических способностей человека; воспитание высоких моральных качеств; формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору; повышение обра­зовательного уровня и обогащение культурного потенци­ала народа; обеспечение народного хозяйства квалифици­рованными специалистами. В силу этого Конституция Украины устанавливает, что полное общее среднее образо­вание является не только правом, но и обязанностью.

Конституция Украины содержит государственные га­рантии реализации права на образование:

1) доступность и бесплатность образования в государ­ственных и коммунальных учебных заведениях;

2) развитие сети учебных заведений, основанных на разных формах собственности

3) наличие разных форм обучения (очная, вечерняя, заочная, экстернат);

4) открытый характер учебных заведений, что пред­полагает свободный выбор учебного заведения в соответ­ствии со способностями и интересами граждан;

5) предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам;

6) возможность обучения на родном языке гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам.

Государство проводит единую государственную поли­тику в области образования и с этой целью осуществляет контроль за деятельностью учреждений образования. Тре­бования к содержанию, объему и уровню образования ус­тановлены в государственных стандартах образования. Основной формой контроля является государственная ат­тестация учреждений образования. Например, общеобра­зовательные учебные заведения проходят аттестацию не реже 1 раза в 10 лет.

4.25. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

Правовой статус учреждений образования определяется Законами Украины «Об образовании» (новая редакция 23 марта 1996 г.), «Об общем среднем образовании» (13 мая 1999 г.), «О высшем образовании» (17 января 2002 г.).

Учреждения образования создаются органами государственной исполнительной власти, органами местного са­моуправления, юридическими лицами независимо от формы собственности, гражданами. Обязательным условием является наличие: необходимой материально-технической базы (помещения, оборудование); научно-методической базы (учебные планы, рабочие программы дисциплин); педагогических кадров.

Деятельность учреждения образования начинается при Наличии лицензии — специального разрешения на предо­ставление услуг в сфере образования. Учреждение образования действует на основании устава, утверждаемого Министерством образования и науки Украины, иными ми­нистерствами, местными органами государственной испол­нительной власти или местными органами самоуправле­ния (в зависимости от подчиненности учреждения образо­вания).

Структура образования включает дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное образование; профессионально-техническое образование; выс­шее образование; последипломное образование; аспиран­туру; докторантуру; самообразование. В соответствии со структурой образования создаются учреждения образова­ния разного уровня и разного типа.

Типы общеобразовательных учебных заведений опре­деляются Законом Украины «Об общем среднем образо­вании»:

1) средняя общеобразовательная школа — общеобра­зовательное учебное заведение I—III ступеней (I ступень — начальная школа, II ступень — основная школа, III сту­пень — старшая школа);

2) специализированная школа (школа-интернат) — общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов;

3) гимназия — общеобразовательное учебное заведе­ние I-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с определенным профилем;

4) лицей — общеобразовательное учебное заведение III ступени с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой;

5) коллегиум — общеобразовательное учебное заведе­ние III ступени филологически-философского и/или куль­турно-эстетического профиля;

6) общеобразовательная школа-интернат — обще­образовательное учебное заведение с частичным или пол­ным содержанием за счет государства детей, требующих социальной помощи;

7) специальная общеобразовательная школа (шко­ла-интернат) — общеобразовательное учебное заведение для детей, требующих коррекции физического и (или) ум­ственного развития;

8) общеобразовательная санаторная школа (шко­ла-интернат) — общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней с соответствующим профилем для детей, требующих длительного лечения;

9) школа социальной реабилитации — общеобразова­тельное учебное заведение для детей, требующих особых условий воспитания (отдельно для мальчиков и девочек);

10) вечерняя (сменная) школа — общеобразователь­ное учебное заведение I-III ступеней для граждан, не име­ющих возможности учиться в школах с дневной формой обучения.

Многообразие средних учебных заведений призвано обес­печить возможность получения общего среднего образова­ния для каждого человека.

Высшие учреждения образования:

1) техникум (училище) (первый уровень аккредита­ции);

2) колледж (второй уровень аккредитации);

3) институт, консерватория, академия, университет (тре­тий или четвертый уровень аккредитации). Аккреди­тация — это государственное признание права учебного заведения на подготовку и выпуск специалистов опреде­ленного квалификационного уровня.

В зависимости от уровня аккредитации высшие учеб­ные заведения осуществляют подготовку специалистов таких уровней:

1) младший специалист — высшие учебные заведе­ния первого уровня аккредитации;

2) бакалавр — высшие учебные заведения второго уров­ня аккредитации;

3) специалист — высшие учебные заведения третьего уровня аккредитации;

4) магистр — высшие учебные заведения четвертого уровня аккредитации.

Высшие учебные заведения высшего уровня аккреди­тации могут осуществлять подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням, которые обеспечивают учреждения образования низшего уровня акк­редитации. Например, университет вправе готовить не толь­ко магистров, но и бакалавров, и специалистов. ; Учреждения образования являются юридическим лицом. Они имеют право на самоуправление, которое пре­дусматривает: самостоятельное планирование работы; оп­ределение содержания образования; участие в формирова­нии планов приема учащихся; прием на работу работников, также специалистов из других государств; самостоя­тельное использование ассигнований, утверждение струк­туры и штатного расписания; осуществление обществен­ного контроля за организацией питания, охраны здоровья, Охраны труда в учреждениях образования.

4.26. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Закон Украины «Об образовании» определяет следую­щие права учащихся (воспитанников, студентов и т.д.):

1) право на обучение для получения определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровня;

2) право на выбор учреждения образования, формы обу­чения, образовательно-профессиональных и индивидуаль­ных программ, внеклассных занятий;

3) право на дополнительный отпуск по месту работы, сокращенный рабочий день и другие льготы для лиц, со­вмещающих работу с обучением;

4) право пользования учебной, научной, производствен­ной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной базой учреждения образования;

5) право на доступ к информации во всех областях знания;

6) право на личное или через представителей участие в самоуправлении учреждения образования (например, участие в работе совета школы или гимназии);

7) право на участие в объединениях граждан. Уча­щиеся могут создавать объединения для реализации сво­их образовательных и иных интересов;

Наши рекомендации