Жилищное право: общая характеристика 3 страница

3) на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.

Решение о прекращении гражданства Украины прини­мается Президентом Украины.

4.5. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВА ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ

Права человека — это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на сво­боду во всех ее проявлениях, право на уважение челове­ческого достоинства, на сопротивление угнетению.

Эти права неотъемлемы, иначе говоря, запрещено лю­бое посягательство на эти права. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необхо­димо для защиты прав другого человека. Права человека неотчуждаемы, другими словами, человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком. Права человека принадлежат каждому инди­виду, независимо от принадлежности к гражданству той или иной страны, расовой или национальной принадлеж­ности. Каждый человек является носителем естествен­ных, порожденных самой природой человека, прав.

Признание и защита прав человека — главная обязан­ность государства. Государство ни в коей мере не наделя­ет индивида правами, оно лишь должно признать их существование. Приняв Конституцию, Украинское госу­дарство признало и взяло под свою защиту неотъемлемые, неотчуждаемые права человека.

Права гражданина — это права члена государственно-организованного гражданского общества.

Под правами гражданина понимают, прежде всего, воз­можность принимать участие в управлении общественны­ми и государственными делами: право на объединение в партии и общественные организации, право избирать и быть избранным в органы государственной власти Укра­ины. Право на социальную защиту также в основном принадлежит гражданам Украины. Самоочевидно, что Украинское государство должно в первую очередь забо­титься о своих гражданах.

Важно осознать, что все права человека и гражданина равноценны и взаимосвязаны и потому в одинаковой степени должны защищаться государством. Недопустимо пренебрежение одними правами под предлогом реализа­ции других прав. В Советском Союзе на первое место традиционно выдвигались социальные права, при этом личные повсеместно нарушались. До определенного мо­мента в западных странах не придавалось значения соци­альным правам, под предлогом того, что государство вся­чески гарантирует соблюдение личных прав граждан. Ис­тория XX века показала ущербность обоих этих подходов к правам человека и гражданина. Права человека и граж­данина либо признаются и защищаются государством как неразрывно существующий комплекс, либо они наруша­ются — полностью или частично. Целостность института прав человека и гражданина предельно точно выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: «Все права человека универсальны, не­делимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международ­ное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинако­вым подходом и вниманием».

Таким образом, все права человека и права граждани­на должны защищаться государством. С этой целью в Украине созданы определенные государственные институ­ты. Гарантом прав и свобод человека и гражданина явля­ется Президент Украины. Парламентский контроль за со­блюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.

4.6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Защита прав человека является одной из главных за­дач мирового сообщества. Поэтому в области прав челове­ка существует около 300 деклараций, конвенций, хартий, в разное время созданных и признанных мировым сооб­ществом.

Международно-правовые стандарты в области прав человека — это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения го­сударства с проживающими на его территории индивида­ми (гражданами, иностранцами, апатридами).

Международно-правовые стандарты в области прав че­ловека многообразны. По действию в пространстве разли­чают универсальные (действуют во всем мире) и регио­нальные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.

К универсальным относят, например, Всеобщую Декла­рацию прав человека (1948), Международный пакт о граж­данских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). К региональным — Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Амери­канскую конвенцию прав человека (1969 г.), Африканскую хартию прав человека и народов (1981 г.). Как правило, региональные стандарты более детальны по своему содер­жанию и, что особенно важно, регламентируют порядок за­щиты прав человека в случае их нарушения государством. Например, важным гарантом соблюдения прав и свобод человека в европейских странах служит Европейский Суд по правам человека, разбирающий иски индивидов, постра­давших от властного произвола, к государству.

В зависимости от действия по кругу лиц различают общие (касающиеся прав всех людей) и специальные (ка­сающиеся прав отдельных категорий населения) стандар­ты. Например, Международный пакт о гражданских и по­литических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод относятся к общим стан­дартам. Примером специальных стандартов являются Кон­венция о правах ребенка, Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о предотвращении рабства и сходных с ним институтов. Специальные международно-правовые стан­дарты регулируют статус лиц, объективно самых уязви­мых, незащищенных: детей, женщин, беженцев, нацио­нальных меньшинств.

Международные стандарты прав и свобод человека име­ют следующие функции:

1) определение перечня прав и свобод человека, кото­рые в обязательном порядке должны быть признаны го­сударствами — участниками той или иной конвенции;

2) формулирование содержания прав и свобод, кото­рые должны получить воплощение в конституциях и за­конах государств-участников конвенции. Например, Меж­дународный Пакт о социальных, экономических и куль­турных правах 1966 г. раскрывает понятие достаточного жизненного уровня. Это понятие включает достаточное питание, одежду и жилище для человека и его семьи;

3) установление обязательств государств по обеспе­чению реализации провозглашаемых прав и свобод. На­пример, присоединившись к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, Украина была обязана отменить смертную казнь как вид уголовного на­казания;

4) фиксация ограничений и запретов, связанных с реализацией прав и свобод человека. Например, Между­народный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. запрещает пропаганду войны, насилия, нацио­нальной, расовой, религиозной вражды.

Украина является участницей основных международ­ных конвенций в области прав человека. С их учетом создавалась Конституция Украины.

4.7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Необходимость особой защиты прав детей как самой уязвимой категории населения была впервые провозгла­шена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 г. Од­нако тогда мировое сообщество не имело действенных орга­низационных структур для реализации провозглашенных Декларацией целей.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию прав ребенка, а спустя 30 лет на ее основе была разработана и открыта для подписания государства­ми Конвенция о правах ребенка. К настоящему времени к этому международному договору присоединилось подав­ляющее большинство стран мира.

Конвенция о правах ребенка признает ребенком челове­ческое существо, не достигшее 18-летнего возраста, если в соответствии с законом, применяемым к данному лицу, оно не достигает совершеннолетия раньше. Конвенция о пра­вах ребенка содержит: подробную регламентацию личных, политических, экономических, социальных и культурных прав ребенка; механизмы контроля за реализацией поло­жений Конвенции; порядок присоединения к Конвенции.

Для обеспечения Конвенции в рамках ООН создан Ко­митет по правам ребенка. Каждая страна-участница раз в пять лет обязана представлять Комитету доклад о ходе выполнения Конвенции о правах ребенка. Кроме того, про­блемы защиты прав детей, проживающих в развивающих­ся странах, находятся в поле зрения Детского фонда ООН (UNISEF —- United Nations International Children's Emergency Fund), созданного в 1946 г.

Особое внимание мировое сообщество уделяет защите детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Обес­печение прав детей-сирот закреплено Декларацией ООН о социальных и правовых принципах, касающихся за­щиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (3 декабря 1986 г.). Деклара­ция ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных об­стоятельствах и в период вооруженных конфликтов (14 декабря 1974 г.) посвящена охране детства и материн­ства в условиях войны.

ООН разработала ряд рекомендательных документов о защите прав детей, находящихся в конфликте с законом: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся от­правления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 29 ноября 1985 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принци­пы, 1 декабря 1990 г.); Правила ООН, касающиеся защи­ты несовершеннолетних, лишенных свободы (14 декабря 1990 г.).

Всемирная встреча на высшем уровне в интересах де­тей, состоявшаяся в ООН 30 сентября 1990 г., приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей. Она поставила перед государ­ствами задачи улучшения здоровья и питания детей, борь­бы с плохими санитарными условиями, болезнями детей, наркоманией, неграмотностью и другими негативными ре­альностями детства.

4.8. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Права и свободы человека и гражданина являются яд­ром правового статуса личности в Украине. Институт конституционных прав и свобод базируется на следую­щих принципах:

1) неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека. Права и свободы человека не должны быть объектом посягательства со стороны других людей или государства;

2) неисчерпаемость прав и свобод человека и гражда­нина. Сущность данного принципа состоит в том, что раз­витие человека и общества приведут к появлению и зак­реплению правом новых граней свободы;

3) недопустимость упразднения или сужения объе­ма и содержания прав и свобод. При принятии новых законов или изменении действующих законов не допуска­ется отмена или искажение закрепленных Конституцией Украины прав и свобод;

4) равенство. Конституция Украины не допускает при­вилегий или ограничений (дискриминации) по признакам расы, цвета кожи, убеждений, пола, этнического и социаль­ного происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам;

5) взаимосвязь прав и обязанностей. Обладание пра­вами налагает на человека и гражданина обязанности пе­ред другими людьми и перед обществом.

Классификация конституционных прав человека и гражданина:

1) гражданские (личные) права. По-другому эту группу прав называют естественными правами, подчеркивая при этом их прирожденный, изначально присущий человеку характер. К гражданским правам принадлежат права на жизнь, на уважение человеческого достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жили­ща и корреспонденции, невмешательство в личную и се­мейную жизнь, свободу передвижения, свободу совести и мировоззрения, свободу печати;

2) политические права. К ним относятся активное и пассивное избирательное право, право на организацию и участие в политических партиях, общественных организа­циях и движениях, право на обращение к властям (право петиции), право собраний, митингов и демонстраций;

3) социальные права. В широком смысле социальные Права — это право на получение определенных положи­тельных услуг со стороны государства. К ним относятся права на труд, на отдых, на социальную защиту, на дос­тойный уровень существования, на охрану здоровья;

4) экономические права. Эта группа прав человека и гражданина связана с экономическими, прежде всего иму­щественными отношениями. К ней относят право собствен­ности, право на предпринимательскую деятельность;

5) экологические права — это права на безопасные для жизни и здоровья условия существования человека;

6) культурные права. В широком смысле — это пра­во на доступ к сокровищам мировой культуры, в том числе при помощи системы образования, и право на твор­чество (научное, художественное, техническое).

Система конституционных прав человека и граждани­на в Украине соответствует международным стандартам прав человека.

4.9. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В УКРАИНЕ

Личные (гражданские) права и свободы человека — это закрепленные правом возможности физического су­ществования и духовного развития человека.

Личными правами обладают все проживающие на тер­ритории Украины индивиды безотносительно к своему правовому состоянию (граждане Украины, иностранные граждане и подданные, апатриды).

Конституция Украины содержит следующий перечень личных (гражданских) прав человека:

1) право на свободное развитие личности. Каждый человек имеет право сам определять свою судьбу, ставить перед собой определенные им самим цели, выбирать сред­ства для достижения этих целей. Но, разумеется, при этом он не должен нарушать прав других людей;

2) право на жизнь. Конституция Украины закрепля­ет право на жизнь при помощи запрета произвольного (незаконного) лишения жизни. Верховная Рада Украи­ны отменила уголовное наказание в виде смертной каз­ни. Никто не может быть лишен жизни даже по реше­нию государственного органа. Второй важный компонент закрепления права на жизнь — право человека на само­защиту от противоправных посягательств на жизнь и здоровье;

3) право на уважение человеческого достоинства.

Это личное право тоже обеспечивается установлением зап­ретов на противоправные действия, посягающие на чело­веческое достоинство. Таковы пытки, жестокое, бесчело­вечное или унижающее достоинство обращение либо на­казание, принудительные медицинские или научные опыты на человеке;

4) право на свободу и личную неприкосновенность. Сущность права на свободу состоит в том, что в Украине запрещены любые формы личной зависимости, а именно — рабство и сходные с ним институты (долговая кабала и т.д.). Неприкосновенность личности является важной га­рантией свободы человека, прежде всего, свободы от произ­вольных действий должностных лиц государства. Соглас­но Конституции Украины никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по решению суда. В случае настоятельной необходимости предотвратить пре­ступление или его пресечь правоохранительные органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения. Обоснованность этой времен­ной меры пресечения в течение семидесяти двух часов дол­жна быть проверена судом;

5) неприкосновенность жилища. Жилище — есть про­должение человеческой личности, важная гарантия ее сво­боды и неприкосновенности. Недаром сложилась поговор­ка: «Мой дом — моя крепость». Конституция Украины гласит, что проникновение в жилище, проведение в нем осмотра или обыска могут осуществляться только по ре­шению суда. Исключения из этого правила допускаются только для спасения жизни людей и имущества (например, при пожаре, стихийном бедствии), а также в целях пресле­дования лиц, подозреваемых в совершении преступления;

6) тайна переписки, телефонных переговоров, теле­графной и иной корреспонденции. Эта норма Конститу­ции Украины тоже является одной из гарантий свободы личности. Исключения (т.е. ознакомление с корреспон­денцией должностными лицами государства) могут быть установлены только судом с целью предотвратить пре­ступление или установить истину при расследовании уго­ловного дела, если иными способами получить информа­цию невозможно;

7) невмешательство в личную и семейную жизнь. Тайна личной и семейной жизни — еще одна грань свободы личности. Конституция Украины запрещает сбор, хра­нение, использование и распространение конфиденциаль­ной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах националь­ной безопасности, экономического благосостояния и прав человека;

8) свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право на свободный въезд в Украину и выезд из Украины. Это личное право распространяется только на лиц, которые находятся в Украине на закон­ных основаниях. Иностранный гражданин или поддан­ный, нарушающий законы Украины, может быть выдво­рен за пределы Украины. Такому лицу может быть отка­зано в разрешении на въезд в Украину. В то же время гражданин Украины не может быть лишен права в любое время возвратиться в Украину, не может быть выдворен за пределы Украины;

9) право на свободу мысли и слова, на свободное вы­ражение своих взглядов и убеждений. Свобода мысли в принципе не может быть ничем ограничена — ведь конт­ролировать и регулировать человеческое мышление невоз­можно. Свобода же слова и печати в Украине, как и в любой другой демократической стране, имеет определен­ные пределы (подробнее об этом — далее);

10) свобода мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (быть атеистом), отправлять ре­лигиозные культы и ритуальные обряды, осуществлять религиозную деятельность (подробнее об этом — далее).

4.10. ПОРЯДОК ВЫЕЗДА ИЗ УКРАИНЫ И ВЪЕЗДА В УКРАИНУ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Право граждан Украины на выезд в Украину и въезд в Украину определяется Конституцией и конкретизируется Законом «О порядке выезда из Украины и въезда в Укра­ину граждан Украины» (21 января 1994 г.).

Право въезда в Украину граждан Украины ничем не ограничено, а право выезда из Украины в оговоренных законом случаях может быть временно ограничено.

Для выезда из Украины и въезда в Украину, а также для удостоверения личности гражданина Украины во время пребывания за границей необходим один из следую­щих документов:

1) паспорт гражданина Украины для выезда за гра­ницу. Этот документ оформляется совершеннолетним гражданам по их личному ходатайству или через их за­конных представителей на срок до 10 лет с возможностью продления на такой же срок;

2) проездной документ ребенка. Он оформляется по ходатайству родителей или законных представителей ре­бенка в случае самостоятельного выезда ребенка за гра­ницу. Срок действия проездного документа ребенка — 3 года или до достижения ребенком 18 лет;

3) дипломатический паспорт. Он оформляется граж­данам Украины, состоящим на дипломатической службе;

4) служебный паспорт. Он оформляется лицам, выез­жающим в служебную командировку;

5) удостоверение личности моряка. Оформляется гражданам Украины, работающим в морском торговом флоте.

Пересечение государственной границы Украины осуще­ствляется в пунктах пропуска через государственную гра­ницу при предъявлении одного из вышеуказанных доку­ментов.

Оформление паспорта гражданина Украины для выез­да за границу и проездного документа ребенка произво­дится в течение не более 3 месяцев, а в экстренных случа­ях — в течение 3 рабочих дней.

Гражданину Украины может быть временно отказано в выдаче паспорта для выезда за границу, а имеющему такой паспорт — в выезде за границу в случаях, если:

1) он осведомлен в сведениях, составляющих государ­ственную тайну — не более чем на 5 лет с момента отмены допуска гражданина к секретной информации;

2) он является должником в неисполненном обяза­тельстве — до исполнения обязательства или разреше­ния спора по согласованию сторон;

3) против него возбуждено уголовное дело — до окон­чания производства по делу;

4) он осужден за совершение преступления — до от­бытия наказания или освобождения от наказания;

5) он уклоняется от исполнения обязательства, возло­женного на него судом — до исполнения обязательства;

6) он сознательно сообщил о себе ложные сведения — до выяснения причин и последствий представления лож­ных сведений;

7) он подлежит призыву на срочную военную служ­бу — до решения вопроса об отсрочке от призыва;

8) в его отношении предъявлен граждански иск в суде — до окончания производства по делу;

9) он находится под административным надзором милиции — до прекращения надзора.

Если в иностранном государстве возникла чрезвычай­ная ситуация, Кабинет Министров Украины принимает решение об особом порядке выезда граждан Украины в это государство. В частности, выезжающие предупрежда­ются о невозможности со стороны Украины обеспечить безопасность в этой стране, но это предупреждение не яв­ляется запретом.

4.11. ПРАВО НА СВОБОДУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Порядок реализации данного конституционного права определяется Конституцией Украины и Законом Украи­ны «О свободе совести и религиозных организациях» (23 апреля 1991 г.). Понятие «свобода совести» равнозначно понятию «свобода мировоззрения и вероисповедания».

Свобода совести включает:

1) право иметь, принимать, менять религию или убеж­дения по своему выбору;

2) свободу единолично либо совместно с другими испо­ведовать любую религию или не исповедовать никакой (т.е. — быть атеистом);

3) отправлять религиозные культы;

4) открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Вместе с тем, это личное право, подобно свободе слова, ограничено. В частности, запрещена религиозная деятель­ность, которая нарушает права и свободы людей, вредит их здоровью, угрожает жизни. Исповедание религии не освобождает от обязанностей перед государством или от исполнения законов.

Правовые гарантии свободы совести (свободы миро­воззрения и вероисповедания):

1) запрет на установление обязательных убеждений и мировоззрения. Никто не может устанавливать обяза­тельных убеждений, принуждать к исповеданию религии или, наоборот, отказу от исповедания религии;

2) равноправие граждан независимо от их отноше­ния к религии. Все граждане Украины имеют равные права и обязанности независимо от их отношения к ре­лигии. Дискриминация по религиозному признаку кара­ется по закону;

3) отделение церкви (религиозных организаций) от государства. Размежевание проявляется в том, что госу­дарство не вмешивается в деятельность религиозных орга­низаций и не финансирует их. Не допускается установле­ние привилегий или ограничений одной религии, вероис­поведания или религиозной организации относительно других. Со своей стороны, религиозные организации не участвуют в политической жизни (выборы, деятельность политических партий);

4) отделение школы от церкви (религиозных органи­заций). Государственная система образования в Украине имеет светский (нецерковный характер). Доступ к образо­ванию не зависит от отношения граждан к религии. Но при этом религиозные организации имеют право осуще­ствлять религиозное образование. Закон обязывает, что­бы проповедники религиозного учения воспитывали сво­их слушателей в духе терпимости и уважения к гражда­нам, не исповедующим данного учения.

Свобода совести — глубоко личное право, личное дело человека. Поэтому гарантии его реализации направлены, прежде всего, на невмешательство в реализацию этого права.

Закон Украины «О свободе совести и религиозных орга­низациях» определяет организационные формы объеди­нений верующих: религиозные общины, управления и цен­тры, монастыри, религиозные братства, миссионерские об­щества (миссии), духовные учебные заведения, объединения Религиозных организаций. Они действуют в соответствии со своими уставами (положениями). Ряд религиозных орга­низаций (управления, центры, монастыри, духовные учеб­ные заведения) подлежат государственной регистрации и имеют статус юридического лица.

Религиозные организации имеют право приобретать в собственность имущество, а также пользоваться на договорных основах имуществом государства, общественных организаций или граждан. Для исполнения своих устав­ных задач религиозные организации имеют право основы­вать предприятия (например, издательские, реставрацион­ные, производственные), а также благотворительные уч­реждения.

4.12. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Современное общество и государство нередко называют информационным, подчеркивая тем самым значение ин­формации для всех сфер человеческой деятельности. В свя­зи с этим право на информацию, закрепленное ст.ст.32 и 33 Конституции Украины, конкретизируется Законами Украины «Об информации» (2 октября 1992 г.) и «О го­сударственной тайне» (21 января 1994 г.).

Информация — это документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей при­родной среде.

Право на информацию имеет два основных компонен­та. Во-первых, каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно ибо иным способом. Это право распрос­траняется и на юридические лица. Во-вторых, каждый граж­данин имеет право знакомиться в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления, учреждени­ях и организациях со сведениями о себе.

Реализация права на информацию не должна нарушать прав и свобод других физических и юридических лиц, жизненно важные интересы Украины. В силу этого запре­щены:

1) распространение конфиденциальной информации без согласия лица, которого эта информация касается;

2) использование информации для призывов к сверже­нию конституционного строя Украины, нарушения ее тер­риториальной целостности;

3) пропаганда войны, расовой, национальной или рели­гиозной вражды;

4) разглашение информации, содержащей государствен­ную, служебную, коммерческую или врачебную тайну; све­дения о денежных вкладах, доходах от предпринимательской деятельности; данные об усыновлении (удочерении); сведения о переписке, телефонных разговорах и телеграф­ных сообщениях. Исключения из этого правила допуска­ются только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Закон Украины «О государственной тайне» содержит исчерпывающий перечень сведений в сфере обороны, эко­номики, внешних сношений, государственной безопаснос­ти и охраны правопорядка, относящихся к государствен­ной тайне и подлежащих засекречиванию и охране.

Не относится к государственной тайне и не подле­жит засекречиванию информация:

1) о стихийном бедствии, катастрофе или ином чрез­вычайном происшествии, угрожающем безопасности граж­дан;

2) о состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, его жизненном уровне, социально-демографи­ческих показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

3) о неправомерных действиях государственных орга­нов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Лица, виновные в несоблюдении государственной тай­ны или, напротив, в неосновательном засекречивании ин­формации, несут юридическую ответственность вплоть до уголовной.

4.13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Политические права и свободы граждан Украины —

это установленные правом возможности лица принимать участие в управлении общественными и государственны­ми делами.

Конституция Украины закрепляет следующие полити­ческие права и свободы:

1) право на свободу объединения в политические Партии и общественные организации. Граждане Украи­ны имеют право объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и удовлетворения разнообразных законных интересов. Разновидностью общественных организаций признаются профессиональные союзы;

2) право граждан принимать участие в управлении государственными делами. Это право включает возмож­ность участия во всеукраинском и местном референдуме, право избирать и быть избранным в органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления, право на доступ к государственной службе и службе в органах мес­тного самоуправления;

3) право граждан на проведение собраний, митин­гов, шествий и демонстраций. Сущность этого права — свободное обсуждение всех вопросов государственной и общественной жизни, выражение своей позиции по этим вопросам;

4) право на обращение в органы власти или органы местного самоуправления. Каждый человек имеет право направлять индивидуальные или коллективные письмен­ные обращения либо лично обращаться в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления и к до­лжностным и служебным лицам этих органов.

4.14. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Право граждан на свободу объединения является неотъемлемым правом человека, закрепленным Всеобщей декларацией прав человека и гарантируется Конституци­ей и законодательством Украины.

Граждане имеют право объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения полити­ческих, экономических, социальных, культурных и иных интересов. Ограничения в этой области устанавливаются законом исключительно в интересах национальной безо­пасности и общественного порядка, охраны здоровья на­селения или защиты прав и свобод других людей.

Первая группа ограничений касается программных целей и деятельности объединений граждан. Запреща­ется создание и деятельность объединений граждан, про­граммные цели или действия которых направлены на:

1) ликвидацию независимости Украины; изменение конституционного строя насильственным путем; наруше­ние суверенитета и территориальной целостности государства; подрыв безопасности государства; незаконный зах­ват государственной власти;

Наши рекомендации