Жилищное право: общая характеристика 8 страница

Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, адми­нистративного, уголовного, а также конституционного су­допроизводства.

Правосудие — это особый вид государственной дея­тельности, суть которой состоит в рассмотрении и разре­шении уголовных, гражданских и иных дел. Правосудие, в отличие от деятельности органов исполнительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессу­альной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судеб­ная власть имеет присущие только ей признаки. Деятель­ность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Укра­ины — высший орган исполнительной власти — имеет право законодательной инициативы. Правосудие же в Укра­ине осуществляется исключительно судами. Делегирова­ние функций судов, а также присвоение этих функций дру­гими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи под­чиняются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в оп­ределенных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства, про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначае­мых на должность судьи впервые). К кандидату на долж­ность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандида­там на иные государственные должности (высшее юриди­ческое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совме­щать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятель­ности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти ограничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должност­ные лица не вправе вмешиваться в отправление правосу­дия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде апелляционного и кассационного рассмотрения дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важней­ший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны госу­дарственных органов.

7.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

Принципы правосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия. Они закреплены Консти­туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руковод­ствуются только законом;

2) равенство всех участников судебного процесса перед Законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда Должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип ос­нован на презумпции невиновности подсудимого. Не он должен доказывать свою невиновность, а суд обязан пред­ставить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставле­нии ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Обвинитель (в уголовном про­цессе) или истец (в гражданском процессе), с одной сторо­ны, обвиняемый или ответчик — с другой стороны имеют равные процессуальные возможности. В частности, они мо­гут делать заявления, предъявлять доказательства, требо­вать вызова свидетелей и т.д.;

5) поддержание государственного обвинения в суде прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­зывает необходимость применения к подсудимому уголов­ного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фикса­ция техническими средствами. Суть данного принципа состоит в том, что судебное заседание (за исключением особо оговоренных законом случаев) является открытым для публики;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­лования решения суда, кроме случаев, установленных за­коном. Данное право предоставлено любому участнику судебного процесса с целью исключения судебной ошибки и принятия единственно верного решения;

9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­пившее в законную силу подлежит обязательному испол­нению, как и решение любого другого органа государствен­ной власти.

В судах отдельных судебных юрисдикции законом мо­гут быть установлены также иные принципы судопроиз­водства.

7.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

Судебная система Украины — совокупность всех взаимодействующих между собой судебных учреждений Ук раины.

Судебная система Украины

Таблица 6

       
 
Суды общей юрисдикции
 
Конституционный суд Украины
 
  жилищное право: общая характеристика 8 страница - student2.ru

Конституционный Суд Украины

Каждое из звеньев судебной системы представляет со­бой совокупность судов одинаковой компетенции. Суд — орган государственной власти, который рассматривает гражданские, уголовные и иные дела на основании дей­ствующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмотрен­ных Конституцией и законами Украины, не допускается.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юс­тиции Украины, согласованному с Председателем Верхов­ного Суда Украины и председателями высших специали­зированных судов.

7.4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Особый правовой статус судей определяется Консти­туцией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. внесе­ны существенные изменения.

Судьи — должностные лица судебной власти, наделен­ные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в Консти­туционном Суде и судах общей юрисдикции.

К кандидатам на должность судьи предъявляются сле­дующие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей ме­стных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области права. Для судей местных и апелляционных судов — не менее 3 лет; для судей высших специализированных су­дов — не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на

должности судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10 лет;

4) проживание в Украине в течение определенного срока. Для судей Конституционного Суда — в течение после­дних 20 лет; для всех остальных — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком.

Судья должен быть беспристрастен и независим от ка­кого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограни­чения. Судья не вправе:

1) состоять в политической партии или профсоюзе;

2) участвовать в какой-либо политической деятельнос­ти (предвыборная агитация, митинги и т.д.);

3) иметь представительский мандат (например, быть депутатом местного совета);

4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должно­сти;

5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме науч­ной, преподавательской и творческой.

С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к чис­лу которых относятся:

1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или аресто­ван до вынесения судом обвинительного приговора;

2) ответственность за неуважение к суду или судье;

3) обеспечение личной безопасности судей и членов их семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посяга­тельство на его жизнь караются как преступления;

4) несменяемость судей. Судьи занимают должность бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда и судей, впервые назначенных на должность.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Эк­замены проводят квалификационные комиссии судей су­дов общей юрисдикции и Высшая квалификационная ко­миссия судей Украины. Представление о назначении су­дей на должность вносит Высший совет юстиции.

Первое назначение на должность профессионального Судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Ук­раины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.

7.5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Все государственные органы, органы местного самоуп­равления и их должностные лица, граждане Украины, ино­странные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной за­конности в Украине является Конституционный Суд Ук­раины.

Порядок формирования, функционирования и компе­тенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Кон­ституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).

Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматри­вает конкретных уголовных или гражданских дел, не яв­ляется апелляционной, кассационной или надзорной ин­станцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопро­сы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Формирование состава Конституционного Суда также отличается от формирования иных судебных органов. Кон­ституционный Суд Украины состоит из 18 судей Консти­туционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституци­онного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционно­го Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тайного голосования избирают Председателя Кон­ституционного Суда (только на один трехгодичный срок).

Полномочия Конституционного Суда Украины:

1) решение вопросов о соответствии Конституции Ук­раины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Укра­ины; актов Кабинета Министров Украины; правовых ак­тов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины;

3) дача заключения о соответствии Конституции Укра­ины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Вер­ховную Раду Украины для ратификации;

4) дача заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смеще­нии Президента Украины с поста в порядке импичмента. Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:

1) по вопросу о конституционности нормативно-право­вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Ав­тономной Республики Крым;

2) по вопросам соответствия Конституции Украины международных договоров — Президент и Кабинет Мини­стров Украины;

3) по вопросу о конституционности процедуры импич­мента — Верховная Рада Украины;

4) по вопросу об официальном толковании Конститу­ции и законов Украины — неограниченный круг субъек­тов, в том числе — граждане Украины, иностранные граж­дане и подданные, лица без гражданства, юридические лица.

Конституционный Суд Украины постановляет реше­ния, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.

Законы и иные правовые акты по решению Конституци­онного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответ­ствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рас­смотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, иные правовые акты или их отдельные поло­жения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины ре­шения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юриди­ческим лицам актами и действиями, признанными некон­ституционными, возмещается государством в установлен­ном законом порядке.

7.6. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Система судов общей юрисдикции в соответствии с Кон­ституцией Украины строится по принципам территори­альности и специализации.

Принцип территориальности означает, что суды уч­реждаются и действуют в пределах административно-тер­риториальных единиц (Автономная Республика Крым, об­ласти, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).

Принцип специализации предусматривает специализа­цию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, ад­министративных, семейных и других дел, предусмотрен­ных законом.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины. Виды местных судов:

1) местные общие суды: районные, районные в городах, городские и районные суды, военные суды гарнизонов;

2) местные хозяйственные суды: хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

3) местные административные суды: окружные суды.

Полномочия местного суда состоят в том, что мест­ные суды являются судом первой инстанции и рассматри­вают гражданские, уголовные, хозяйственные и админист­ративные дела.

Виды апелляционных судов:

1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севасто­поля, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) апелляционные административные суды. Полномочия апелляционных судов:

1) рассмотрение дел в апелляционном порядке1;

2) рассмотрение по первой инстанции дел, определен­ных законом (кроме апелляционных хозяйственных су­дов);

Апелляционное производство предполагает пересмотр дела по существу (полностью или частично — в пределах апелляци­онной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полнос­тью совпадать с прежним решением).

3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

4) оказание методической помощи по применению за­конодательства местными судами.

Кассационный суд Украины имеет следующие полно­мочия:

1) рассматривает в кассационном порядке дела, отне­сенные к его подсудности, другие дела в случаях, опреде­ленных процессуальным законом;

2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

3) оказывает методическую помощь по применению за­конодательства судами низшего уровня.

Виды высших специализированных судов:

1) Высший хозяйственный суд Украины;

2) Высший административный суд Украины;

3) другие соответствующие высшие специализирован­ные суды.

Полномочия высшего специализированного суда:

1) рассматривает в кассационном порядке дела соот­ветствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;

2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

3) оказывает методическую помощь судам низшего уров­ня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов в судебной практике; дает рекоменда­тельные разъяснения по вопросам применения законода­тельства.

Высшим судебным органом Украины является Вер­ховный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:

1) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов; пересматривает в порядке повторной касса­ции иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции; рассматривает иные дела, связанные с исключительными обстоятельствами;

1 Кассационное производство предполагает проверку закон­ности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса­ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или нео­боснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно отменяется и дело передается на новое судебное рассмотрение.

2) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практи­ки и анализа судебной статистки;

3) дает заключение относительно наличия или отсут­ствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украи­ны, признаков государственной измены или иного преступ­ления; подает по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

4) обращается в Конституционный Суд Украины в слу­чаях возникновения у судов общей юрисдикции, при осу­ществлении ими правосудия, сомнений относительно кон­ституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов;

5) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, знакомится в судах с прак­тикой применения законодательства;

6) в рамках своих полномочий решает вопросы, выте­кающие из международных договоров Украины; представ­ляет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных государств.

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

7.7. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ УКРАИНЫ: СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ

Хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.

Хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, государственными и други­ми органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве2.

1 Хозяйственные споры — споры между субъектами пра­ва, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров.

2 Банкротство — несостоятельность юридического лица (субъекта предпринимательской деятельности) удовлетворить в установленный срок предъявленные кредиторами требования и исполнить обязательства перед бюджетом.

Система хозяйственных судов:

1) местные хозяйственные суды;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) Высший Хозяйственный суд Украины.

К местным хозяйственным судам относятся хозяй­ственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Полномочия местного хозяйственного суда:

1) разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела о банкротстве;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­ствам принятые им решения;

3) изучает и обобщает практику применения законода­тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен­ных споров, вносит предложения Высшему Хозяйственно­му суду, направленные на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности и практики разрешения хозяйственных споров;

4) проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

5) осуществляет иные полномочия, предоставленные законодательством.

Апелляционные хозяйственные суды являются суда-Ми апелляционной инстанции. Они образуются Президен­том Украины по представлению Председателя Высшего Хозяйственного суда с определением территории, на кото­рую распространяются полномочия апелляционного хо­зяйственного суда, их местонахождения.

Полномочия апелляционного хозяйственного суда:

1) пересматривает в апелляционном порядке решения местных хозяйственных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­ствам принятые им решения;

3) изучает и обобщает практику применения законода­тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен­ных споров;

4) проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений:

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Высший Хозяйственный суд Украины имеет следую­щие полномочия:

1) пересматривает в кассационном порядке решения апелляционных и местных хозяйственных судов;

2) изучает и обобщает практику применения законода­тельства, обеспечивает единообразие практики, анализи­рует статистику разрешения хозяйственных споров; дает разъяснения хозяйственным судам по вопросам практи­ки применения законодательства, регулируют о отноше­ния в хозяйственной сфере;

3) проводит работы, направленные на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

4) осуществляет организационное руководство апелля­ционными и местными хозяйственными судами;

5) обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в су­дьи; обеспечивает деятельность квалификационных ко­миссий судей хозяйственных судов;

6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О статусе судей: Закон Украины от 15 декабря 1992 г. // Відомості Верховної Ради України— 1993. — № 8. — Ст. 56.

О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей»: Закон Украины от 21 июня 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 33. — Ст. 180.

О судоустройстве: Закон Украины от 7 февраля 2002 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2002. — № 27-28. — Ст.180.

О хозяйственном суде: Закон Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 июня 2001 г.)// Право и практика. — 2002. — № 10-11.

Глава 8.

СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ

8.1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УКРАИНЕ

Правоохранительные органы — это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и Законных интересов граждан, юридических лиц, государ­ства.

К государственным правоохранительным органам относятся:

1) прокуратура;

2) органы и учреждения юстиции (Министерство юс­тиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистра­ции актов гражданского состояния);

3) органы внутренних дел, в том числе — милиция;

4) Служба безопасности Украины;

5) органы государственной налоговой службы;

6) таможенные органы.

К негосударственным правоохранительным органам относят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные организации.

Таким образом, в Украине правоохранительные орга­ны составляют несколько самостоятельных, но в то же время взаимодействующих подсистем.

8.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

Нормальное функционирование государственного меха­низма и обеспечение прав и свобод человека и граждани­на невозможно без институтов контрольной власти. Ис­торически сложилось так, что контролирующую роль в Украине играли органы прокуратуры. Правовой статус прокуратуры Украины определяется Конституцией Украи­ны, Законом Украины «О прокуратуре» (5 ноября 1991 г.), с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 июля 2001 г.

Прокуратура Украины — это единая система государ­ственных органов, которые осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением за­конов.

Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный проку­рор Украины, который назначается на должность и осво­бождается от должности Президентом Украины с согла­сия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Укра­ины, что влечет его отставку с должности. Срок полномо­чий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Прокуратура Украины составляет единую систему, в которую входят:

1) Генеральная прокуратура Украины;

2) прокуратура Автономной Республики Крым;

3)прокуратуры областей;

Система органов прокуратуры Украины Таблица 7

 
  жилищное право: общая характеристика 8 страница - student2.ru

4) прокуратуры городов Киева и Севастополя (на пра­вах областных);

5) военные прокуратуры регионов (на правах област­ных);

6) городские, районные и межрайонные прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов;

7) специализированные прокуратуры (экологические, транспортные).

Подобно органам исполнительной власти, органы про­куратуры построены по иерархическому принципу. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и все прокуроры — Генеральному прокурору. Срок их пол­номочий — пять лет.

8.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

В соответствии с Конституцией и законами Украины прокуратура Украины осуществляет следующие функции:

1) поддержание государственного обвинения в суде. Задача прокурора — в обвинительной речи обосновать применение к подсудимому уголовного закона;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Ос­нованием представительства в суде интересов граждани­на является его неспособность по уважительным причи­нам самостоятельно защитить свои нарушенные или ос­париваемые права. Прокуратура представляет в суде Украинское государство при наличии нарушений или уг­розы нарушения государственных интересов;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие (к ним относятся: ми­лиция, налоговая милиция, органы безопасности Украи­ны, таможенные органы, органы государственного пожар­ного надзора, органы пограничной охраны и некоторые другие);

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при при­менении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Прокуратура обязана осуществлять надзор за соблюдением законов в следственных изоляторах, изоляторах временного содер­жания, учреждениях по исполнению уголовных наказа­ний, психиатрических больницах со строгим и усилен­ным наблюдением.

До создания системы государственных органов, на ко­торые будет возложена функция досудебного следствия, органы прокуратуры осуществляют также расследование ряда преступлений, как правило, тяжких и особо тяжких.

Кроме того, Генеральный прокурор Украины и подчи­ненные ему прокуроры координируют деятельность по борь­бе с преступностью всех правоохранительных органов.

8.4. ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

В Украине действует Высший совет юстиции, статус и полномочия которого определяются Конституцией Укра­ины и Законом Украины «О Высшем совете юстиции» (15 января 1998 г.).

Высший совет юстиции — коллегиальный, независи­мый орган, ответственный за формирование высокопро­фессионального судейского корпуса. К его ведению отно­сятся:

1) внесение представления о назначении судей на дол­жности или об освобождении их от должности;

2) принятие решений по нарушениям судьями и про­курорами требований относительно несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного производства в от­ношении судей Верховного Суда Украины и судей выс­ших специализированных судов;

4) рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Порядок его формирования:

1) Верховная Рада, Президент, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений назначают по три члена Выс­шего совета юстиции;

2) всеукраинская конференция работников прокурату­ры назначает двух членов Высшего совета юстиции;

3) Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины вхо­дят в Высший совет юстиции по должности.

Наши рекомендации