Сущность и структура политики.
Сущность политики
Рассуждая о политике, чаще ведут речь о власти одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой т.д. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти, одновременно политическая власть представляет собой реальную способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика - сфера властных отношений: «Политика в любом обществе, на любых исторических этапах его развития становится средством обеспечения прежде собственных интересов индивида или больших групп людей: состояний, территориальных единиц, классов и наций. Целью политики как осознанной деятельности является нацеленность на обеспечение оптимально возможного в данном обществе и конкретных условиях осуществления общественных процессов, изучение их и регулирования и развитие в том направлении, которого желает доминирующая или оппозиционная группа. Политика - это реализация определенных целей преимущественно через отношения противоборства (не обязательно революционности, ведь политический компромисс, например, - также преодоление, преодоление собственных амбиций одной из сил, преодоление нетерпимости к инших) "
Структура политики
Наличие и взаимодействие структурных элементов политической организации предоставляет политике внутренней целостности, благодаря чему она имеет возможность выполнять определенные функции. К структурных составляющих политики следует отнести:
1) политические отношения, отражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти;
2) политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим интересам;
3) политический интерес, который представляет собой внутреннее, осознанное источник политического поведения, которое побуждает людей к постановке определенных политических целей и к действиям, направленных на воплощение этих целей в жизнь;
4) политическая деятельность субъектов политики; субъектами политики выступают преимущественно: государство, политические партии, общественные организации, или же политический индивид, действия которого четко очерчены законами и моральными нормами, иногда и социальные институты, которые призваны выполнять преимущественно неполитические задачи, нередко производят достаточно сильное влияние на политику: церковь, университеты, ассоциации и т.п.;
5) политический процесс как совокупность видов деятельности субъектов политики, охватывающих все стадии функционирования политической системы и для достижения политических целей;
6) политическая организация, отражающий роль институтов публичной власти как центров управления системными процессами. Это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, партийных и общественных организаций, групп давления, представляющие политические интересы разных слоев общества в целом, составляют организационный костяк политики. Политическая организация концентрирует властное волеизъявление народа, включая принятие и организацию управленческого решения, задавая тем самым определенную направленность всему политическому процессу.
Функции политики.
В политологии существуют различные взгляды на функции политики. Толкотт Парсонс относит к ним определение коллективной цели общественного развития, мобилизации и принятия решений, сохранение стабильности в обществе и распределение ресурсов. Французский политолог Рене Д. видел функции политики в сохранении целостности и стабильности общества; Дэвид Истон - в авторитарном присвоении ценностей.
1) В отечественной политологии выделяют такие функции политики:
2) руководство и управление обществом, сохранение организованности и общего порядка;
3) обеспечение защиты основных прав человека;
4) управленческая (политическое руководство обществом;
5) интегрирующая, обеспечивающей консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
6) регулятивная, что способствует упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
7) теоретико-прогностическую, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
8) содействие выявлению интересов различных групп общества;
9) нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
10) социализации личности - функция привлечения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду;
11) обеспечение общества действенным принципом распределительной справедливости;
12) обеспечение преемственности и инновационности социального развития как общества в целом, так и отдельной личности;
13) гарантирование как внутри самого государства, так и за ее пределами безопасности для всех групп и слоев общества.
Вместе политике присущи и латентные функции. Американский социолог, нобелевский лауреат, Роберт Кинг Мертон считал, что в конкретном обществе отдельные функции могут быть неразвитыми, по характеру осуществления основных функций можно определить зрелость политической жизни общества и государства.
Тема 3.