Сущность,структура и ф-ции политики.

Сущность,структура и ф-ции политики.

Понятие «политика» многозначно,им обозначают:

-различные сферы политики(внутренняя,внешняя,экономическая,социальная,образовательная)

-уровни политики(региональная,федеральная)

-политические цели(политика мира,разрядки,оборонная)

-носители политики(политика правительства,оппозиция)

-способы политических действий(политика компромисса,насилия)

Политика-это сфера деят определ обществен институтов и структур общ-ва(гос-ва,партий обществ.организ и движений)-(институцион. подход)

Политика-это форма общения людей,способ коллективного существ человека(антропол. подход)

Пол-ка-это деятельность по достижению коллективных целей(телеолог.подход)

Политика-это сфера деят,.связ с отношениями между классами,нациями,другими социальными группами,имеющая целью завоевание,организацию и использ. гос.власти,управление соц.процессами.

Функции пол-ки:

1.поддержание и укрепление целостности общ-ва

2.разраб целей развития всего общ-ва

3.авторитарная-распредел дефицитн ценностей

4.предотвращ и регулиров групповых конфликтов.

1.Объект и предмет политологии. Объектом политологии явл. вся полит. действительность или полит. сфера жизни общества. Предмет политологии:в широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявления ,включая полит. социологию ,полит. психологию, полит. географию и пр. полит. дисциплины. Предметом ее явл. раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. В узком смысле слова политология-это одна из наук о политике и ее предмет - закономерности формирования и развития полит. власти, формы и методы ее функц. в гос.-организованном обществе.

5.Становление политологии как науки: Морис Дюверже выдел. три крупных периода в истории формирования и становления полит. науки. Первый этап-это пред история: от античности до конца 18в.(Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье и др.) Второй этап-19в.-отмечен заслугами след. ученых: Токвиль, Кант, Маркс и др. Третий этап- современный период в развитии политической науки.

Функции политологии.

Функции: - методологическая(заключается в разработке теории и методологии, исследовании политических явлений и процессов, в выработке законов и категорий данной науки); -познавательная(предполагает накопление описания, изучения фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития); -инструментальная(содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, отдельных политических структур, предварительная научная экспертиза политико-управленчиских решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность); -прогностическая(предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, моделирование будущих политических процессов, выработка прогнозов); -идейно-воспитательная(нацелена на выработку определенных политических идеалов и ценностей.

Период эпохи Возрождения

Нового времени.

характеризовался развитием капиталистических отношений и обострением классовых противоречий. Николо Макиавелли рассматривал политическую сферу как специфическую область, реализующую государственные интересы. Наиболее целесообразной формой централизованного гос-ва он назвал республику, где народ и аристократия вместе участвуют в управлении. Эти мысли поддержал Жан Боден, который выдвинул идею государственного суверинетета.

Полит. идеи Нового времени.

Политическая мысль Нового времени – эпоха буржуазных революций. Характерно: проблема о соотношении личности и гос-ва, теории естественного права и общественного договора, которые были направлены против феодальной зависимости. Эти идеи развивали Гуго Гроций и Томас Гоббс. Идеи Французского Просвещения (особый период в Европе в XVIII веке):

Вольтер обличал мракобесие католической церкви и деспотизм феодализма. Шарль де Монтескье выделил 3 ветви власти и разрабатывал принцип свободы. Жан – Жак Руссо – идеолог крестьянства. Ввёл понятие общественного договора. Идеологи западноевропейского либерализма (Констан, Милль) пропагандировали идею пропорционального представительства и социального неравенства в обществе. Идеи американские (Джефферсон, Франклин): система распределения власти, отстаивали идеи свободы и независимости людей. Кант и Гегель создали концепцию правового гос-ва и гражданского общества.

Формировались проекты идеального мироустройства, которые получили название “утопический социализм” (Томас Мор, Шарль Фурье и др.). Это сало предпосылкой в развитии марксизма (Маркс, Энгельс). Марксизм – целостное стройное учение о коммунизме, к которому можно прийти путём социалистической революции. Новое общество будет безклассовым, труд станет первой жизненной потребностью человека.

7. Структура и ресурсы власти”

Структура власти: субъект, объект, ресурсы, процесс.

Субъект власти воплощает активное направляющее начало власти. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал определенными качествами (воля к власти, компетентность). Субъект власти чаще всего является и его носителем. Объект –власть, как известно, это двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, но властное взаимодействие невозможно без наличия субъекта. Отношение к субъекту властвования может быть самого широкого аспекта: от ожесточённого подчинения до сопротивления. Мотивы подчинения: страх, привычка, авторитет Ресурсы власти– все те средства, которые индивид или группа людей могут использовать для влияния на других. Типология ресурсов: утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы. Утилитарные ресурсы: материальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные ресурсы: меры административного наказания, используется, когда утилитарные не в состоянии повлиять на ситуацию. Нормативные ресурсы: средства воздействия на внутренний мир и ценностные ориентации человека. Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты и делает реальностью процесс власти.

6:” Политическая власть и её особенности”

Политическая власть существовала не всегда и не везде. Она существует, где появляются политические институты. Политическая власть имеет ряд особенностей. Выделяют следующие признаки:

а) легальность использования силы в пределах государства;

б) верховенство или обязательность её решения для иных видов власти, т.е. политическая власть, может ограничить или прекратить влияние иных видов власти;

в) публичность, т.е. всеобщность или безличность, значит, что политическая власть обращается от имени всего общества с помощью правовых методов;

г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

д) возможность использования всего разнообразия ресурсов власти.

Типология властей:

В зависимости от функций государственных органов выделяют:

А) законодательную власть (парламент);
б) исполнительную власть (президент);

В) судебную власть.

В зависимости от субъектов власти выделяют:

А) автократическую власть;

Б) олигархическую власть;

В) самоуправленческую власть.

По сферам проявления выделяют:

А) государственную власть;

Б) партийную;

В) профсоюзную;

Г) армейскую;

Д) семейную и т.д.

8. Понятие легитимности”

Положительная оценка принятия населением власти, признание её правомерности правом управлять и согласие подчиняться означает её легитимность.

Типология легитимности по Максу Веберу. В зависимости от мотивов подчинения три типа легитимности:

1. Традиционная– приобретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в исконность существующих порядков. Характерна для монархий.

2. Харизматическая– основана на вере в исключительный дар, качества, способности руководителя.

3. Легально-рациональная легитимность – основана на вере в правильность, справедливость формальных процедур формирования власти.

4. Идеологическая – оправдание власти и нахождение у власти тех или иных лиц с помощью идеологии, которая насаждается в обществе.

Любая легитимность зависит от степени выполнения властью своих функций и обязательств.

Признаки потери легитимности:

1. рост степени принуждения;

2. ограничение прав и свобод личности;

3. запрет политических партий и движений;

4. рост коррупции.

Типология полит. процессов.

1)По объектам полит.воздействия:

-внутреполитические (выборы,образование полит. институтов…)

-внешнеполитические (деятельность международных организаций,сотруднечество государств)

2)По характеру и методам преобразования власти:

-эволюционный(процесс характеризуется постепенностью)

-революционный (преобразование происходит за короткий срок)

3)С точки зрения публичности:

-открытый(интересы групп и граждан выявляются в программах партии,в голосование на выборах…)

-скрытый(скрытые действия гос. учреждений, деятельность органов с секретными функциями и полностью законспирированных учреждений)

4)С точки зрения устойчивости:

-стабильный(основан на устойчивой социальной структуре,легитимности режима)

-нестабильный(возникает в условиях кризиса власти,утраты ею легитимности)

5)В зависимости от ориентации на достижение определенного результата:

-кооперативные(создаются объединения,блоки,коалиции)

-конкурентные(представляют собой соперничество между полит.субъектами за власть)

-конфликты (противоборство,связанное с распределением статусных позиций,ресурсов)

-инновационные(в ходе которых создаются новые полит.структуры)

6)С точки зрения характера полит.участия:

-неангажированные (предполагают свободное полит.участие в отношениях с государством и другими институтами власти)

-ангажированные (преобладают навязанные гражданам формы полит.отношений и жестко централизированные методы принятия управленческих решений.

29. Полит.конфликты и кризисы,пути их преодоления.

1)Полит. кофликт-один из видов социальных конфликтов,специфика которого определяется особенностями развития полит.действительности.В его основе находится борьба участников полит.процесса за все то,что составляет власть и полит.господство.

Функции конфликта(по Л.Козеру):

-интегративная(способствует формированию определенных политических общностей)

-инновационная (формируются новы государственные институты)

2)полит. конфликт-столкновение, противоборство полит.субъектов.оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов)

Способы разрешения полит.конфликтов:

Управление конфликтом-целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов,их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Условием урегулирования конфликта является решение ряда универсальных задач:

-воспрепятствие разрастанию конфликта.

-вывести неявные конфликты в открытую форму,чтобы уменьшить следствия взаимодействия сторон.

-минимизировать степень социального возбуждения.

На этапе возникновения конфликта важно раскрытие его подлинных причин и истинных целей.Нужно уметь отличать причины конфликта от повода.На этапе развития важно получать достоверную информацию о степени интенсивности кофликта.На этапе окончания возможно примирение сторон или их непримиримость.

Общие пути примирения сторон:

-мирное урегулирование

-примирение на основе принуждения.

30.Полит.кризис-состояние полит.системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов,в предельно резком усилении полит.напряженности и нестабильности.По сути,полит.кризис есть сбой в функционировании полит.системы,расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями.

Происхождения государства.

Понятие "государство" (от лат."status"-буквально "состояние","сословие").

-в широком смысле - это обозначение отношений политической власти,т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан;

-в узком смысле - это обозначение представительных и исполнительно-распорядительных органов власти и система правовых норм,определяющих их функционирование;

-в обыденной речи термин "государство" употребляется как синоним понятий "страна","отчизна","общество".

Теории возникновения и развития государства:

1.Теологическая(в рамках кот. возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа). 2.Патриархальная 3.Теория общественного договора 4.Теория насилия 5.Экономическая теория 6.Классовая теория 7.Органическая теория.

Оно возникает как результат его естественного развития под влиянием след.факторов:

-углубление разделения труда; -возникновение частной собственности; -демографические факторы; -психологические,рациональные, и эмоциональные факторы; -географический,этнический,фактор завоевания одних народов другими.

Формы гос. правления.

Под формой правления поним. организация верховной гос. власти. Выдел. две основных формы правления: монархия и республика. Монархия– это форма правления, при кот. власть сосредоточена в руках единолич. главы гос. – монарха, кот. передается по наследству. Сущ. две формы монархии: неогранич. (абсолютная) и огранич. (конституционная). Особенностью абсолют. монархии явл. неогранич. власть монарха. Страны. Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Особен-тью конституц. монархии (Великобритания, Швеция, Дания) явл. ограничение власти монарха. Выдел. дуалистич. и парлам. монархии. При дуалистич. (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы гос. огранич. в сфере зак-ва, но достаточно широки в сфере исполнит. власти. При парлам. монархии (Япония, Испания, Нидерланды) власть главы гос. практич. не распростр. на сферу закон-ва и значительно ограничена в сфере исполн. власти. Республика – это ф-ма правления, при кот. глава гос. явл. выборным и сменяемым, а его власть счит-ся производной от представ. органа или избирателей. Выдел. три осн. разновиди. республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).Презид. республика характ-ся тем, что президент одновременно явл. главой гос. и главой прав-ва. Президент сам формир. прав-во, возглавл. его, ведет заседания и обладает решающ. голосом. Прав-во ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отдельные ветви власти – законодат., исполнит. и – судебная облад. значит. самост. по отнош. друг к другу. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия.) В парлам. республике избир. парламент. Прав-во формир. на парлам. основе. Парламент подбирает кабинет министров из числа своих членов, т.е. члены парламента одноврем. явл. и членами прав-ва. Парламент осущ. контроль над дея-тью прав-ва. Пример: Германия, Италия. Смешанная рес-ка. Эта форма правления сочетает в себе сильную презид. власть с эффект. контролем парламента за дея-тью прав-тва. Ее отлич. черта – двойная ответств. прав-ва перед президентом и парламентом.

21. Сущность, признаки и условия формирования правового государства.

Правовое государство – это гос-во, дея-ть кот. подчинена установленному демократич. путем закону, защищающее свободу личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. В таком гос-ве законы имеют одинаковую силу для всех без исключ. членов общества, независимо от их соц., политич. или иного статуса; защита отдельного чел. от власти и произвола соответствует защите всех, поэтому личное право не может сущ. без гарантии в полит. праве, уравновешивающем всех друг перед другом. В правовом гос-ве четко и точно определены как формы, пути и механизмы дея-ти гос-ва, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что гос-во связано с правом; оно вправе разрабатывать и принимать законы, обязано уважать эти законы, пока оно сущ. и действует, хотя оно правомочно их пересмотреть и даже отменить. Более того, оно подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. Именно это в значительной мере обеспечивает правовой характер гос-ва.

Отличительны признаки:

-суверенитет народа. Это значит, что именно народ является источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни

- подчинение праву государства и его органов

- гарантии прав и свобод человека

- незыблемость чести и достоинства личности

- взаимная ответственность личности и государства

Наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов (суд, прокуратура, государственные и негосударственные органы контроля и т.д.)

- осуществление принципа разделения властей.

22. Сущность и условия формирования гражданского общества.

Гражд. общество – это форма самоорганизации людей, включ. добровольно сформировавшиеся негос. соц., эконом., профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Гражд. общество имеет сложную структуру. Оно включ. в себя экономич., духовные, этнические, нравственные, религиозные, семейные отнош., не опосредованные гос-вом. Это арена дея-ти частных лиц, классов, групп, институтов, кот. регулируется гражданским правом и прямо не зависит от гос-ва. Гражд. общество – это сфера производственной дея-ти гос-ва. Институтами гражд. общества явл. семья, церковь, полит. партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Черты-предпосылки:

-частная собственность и налич. частных собственников, для кот. она явл. средством получения доходов, ср-вом к жизни их семей. С потерей собственности владельцы ее лишаются источника средств к сущ. Поэтому ее обладатели заинтересованы в сохр. собственности и создании оптимальных условий ее функционирования

- свободная рыноч. экономика, кот. присуща конкуренция, зав-ть от соотнош. спроса и предложения и т.д.

- налич. развитой соц. структуры и мощного среднего класса, включ. наиболее активную и мобильную часть населения, как соц. базы гражд. общества, предоставление широкой деловой инициативы гражданам, необходимость удовлетворения государством их интересов и потребностей.

- в полит. сфере основой гражд. общества явл. многопартийность, налич. массовых демократ. движений, организаций, ассоциаций и др. групп по интересам.

Условиями существования гражд. общества явл.:

- налич. правового гос-ва, кот. стремиться обеспечить каждому гражданину достойные условия сущ.

- в сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражд. сознания и полит. культуры, свободное функционирование СМИ, реальная свобода слова, совести.

Социализм.

Социализм-это идеология преобразований буржуазного общества путём установления общественной собственности на средства производства, равенства и социальной справедливости. Несомненная заслуга в разработке идеологии социализма принадлежит К. Марксу. Именно он сформулировал её основные положения : 1.Признание существования в капиталистическом обществе классов с противоположными интересами -буржуазии и пролетариата 2 Обоснование неизбежности социалистической революции 3 Обоснование диктатуры пролетариата как власти устанавливается в результате социалистической революции 4 Описание социалистического общества как системы, основанной на общественной собственности на средства производства, где распределения осуществляются по принципу “От каждого- по способностям, каждому- по труду” 5 Доказательство закономерного построения коммунистического общества без классов и государства, где распределения осуществляются по принципу “От каждого -по способностям, каждому- по потребностям” В социализме выделяют 2 крыла:

-Право крыло, ориентировано на реформы, которое стало называться социал-реформизмом, а в последствии демократическим социализмом. Основоположниками этого направления были Отто Бауэр, Каутский, Бернштейн.

-Левое крыло, ориентиравоно на радикальное революционное преобразования общества, продолжало обосновывать идею социалистической революции. Его теоретиком был Ленин. Впоследствии оно стало называться идеологией коммунизма.

В идеологии социализма существует множество разновидностей:

-леворадикальные направления - анархизм, троцкизм

-праворадикальное – фашизм, неофашизм

-социал-демократическое течение

Типология полит. систем.

Политическая система общества - это совокупность гос. и негос. институтов, норм и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отно­шения.

Некот. исследователи выдел. три основные модели полит. системы: командную, соревновательную и консоциональную, или социопримирительную. Осн. признак первой системы - командный стиль управления обществом, администрирование. Гл. показатель второй – полит. противостояние, противоборство различ. сил, их состязательность в полит. процессе. Третья хар-ся поисками компромисса и консенсуса.

В демократич. системе действуют меры контроля граждан за властью, сферы действия кот. ограничены.

Для тоталитарной полит. системы ха­рактерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны гос.

Авторитаризм отличается неогранич. властью одного лица или группы лиц при сохран. определенной автономии общества и личности во внеполитических сферах.

Рос. ученый Александр Сергеевич Панарин, характеризуя полит. системы совре­менности, выделяет такие типы, как классический либеральный тип, или представительский; модер­нистский и постмодернистский.

В полит. системе классического либе­рального типа общество форми­р. «входы» в полит. систему, кот. реа­гирует на них своими решениями.

В модернисткой полит. системе, на­оборот, полит. система сначала принимает решение, преобраз. общество по заранее при­нятому плану, и на это решение гражд. общест­во должно реагировать.

Постмодернистская полит. система тоже приним. решения, направляя их обществу, но эти решения лишь защищают корпоративные интересы тех, кто устроился во власти и использует ее во имя своих частных интересов.

Тоталитарный режим.

Тоталитарный режим – характер. тотальным вмешательством гос. в жизнь общества и личн. жизнь граждан.

Отличительные признаки тоталитаризма:

- Идеологизация всей общественной жизни, стрем­ление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы в обществе. Для тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию.

- Тоталитарная политизация, гипертрофиро­ванное развитие аппарата власти, ее проникновение во все поры соц. организма. Пар­тия нового, тоталит. типа срастается с гос. и концентрирует в своих руках реальную власть в обществе. Запре­щается всякая полит. оппозиция и создание без санкции властей любых организаций.

- Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения(службы безопасности, армия, милиция. и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталит. управления. Создается культ вождей.

- Провозглашение превосходства определенного класса, нации или расы, деление всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - буржуазия, империализм, евреи и т.п.

Сущ. разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Тоталит. система обладает высокой способ­ностью мобилизации ресурсов и концентрации ср-в для достижения огранич. целей, например, побе­ды в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. В то же время тоталитаризм – это исторически обреченный строй. Это общество не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и сущ. за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Это закрытое общество, неприспособленное к своеврем. качеств. обновлению учету новых требований непрерывно изменяющ. мира.

Демократический режим.

Демократия-полит. Режим, при кот. Источником власти признается народ и он имеет возможность осуществлять свой авторитет.1. юридич. Признание и институциональное выражение суверенитета верховной власти народа. Именно народ выступ. Официальным источником Источником власти. 2.периодич. выборность основных органов гос-ва. Лица избираются на определенный срок.3.Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом. Этот принцип требует равенства избират прав. Он предполагает свободу создавать полит. Партии и др. объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руковод. Должностей в гос-ве.4. принятие реш. По большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.. Разрешено все, что не запрещено законом.Для демократии ха-но: 1.эк. предпосылки. Развитая экономика, базирующаяся на разл. Формах собственности и конкуренции. Многоуровневая эк. Явл. Гарантом автономии и препятствует монополизации эк. Ресурсов. 2. Социальные условия. Высокий Ур. Благосост. Граждан, что ведет к сглаживанию соц. Неравенства. 3. Грамотность, в том числе и политическая. 4. Идеологический плюрализм-свобода полит. Взглядов. 5.Свобода доступа к информации.

Типы избират. Систем.

Существует 3 разновидности мажоритарной системы:А) Маж-я сис. абсолютного большинства,когда избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50%+1.(сущ-ет в РБ)Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Б)Маж-я сис-ма относительного большинства.Кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов. При такой системе избирательные округа явл-ся одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат..В)Маж. сис-ма квалифицированного большинства. Победителем счит-ся кандидат ,набравши 2-3 четверти от голосовавших.

Пропорциональная изюбир. сис-ма строится на принципе пропорциональности м/у полученными голосами и завоёванными мандатами. Мандаты распределяются м/у партиями, в соответствии с числом поданных за них голосов. Партии выдвигают списки кандидатов, за кот. голосуют избиратели. Список представл-т собой перечень кандидатов. Списки бывают: жёсткие(закрытые), открытые, полужёстки е, панаширование(смешивание).

Смешанная избир. сис-ма. Она соединяет достоинства и недостатки маж-ной и пропорциональной систем. Половина депутатов избирается по маж-ной сис-ме относительного большинства, а другая половина по пропорциональной сис-ме.

Референдум

Референдум– форма прямой демократии, особый тип всенародного голосования, объектом которого явл. какой-либо важный вопрос, по которому власть считает необходимым выяснить мнение граждан страны. Виды референдума:конституционный, если с его помощью произв-ся утверждение конституции и поправок к ней. законодательный, если предмет референдума – акт текущего законодательства. В РБ референдумы проходили 2 раза: 26.11.1996 – было вынесено 4 вопроса: об изменениях и дополнениях в конституцию страны, о смертной казни, об изменении гос. символики, о полномочиях местных Советов Народных Депутатов. 07.09.2004 – о праве действующего Президента выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2006г.

Геополитика

Геополитика- это наука о географич. обусловл. полит. влений, особая отрасль знаний, изуч. связь между землей, географич. средой и политикой гос-в. Современная геополитика видится как политика взаимозависимостей, взаимодействия. Геополитика должна исходить из всего разнообразия физических и соц., материальных и моральных ресурсов государства. Перед лицом глобальных проблем геополитика становится предметом согласованного взаимодействия всех стран мира. Геополитика изучает многообразные взаимосвязанные факторы (эк., полит., географ., демограф.) кот. влияют на потенциал стран. Осн. понятиями геополитики явл.: 1)географ. детерминизм – концепция, кот. стремиться объяснить место страны в системе междунар. отношений, ее внешнеполит. дея-ть исходя из особенностей географ. среды. 2)субъекты геополитики – гос-во, регион, мир в целом. 3)граница. 4)пространство – основная категория геополитики. 5)жизненное пространство – именно в пространстве люди находят ср-ва существов., гарантию своей безоп-ти. 6)зона жизненных интересов – земное пространство представленное для какой-либо страны жизненно важным объектом. 7)сфера влияния – территории стран, находящихся под полит. или эк. контролем. 8)нац. интерес. 9)нац. безопасность. 10)геополитическая стабильность – устойчивость и упорядоченность всех субъектов геополитики. Функции геополитики: 1)познавательная – она помогает гражданам получить необходимую инф-цию о геополитике. 2)интегральная – геополитика объединяется в единое целое и пользуется достижениями многих естеств. и обществ. наук. 3) мировоззренческая – способствует формиров. осознанного отношения индивида к жизненно важным интересам гос-ва. 4)аналитико-рекомендательная – проявл. в исследовании, анализе расстановки полит. сил как внутри, так и в др. странах в соответствии с географ. положением. 5) прогностическая – связана с прогнозом разв. геополит. сил и способов обеспеч. нац., регион. и междунар. без-ти. 6)сохранно-защитительная – нацелена на сохр. своего гос-ва и народа как культурно историч. общности. 7)прикладная – находит выражение в создании механизмов реализации и защиты нац. интересов и без-ти.

Сущность,структура и ф-ции политики.

Понятие «политика» многозначно,им обозначают:

-различные сферы политики(внутренняя,внешняя,экономическая,социальная,образовательная)

-уровни политики(региональная,федеральная)

-политические цели(политика мира,разрядки,оборонная)

-носители политики(политика правительства,оппозиция)

-способы политических действий(политика компромисса,насилия)

Политика-это сфера деят определ обществен институтов и структур общ-ва(гос-ва,партий обществ.организ и движений)-(институцион. подход)

Политика-это форма общения людей,способ коллективного существ человека(антропол. подход)

Пол-ка-это деятельность по достижению коллективных целей(телеолог.подход)

Политика-это сфера деят,.связ с отношениями между классами,нациями,другими социальными группами,имеющая целью завоевание,организацию и использ. гос.власти,управление соц.процессами.

Функции пол-ки:

1.поддержание и укрепление целостности общ-ва

2.разраб целей развития всего общ-ва

3.авторитарная-распредел дефицитн ценностей

4.предотвращ и регулиров групповых конфликтов.

1.Объект и предмет политологии. Объектом политологии явл. вся полит. действительность или полит. сфера жизни общества. Предмет политологии:в широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявления ,включая полит. социологию ,полит. психологию, полит. географию и пр. полит. дисциплины. Предметом ее явл. раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. В узком смысле слова политология-это одна из наук о политике и ее предмет - закономерности формирования и развития полит. власти, формы и методы ее функц. в гос.-организованном обществе.

5.Становление политологии как науки: Морис Дюверже выдел. три крупных периода в истории формирования и становления полит. науки. Первый этап-это пред история: от античности до конца 18в.(Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье и др.) Второй этап-19в.-отмечен заслугами след. ученых: Токвиль, Кант, Маркс и др. Третий этап- современный период в развитии политической науки.

Функции политологии.

Функции: - методологическая(заключается в разработке теории и методологии, исследовании политических явлений и процессов, в выработке законов и категорий данной науки); -познавательная(предполагает накопление описания, изучения фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития); -инструментальная(содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, отдельных политических структур, предварительная научная экспертиза политико-управленчиских решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность); -прогностическая(предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, моделирование будущих политических процессов, выработка прогнозов); -идейно-воспитательная(нацелена на выработку определенных политических идеалов и ценностей.

Наши рекомендации