Назовите основные функции государства.
Функции гос-ва –обязанности, круг деят-ти, назначение и роль гос-ва в обществе в наиболее обобщенной форме. Принято выделять внутр и внешние функции.К внутренним функциям относятся: 1. Политическая - действия гос-ва, связанные с осуществлением полит власти, обеспечением полит стабильности; 2. Правовая – действия гос-ва по осуществлении правотворчества, установлению правовых норм и принятию законов; 3. Экономическая– орг-ция, координация и регул-е эконом процессов; 4. Социальная – реализация принципа соц справедливости; 5. Образовательная – предоставление людям равных возм-тей получения обр-я; 6. Культурно – воспитательная – удовлетворения культурных запросов людей, реализует ту или иную деят-ть в области культ политики; 7. Организаторская – координация деят-ти всех субъектов полит системы; 8. Экологическая –восстановление режима природопользования. Внешние функции:- разв-е дипломатич отн-ий (+регул-е к-ов); - обеспечение национ безопасности (поддержание обороноспос-ти общ-ва, защита границ, территории страны); - поддержание мирового порядка (участие в разв-ии системы междунар отн-ий); - взаимовыгодного сотр-ва (в различ областях).
23.Расскажите о типах государственного устройства. Приведите конкретные примеры.Различают две основные формы территор устройства гос-ва: унитарную и федеративную. Унитарное гос-во – это единое, простое гос-во, состоящее из администр-территор единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное гос-во имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными гос-ми являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и др. Подавляющее большинство унитарных гос-в имеет мононациональное население, но есть и исключения – Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных гос-в возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (напр, в Италии, Испании). Федерация – это сложное, союзное гос-во, состоящее из гос образований, обладающих опред полит самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегос (федеральной) власти и общегос (федерального) права гос образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. Федерации формируются как на территориально-администр основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территор (РФ). один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Конфедерация - постоянный союз самостоят гос-в для осущ-я конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют гос суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь огранич числа вопросов. Чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.).
24.Назовите и охарактеризуйте основные формы государственного правления. Приведите примеры. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. 1) В монархии форм источником власти является одно лицо. Глава гос-ва получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Разновидности: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы гос-ва; конституционная монархия – гос-во, в кот полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в кот монарх наделен преимущественно исполнит властью и лишь частично - законодат, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой гос-ва, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет так же право вето на решения парламента, кот практически на пользуется. Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония и др. страны.2) Республика. Источником власти в ней является народное большинство, высшие органы гос-ва избираются гражданами. Разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская. Парламентская – отличит черта: образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осущ-ет по отн-ю к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает гос бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего полит курса. Пример: Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др. Президентская - отличит признак: президент выступает и главой гос-ва, и главой правительства. Он руководит внутр и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. В ней существуют жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Пример: США, страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Смешанная, или полупрезиденсткая - При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деят-тью правительства. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Пример: Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция, Болгария и другие страны.
25.Раскройте понятие правовое государство и социальное государство.Правовое гос-во – тип гос-ва, в кот общ жизнь подчинена закону, выражающему принципы равноправия, справедливости, свободы.Осн принципы правового гос-ва:• Верховенство и всеобщность закона в обществе (только закон является обязательным и не только для граждан, но и для самого государства и его органов, должностных лиц);
• Правовой характер самих законов – показатель высокого правового качества законов, который отвечают международным правовым стандартам и являются выражением гуманности, справедливости. Отражают волю народа и принимаются в законном порядке;• Приоритет прав и свобод человека (главным в деятельности гос-ва является обеспечение и охрана прав и свобод личности в обществе);• Взаимоответственность гос-ва и личности (права человека только тогда становятся реальностью, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей);• Легитимность власти – установление правомерности. Законности власти, сформировавшейся путем демократических выборов и являющейся эффективной в обеспечении порядка в обществе;• Разделение властей – принцип, предполагающий четкое разделение сфер деят-и и властных полномочий между тремя ветвями гос власти.Все граждане должны соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, сохранять природу. Гос-во ответственно перед личностью и обществом за исполнением своих функций. Социальное гос-во – это гос-во, стремящееся к обеспечению достойных условий сущ-я своих граждан, удовлетворению их матер и духовных потребностей, соц защищенности. Достигается это с помощью перераспределения национ дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.Социальное гос-во осуществляет свои цели и задачи в форме правовой госуд-ти и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства.
26.Раскройте понятие гражданское общество.Гражданское общество – это система самостоят и независимых от гос-ва общ институтов и отн-й, кот призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включ в себя эконом, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и др отн-я и институты, не опосредованные гос-ом. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осущ-ся через такие институты гражд общества, как семья, церковь, полит партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, соц движения, органы общ самоуправления и др. В гражд обществе, в отличие от гос структур, преобладают не вертик (подчинения), а горизонт связи – отн-я конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.Базисом гражд общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражд общества является также наличие развитой соц структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Соц основу гражд общества составляет так называемый средний класс, включ наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражд общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.
27.Охарактеризуйте партию как политический институт (её признаки, структуру и функции).Полит партия – это организ группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос власти или участия в ее осущ-ии. Отличия от других общ организаций: -создается исключительно для борьбы за власть; -обладает четкой структурой. признаки партии.1) партия - это организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. 2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством. 3) цель партии - завоевание и осуществление власти. 4) обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. Структура. В разных странах существуют разные подходы к организации работы полит партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия — региональные отделения — местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Определённые требования к структуре и руководящим органам содержит ФЗ «о политических партиях», предписывающий наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления и руководящую роль съезда.Функции:1. представительство соц интересов. 2. соц интеграция. 3. полит социализация. 4. создание идеологич доктрин. 5. борьба за гос власть и участие в ее осущ-ии. 6. выработка полит курса. 7. формир-е общ мнения. 8. полит рекультирование.
28.Расскажите о партийных системах. Назовите основные политические партии современной России.Партийные системы представляют собой сов-ть устойчивых связей и отн-й партий различного типа друг с другом, а также с гос-вом и иными институтами власти. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер соц структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избират законы) и социокульт традиции. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий. Классификация. по числу действующих в стране партий выделяют след партийные системы:- однопартийные. характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет полит конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. при авторитарном режиме возможно легальное сущ-е, наряду с господствующей, и других полит партий, последние лишены реальной самостоятельности. Такая система сложилась после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы – Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии. - двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает сущ-я в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в полит процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии. Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании - консерваторы и лейбористы.;- многопартийной, с числом партий более трех. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных соц групп, содействует состязательности и публичности полит процесса, периодическому обновлению полит элиты общества. Пример: Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды и т.д.
Единая Россия, Справедливая Россия, КПРФ, ЛДПР, Яблоко (правые либералы), Правое дело (крайние либералы) и т.д.
29.Какие классификации политических партий Вам известны?1. Партия: правящая (в данное время находится у власти) и оппозиционная (пытается прорваться к власти). В свою очередь оппозиционная власть может быть направлена против всего строя или же против конкретного правительства. И также оппозиция может быть конструктивная (согласна в чем-то участвовать, идет на уступки) и неконструктивная (отрицает полностью правящую партию). 2. Партия: легальная (разрешена законодательством) и нелегальная (запрещена законодательством). 3. Партия: кадровая (имеет небольшое число членов и привлекает специалистов) и массовая (появились с развитием избирательного права – привлекают сторонников, легче вступить). 4. соц база партии:- отд классов (буржуазные, рабочие, крестьянские); - отд соц слоев и групп ( мелкой буржуазии, интеллигенции); - неск классов и соц слоев (возникали на основе нац-освободит движения). 5. по идеологич критерию: - идейно-полит, мировоззренческие (консервативные, реформистские, революционные); -прагматические (избирательные).6. Партии (по членству): прямое членство, косвенное.
30.Охарактеризуйте основные типы избирательных систем и их влияние на партийное правительство в органах государственной власти.Избирательная система – сов-ть норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные органы гос власти и способ подсчёта голосов. Эти нормы регулируют деят-ть органов, осуществляющих проведение выборов; опред-ют статус избирателей и избирательных объединений; устанавливают процедуры предвыборной агитации и голосования; порядок определения рез-тов голосования и способы обжалования рез-тов голосования. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная (абсолютного и относительного большинства) и смешанная.1.Пропорциональная предполагает проведение выборов только в многомандатных общегос округах. Каждое избират объединение или партия предлагают избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объед-я или партии. Распределение мест в соответствующем органе власти будет осуществляться пропорционально полученным голосам. Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, напр., парламента.2. В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип большинства. Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Мажоритарная система относит большинства предполагает, что кандидату для получения мандата достаточно получить голосов больше, чем любому его сопернику по предвыборной борьбе. Мажоритарная система абсолютного большинства обязывает кандидата получить более 50% голосов (плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного количества голосов, то проводится второй тур голосования, в кот выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Мажоритарная система является, по сравнению с пропорциональной, универсальной. Её можно применять не только при избрании парламента, но и высших гос должностных лиц, напр., президента. 3. Смешанная предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизировать те недостатки, кот обладают каждая из них в отдельности. Такое комбинирование может заключаться, напр., в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорц системе, а вторая - по мажоритарной.
31.Что такое политическая элита? Расскажите о типологии политических элит.Полит элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц, в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленч функций, занимающих руководящие позиции в общ институтах и непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. 1.В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:-наследственные (аристократия)
- ценностные (лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции);- властные (непосредственные обладатели власти); - функциональные (профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию). 2.Элита:-правящая; -оппозиционная (контрэлита). 3.Элита:-открытая (рекрутируется из общества);- закрытая (воспроизводится из собственной среды). 4.Элита:-высшая (непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства);- средняя (население, выделяющееся по доходу, профессиональному статусу и образованию); - маргинальная (население , выделяющееся по 2 признакам из средних элит). 5.Элита (по принципу пополнения):- аристократия (по факту рождения);-плутократия (обладание материальными средствами для попадания в политическую власть);-теократия (представители духовенства или обязательно исповедовать религию);- демократия;- бюрократия (власть чиновников);-партократия (в политическую элиту входят только представители какой-то партии);-райтократия (политическая элита пополняется журналистами и сотрудниками СМИ);- технократия (в полит. Элиту входят управленцы).
32.Расскажите о гильдейской системе рекрутирования политической элиты. Большое влияние на соц представительность, качественный состав, професс компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора).
Существуют две осн системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская).Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Для системы гильдий характерны:1. Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; 2. Высокая степень институализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – форм требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование и т.д.). 3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, фирмы и т.п. 4. Подбор и назначение кадров узким кругом рук-лей, отсутствие открытой конкуренции;5. Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. +: уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутр конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы – консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене форм критериев отбора неформ. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.
33. Расскажите об особенностях предпринимательской системы рекрутирования политической элиты.Полит элита – это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц, обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управл функций.
Большое внимание на качественный состав, компетентность и результативность элиты оказывает система рекрутирования. Существуют 2 осн системы: гильдейская и антрепренерская (предпринимательская). Характеристика антрепренерской системы:
• Открытость, широкие возможности для представителей других общественных групп претендовать на лидерские позиции.• Небольшое число формальных требований.
• Широкий круг селектората (Круг лиц, осуществляющих подбор кадров, отбор претендентов на ответственные должности).• Высокая конкурентность отбора.
• Изменчивость состава элиты (значимостью для этого являются личностные качества индивидуальной активности). Эта система больше ценит выдающихся людей. Открыта для молодых лидеров. Недостатки: Большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, слабая предсказуемость политики.