Классификация функций государства. Классификация функций государства дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности
Классификация функций государства дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности дифференцированно к отдельным видам, группам или даже к отдельно взятым функциям.
Функции государства весьма разнообразны как по содержанию, так и по форме их проявления. Поэтому имеется множество оснований для их классификации: объекты воздействия и сферы деятельности; территориальный масштаб деятельности; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; продолжительность; правовые формы и т. д.
Наиболее распространенные классификации функций:
по формам деятельности:
- законотворческие;
- управленческие;
- правоохранительные.
Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из этих функций осуществляется совокупностью соответствующих государственных органов: законодательных, исполнительных, правоохранительных.
по продолжительности их действия:
- постоянные;
- временные.
Постоянные выполняются государством в течение длительного периода. Временные функции обусловлены спецификой общественного развития на определенных временных отрезках. По мере исчезновения специфических условий утрачивают свое значение и эти функции.
по социальной значимости:
- основные;
- производные (вспомогательные);
К основным относятся функции, имеющие приоритетное значение (экономическая, социальная, экологическая, правоохранительная).
Производные функции носят вспомогательный характер (налогообложение, финансовый контроль и т. д.). В зависимости от конкретно-исторических условий вспомогательные функции могут приобретать самостоятельное значение.
по характеру реализуемых задач:
- политические;
- экономические;
- социальные;
- культурные;
- идеологические.
по сфере деятельности государства:
- внутренние (основные направления деятельности государства внутри страны);
- внешние (основные направления деятельности государства вовне).
Наиболее распространенным критерием классификации функций являются сферы деятельности государства и характер реализуемых задач.
При осуществлении внешних функций государства нельзя идеализировать новый мировой порядок, новое «мышление». На международной арене существует не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется взаимоисключающими интересами, а также уровнем их влияния в мире, конкурентоспособностью их экономики.
Основное кредо внешнеполитической деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять:
- в приоритете национальных интересов и ценностей;
- в уважении интересов и ценностей других стран и народов;
- в установлении и поддержании со всеми странами отношений равноправного взаимовыгодного партнерства и сотрудничества.
Многие источники в последнее время в отдельную группу выделяют так называемые «глобальные функции»:
- предотвращение крупных экологических катастроф;
- освоение космического пространства;
- предотвращение распространения инфекционных заболеваний;
- борьбу с международным терроризмом.
Внутренние и внешние функции государства существуют не изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Успешная реализация внутренних функций способствует эффективной внешней политике. А внешнеполитические условия имеют большое значение для успешного выполнения внутренних функций государства. Поэтому деление функций на внешние и внутренние во многом является условным.
Определенный интерес вызывает идея о единой классификации функций государства. При таком подходе выделяются четыре основных функции, которые свойственны любому государству как внутри, так и вовне государства:
- экономическая – обеспечение успешного функционирования экономики;
- политическая – осуществление государственной власти;
- социальная – поддержание необходимого уровня жизни населения;
- идеологическая – поддержка образования, науки, культуры, нравственных основ жизни общества.
Объективный характер оценки социального содержания функций любого государства заключается в том, что они носят одновременно и сугубо классовый и общесоциальный характер, выражают интересы и власть имущих, и всего общества.