Предмет и методы политологии. Основные проблемы современной политической науки.
Предмет и методы политологии. Основные проблемы современной политической науки.
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Научный метод - это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Среди многочисленных и разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие:
· Институциональный. (направлен на изучение взаимодействия таких политических институтов как государство, право, политические партии и движения, анализирует официальные структуры и формальные правила принятия политических решений);
· Исторический (предполагает исследование политических явлений и процессов во времени и пространстве, выявляет и анализирует изменение политических норм, отношений, институтов власти в тесной связи прошлого и настоящего);
· Социологический (позволяет изучать обусловленность политики социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими факторами, анализировать взаимодействие социальных групп, преследующих свои интересы в политической борьбе);
· Бихевиористский (от английского - behavior - поведение)(изучает политику в тесной связи политических действий конкретной личности и мотивов его поведения). Этот метод широко стал применяться в 30-х годах нашего столетия. Он позволяет представить политические явления конкретно осязаемо, зримо. Для этого широко используются количественные и качественные показатели политических явлений. С этой целью активно применяют математические методы, статистические данные, анкетирование и т.д.
· Психологический (позволяет изучать субъективный механизм политического поведения, то есть побуждения, желания, страсти субъектов политического процесса на основе анализа их индивидуальных психологических качеств и черт, влияющих на политическое поведение);
· Системный (изучает политику как целостное образование с ее взаимодействием со внешней средой, анализируя характер обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами общественной жизни, а также способы распределения ресурсов институтами власти).
Основными проблемами политологии можно назвать: идейно-теоретическое и социальное обоснование политики; проблемы власти и властных отношений, политических систем, институтов государства, политических режимов; политические партии и движения, политические процессы, политические нормы; политическая культура, политическое сознание, политическая идеология.
Теория ресурсов.
1.классическая (автор Никола Макиавелли)
власть:
- Любовь (уважение, авторитет, благодарность) это чувство мимолетное, приходящее, короткое, ненадежное;
- Страх («бояться, значит уважают») страх всегда связан с насилием и его применением. Эти ресурсы держатся на системе наказания: наказания должны преобладать над поощрением, принцип неотвратимости наказания (наказание только за проступок, но если установлена система правил, то все должны соблюдать их), наказание должно быть соразмерно вине
-Человеческие пороки и недостатки (алчность, корысть, амбициозность, тщеславный)
2.современная теория (автор Овлен Тоффлер, американский социолог)
Власть:
-насилие (аграрное общество; власть низкого качества)
-богатство
-знание
Тоффлер считал что все 3 ресурса действуют в любую эпоху, но в каждый период какой о один преобладает
В современной политологии выделяются виды ресурсов власти
1.силовые ресурсы. Принуждение: психическое принуждение (угрозы, шантаж, ультиматумы), физическое принуждение (репрессии (ссылка каторга), смертная казнь, война, геноцид, любые формы террора).
2.экономические ресурсы. Собственность (земля, денежные средства, привилегии)
3.социальные ресурсы. Повышение или повышение в должности, изменение соц.статуса,
4.информационные ресурсы. Сокрытие или доступ к информации, манипуляция сознанием людей (через СМИ), убеждение
Типы политических систем
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Единой типологии политических систем не существует:
§ в зависимости от вида политических отношений системы делят на открытые и закрытые;
§ по характеру политического режима определяется авторитарная, тоталитарная и демократическая системы;
§ по типу политической культуры Г. Алмонд разделил политические системы на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и тоталитарную.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.
1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована. (США, Англия, Канада, Австралия).
2. Континентально-европейскиесистемы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бельгии занимают промежуточное положение между континентально-европейской и англо-американской системами.
3. Доиндустриальные и частично индустриальныеполитические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия. (Азия, Африка, Латинская Америка).
4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией. (Фашистская Италия, франкистская Испания, нацистская Германия, блок бывших социалистических стран).
Небезынтересна позиция Ж. Блонделя, который делит политические системы мира на пять категорий, отталкиваясь от ставшего почти традиционным деления политических систем в зависимости от политического режима: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система,характерной чертой которой является проведение активной внешней политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.
Как мы видим, типология политических систем весьма разнообразна, обусловлено это, несомненно, многообразием политического мира. Сложность политических систем такова, что ни один, взятый в отдельности подход или метод, не является достаточным, чтобы дать нам более или менее полную картину. Лишь взятые в совокупности, проанализированные синкретично (во взаимосвязи), модели политических систем могут адекватно отразить существующую политическую ситуацию.
Форма государства.
1) Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Монархия – это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия – в период правления династии Стюартов, Франция – при правлении династии Бурбонов.в настоящее время-Бутан и Бруней самые известные абсолютные монархии. Ограниченная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.
Дуалистическая монархия( Кувейт,Иордания,Непал) – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:
монарх выполняет функции реального главы государства;
наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.
Парламентарная монархия( ВеликобританияДания, Швеция, Япония, Испания) – это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются:
наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
парламент избирается народом;
правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
правительство несет ответственность перед парламентом;
действует принцип разделения властей;
властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).
Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии). В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент.
2) Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. В унитарном государстве – единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром.
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Выделяют различные виды федераций:
дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
национально-территориальные федерации;
договорно-конституционные федерации;
симметричные федерации;
асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.
3) Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократически( тоталитарный или авторитарный).
Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти. Признаки демократического политического режима:
широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
наличие у властных органов мандата народа;
наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;
многообразие форм собственности;
свобода экономической и предпринимательской деятельности;
верховенство права, независимость правосудия (суда);
принцип разделения властей;
идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
принцип: разрешено все, что не запрещено законом.
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.Тоталитаризм(от лат. «полный», «целый») - это политический режим, при котором государство контролирует все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и даже частную жизнь граждан.
Понятие «тоталитаризм» впервые было использовано в 20-е годы XX века. Итальянские социологи Амендолла и Габетти ввели это понятие для характеристики режима Муссолини в фашистской Италии.
Разновидностями тоталитаризма являются: фашизм, нацизм, сталинизм.
Признаки тоталитаризма:
Наличие одной партии, которая является правящей.
Правящая партия является жёстко централизованной, в ней не допускается фракционность, идет борьба за чистоту рядов.
Происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
Главой государства является лидер правящей партии, вокруг которого может возникать культ личности. Лидер неподотчётен, в его руках концентрируется вся полнота государственной власти.
Отсутствует разделение властей.
Конституция отменяется или приостанавливается на неопределенный срок, существует только на бумаге.
Полностью ликвидируются и нарушаются права и свободы человека.
Широкое использование на практике насилия, террора, массовые репрессии.
Наличие единой идеологии, которая внушается через СМИ, через систему образования, искусство.
Активное вмешательство государства в экономическую сферу, преобладание государственного сектора в экономике. Командно-административная экономическая система.
Отсутствует понятие «личность», предпринимается попытка превратить общество в единую безликую массу.
Создание массовых организаций с целью контроля над обществом.
Однотипность культуры, отсутствие свободы творчества, нет вариативности.
Единообразие образования, введение жёстких стандартов в искусство, строгая цензура.
Тоталитаризм считается самым реакционным политическим режимом.
Антидемократическим также считают авторитарный режим. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.
Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.
Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.
В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др.
На практике авторитарные режимы нередко перерастают в тоталитарные: СССР в 30-е годы XX века.
Либерализм
Считается исторически первой формой идеологии, так как истоки формирования либеральных идей можно обнаружить еще в античной цивилизации. Значительная роль в формировании либерализма принадлежит эпохе Возрождения, когда на первый план была выдвинута проблема человека (идея гуманизма).
Современная концепция либерализма включает идеи Дж. Локка, А. Смита, А. Токвиля, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др. («классический либерализм»); Дж. Милля, Дж. Гобсона («государственный либерализм»).
Основные идеи либерализма:
ü рационализм;
ü абсолютная ценность человека;
ü идея естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу и собственность);
ü индивидуализм;
ü стартовое равенство возможностей;
ü приоритет частного над общественным;
ü свобода человека в рамках закона;
ü идея верховенства закона;
ü договорное происхождение государства;
Консерватизм
Наряду с либеральной идеологией в первой половине XIX в. оформилась консервативная идеология. Ее становление во многом связано с реакцией европейской общественности на Великую Французскую буржуазную революцию (1789-1794 гг.). Родиной консерватизма считается Великобритания. В 1790 г. была опубликована книга английского мыслителя Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». В ней были изложены идеи, ставшие впоследствии основой консервативной идеологии. Эти мысли были развиты в трудах других авторов: Ж. де Местра, Т. Карлейля, Л. Бональда (в России пропагандировались К. Леонтьевым, Н. Данилевским, К. Победоносцевым, М. Катковым).
Долгое время консерватизм по влиянию уступал либерализму. Во второй половине XX века консерваторы изменили свой курс, заимствовав ряд идей либерализма, появился так называемый «неоконсерватизм». Особенно популярен он был в 70-80е гг. в США, ФРГ, Великобритании («тетчеризм» в Великобритании, «рейганизм» в США). Неоконсерваторы отдают приоритет правам и свободам человека. По-прежнему считают, что равенство невозможно, кроме того, оно несовместимо со свободой, следовательно, предпочитают свободу. Главным правом личности считают право частной собственности.
Социалистическая идеология
Термин «социализм» происходит от лат. socialis – общественный. Формирование социализма как политической идеологии относится к первой половине XIX в., однако истоки социалистической мысли исследователи видят в мифе о первобытном равенстве, в социальных идеях христиан, милленарийских ересях, в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы, учении диггеров и т.д. Появление термина «социализм» в 1827 г. было связано с деятельностью так называемых «социалистов-утопистов» К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Они критиковали «пороки» капитализма, противопоставляя ему проекты идеального строя. Главное внимание социалисты-утописты отводили социальным проблемам: нищете, эксплуатации, социальному паразитизму, неравенству и т.п. Идеальное общество связывали с расцветом промышленности и сельского хозяйства, плановым производствам, обязательным всеобщим трудам. К частной собственности относились по-разному. Выступали за мирный переход к новому строю. Отрицательно оценивали революции, отождествляя их с насилием, хаосом и разрушениями. В будущем идеальном обществе, за ненадобностью, отомрут государство и право. В нынешнем состоянии утописты негативно относились к государству и политике, считали, что не политические реформы, а просвещение и организация производственных кооперативов помогут постепенно перейти к новому строю.
Особое звучание социалистической идее придали марксисты. Они ввели в широкий философский оборот термин «коммунизм» (в 1840 г.) от лат. сommunis – общий.
Идеи социал-реформизма близки к государственному либерализму:
парламентаризм;
демократия;
плюрализм;
политический консенсус;
свобода самоопределения каждого человека.
В то же время социал-реформизм унаследовал классические идеи социализма:
равенство (в более мягкой форме, чем коммунистическая уравниловка);
социальная защищенность трудящихся.
Представители этой идеологии выступают за общественный контроль в экономике, но без «огосударствления» (государственное регулирование при развитых рыночных механизмах).
Предмет и методы политологии. Основные проблемы современной политической науки.
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Научный метод - это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Среди многочисленных и разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие:
· Институциональный. (направлен на изучение взаимодействия таких политических институтов как государство, право, политические партии и движения, анализирует официальные структуры и формальные правила принятия политических решений);
· Исторический (предполагает исследование политических явлений и процессов во времени и пространстве, выявляет и анализирует изменение политических норм, отношений, институтов власти в тесной связи прошлого и настоящего);
· Социологический (позволяет изучать обусловленность политики социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими факторами, анализировать взаимодействие социальных групп, преследующих свои интересы в политической борьбе);
· Бихевиористский (от английского - behavior - поведение)(изучает политику в тесной связи политических действий конкретной личности и мотивов его поведения). Этот метод широко стал применяться в 30-х годах нашего столетия. Он позволяет представить политические явления конкретно осязаемо, зримо. Для этого широко используются количественные и качественные показатели политических явлений. С этой целью активно применяют математические методы, статистические данные, анкетирование и т.д.
· Психологический (позволяет изучать субъективный механизм политического поведения, то есть побуждения, желания, страсти субъектов политического процесса на основе анализа их индивидуальных психологических качеств и черт, влияющих на политическое поведение);
· Системный (изучает политику как целостное образование с ее взаимодействием со внешней средой, анализируя характер обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами общественной жизни, а также способы распределения ресурсов институтами власти).
Основными проблемами политологии можно назвать: идейно-теоретическое и социальное обоснование политики; проблемы власти и властных отношений, политических систем, институтов государства, политических режимов; политические партии и движения, политические процессы, политические нормы; политическая культура, политическое сознание, политическая идеология.