Объект и предмет политической науки. Методы политологии

Объект и предмет политической науки. Методы политологии

Политология– наука и учение о политике. Политфилософия, политсоциология, политпсихология – изучают также. Между ними существует дифференциация. Она заключается в том, что те науки изучают частные аспекты политической жизни общества, а политология – общая наука о политике. Политология – самостоятельная наука, имеет свой объект и специфический предмет познания.

Объектомпринимается то, на что направлено исследование познающего субъекта. Объектом политологии является политика, политическая сфера общества, все происходящие в ней процессы и явления, а центральным элементом политики является политическая власть, однако с объектом не совпадает предмет этой науки, к которому относится наиболее существенное в объекте.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Методы политологии:

1. Системный – анализ политических явлений и процессов не отдельно, а в совокупности.

2. Бихевиоральный (психологический) – изучение психологии определённых групп населения и прогнозирование их поведения.

3. Сравнительный – сравнение различных политических институтов, партий. Впервые был применён Аристотелем.

4. Количественный – исследование настроений в обществе при помощи анкет, статических данных, интервью.

Политология использует данные других наук:

1. Социология – для изучения общества, сбора информации об обществе.

2. История – для подтверждения тех или иных точек зрения в политике.

3. Психология – позволяет изучать психику человека и использовать некоторые психологические категории: личность, мотивация, мотив.

Структура и функции политологического знания.

Сложность и многогранность объекта и предмета исследования политической науки нашли отражение в её содержании и структуре. Под структурой политологии понимается совокупность политологического знания и исследовательской проблематики, сгруппированная по отдельным направлениям. При этом отдельные структурные элементы обычно рассматриваются в качестве разделов политологии. В соответствии с номенклатурой, принятой в Международной ассоциации политической науки, к основным структурным элементам, или разделам, политологии относятся:

1. Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.

2. Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.

3. Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.

4. История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.

5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

• Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

призвана решать научные проблемы, связанные с:формированием фундаментального знания о политической сфере жизни общества; объяснением процессов политического развития; разработкой концептуального аппарата политологии и методологии политических исследований.

ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

призвана решать научные проблемы, связанные с: преобразованием политической действительности, анализом путей и средств воздействия на политические процессы; изучением особенностей политической ориентации, политического поведения различных социальных общностей и групп.

Функции:

1. Теоретическая – рассмотрение политического процесса, знакомство с политической деятельностью

2. Мировоззренческая. Политология формирует мировоззрение человека, его отношение к политическим процессам.

3. Методологическая – раскрываются общие закономерности политики, методы и формы осуществления политической деятельности, разработка различных понятий, связанных с политикой или внесение нового в старые понятия.

4. Прогностическая – анализ политической ситуации, разработка прогнозов развития политической ситуации на будущее.

5. Регулирующая – обеспечение воздействия людей на политические процессы.

6. Аналитическая – проведение анализа деятельности политических лидеров и партий. Эта функция начала впервые использоваться на Западе, но постепенно вводится и в России.

3. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины

На протяжении длительного исторического периода знания о политике были включены в систему обыденных политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов. Современное содержание политическая наука приобрела во второй половине ХIX в., когда состоялось ее организационное оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины.

До 1989 г. в БССР как и в остальных советских республиках политология не признавалась самостоятельной наукой и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х гг. ХХ в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. С 1989 г. было начато преподавание курса политологии в ряде ВУЗов БССР. В настоящее время в Республике Беларусь официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех высших и средних учебных заведениях. Созданы отечественные институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1993 г. образована и действует Белорусская ассоциация политической науки.

Структура политики

Субъекты и объекты политики. Субъект – носитель политической деятельности, объект – тот на кого направлена деятельность субъекта политики. Субъекты политики делятся на первичные (образовавшиеся по объективным причинам) – индивиды, социальные классы и общности и вторичные (образовавшиеся целенаправленно по воле людей) – государство, политические партии, общественные движения и организации. Субъект и объект в политике – взаимозаменяемые величины: один и тот же институт или социальная общность могут одновременно быть и субъектом, и объектом, а могут и меняться местами.

Политические отношения– взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и распределения политической власти (компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт и т.д.).

Политическая организация– совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ и др.), которые передают групповые интересы в сферу полномочий государства и конкурируют между собой за власть или оказание влияния на нее.

Политическое сознание– отражение в сознании людей социально-политической реальности – их мыслей, ценностных установок, убеждений, чувств, переживаний.

Политические интересы– обобщенное выражение потребностей социальных групп и индивидов, которые служат побуждением к политической деятельности.

Политические ценности– идеи, теории, принципы, нормы и традиции, которые отвечают интересам всех членов общества и на основе которых разрабатываются программы общественного развития.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя основными свойствами:

1. Универсальностью, т.е. всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все сферы жизни общества;

2. Включенностью, т.е. возможностью проникновения в любые социальные явления и процессы;

3. Атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами (экономической, духовной и др.).

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Управленческаязаключается в разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества.

Мобилизационная выражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом.

Интеграционнаясводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов.

Социализирующаяпредполагает включение человека в жизнь государства и общества.

Распределительнаясостоит в распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов.

Прогностическаясостоит в прогнозировании различных аспектов политической деятельности.

Тоталитаризм.

Его название происходит от латинского totalis — весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократиче­ские свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества сво­им интересам и сохраняющей свою власть благодаря на­силию, военно-полицейскому террору и духовному пора­бощению населения.

Характер и мера осуществления власти. Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, куль­туру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между полити­ческой и неполитической жизнью, все становится поли­тикой.

Формирование власти.

Формирование власти идет бюрократическим спосо­бом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности. Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью". Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную свет­скую форму религии. Этот режим часто так образно и оп­ределяют — "идеология у власти". Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как пра­вило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать кри­тику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство обще­ства на основе новых ценностей. Идеологией заведует пар­тия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства.Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом. Сфера допустимого и запрещенного. Запрещено все, кроме того, что приказано (разре­шено). Положение средств массовой информации.

Власть осуществляет полный контроль над всеми сред­ствами массовой информации, свободный доступ к ин­формации отсутствует. Тоталитарное общество может су­ществовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод.

Демократические права и свободы носят деклариро­ванный, формальный характер, хотя государство выпол­няет определенные социальные функции. Оно гарантиру­ет право на труд, образование, медицинское обслужива­ние и т.д.

Авторитарный режим.

По своим характерным чертам авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Недостатки авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Демократия.

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

1) Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

a. Свобода выдвижения кандидатур

b. Свобода избирательного права

c. Свобода голосования

2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Общественные организации.

Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.

Между общественными движениями и общественными организациями много общего (массовость, добровольный характер, стремление к достижению определенных целей), однако общественные организации имеют свои принципиальные отличия:

- располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;

- имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;

- устойчивы (могут функционировать продолжительное время);

- располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.

Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д., многие из них сформировались на основе соответствующих общественных движений.

Общественные движения и организации выполняют в политической жизни сходные функции:

- представление и защита интересов различных социальных групп;

- объединение граждан на единой идейной и целевой основе;

- установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;

- решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;

формирование общественного мнения. Общественные движения и организации группируются также по половозрастным признакам:

- феминистские движения;

- движения в защиту материнства и детства;

- движения молодежи;

- движения пенсионеров и.т.д.

Широко распространены движения и организации, объединяющие своих членов по профессиональному признаку (врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п.), при этом они решают не только свои специфические задачи, но и поднимают проблемы огромного социального звучания

Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности на:

- экологические

- антивоенные

- правозащитные

- движения гражданских инициатив и др.

Ряд последних приобретает все более заметную роль в социально-политической жизни многих стран мира, поскольку эти общественные формирования ставят перед собой глобальные общечеловеческие задачи: исключение ядерной войны, развития экономического, культурного и политического сотрудничества народов, предотвращение экологической катастрофы, борьба с расовой дискриминацией, сохранение культурного наследия и т.д.

Большинство массовых общественных демократических движений сформировалось в 70-е гг. ХХ в. в странах Западной Европы и США в силу:

- нерешённости старых и появления новых значимых социальных проблем: милитаризации и гонки вооружений, загрязнения окружающей среды, расовой дискриминации, снижения качества жизни и других;

- кризиса доверия граждан к органам государственной власти, профсоюзам, партиям и другим традиционным политическим институтам;

- осознания гражданами недостатков представительной демократии и стремления к прямому участию в решении государственных и социальных вопросов;

- развития сети коммуникаций и СМИ, что дало новые возможности общения и объединения людей.

Политический лоббизм.

Помимо общественных организаций и движений особую роль в политической системе выполняют и группы давления – лобби(от англ. lobbi – прогулочная площадка, коридор в здании парламента). Политическую окраску термины «лоббизм», «лоббирование» приобрели во второй половине ХІХ в. в США, когда под ними стали понимать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.

В политологии под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. В более узком смысле суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они зачастую не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

Лоббистские группы возникают, как правило, в том случае, когда в организации или движении начинает доминировать частный интерес, не совпадающий с общесоциальным. Организации такого рода не афишируют свою деятельность, они создаются при высших государственных органах в виде комитетов, комиссий, советов, бюро, через которые и влияют на принятие политических решений.

По отношению к лоббизму существует два подхода:

- запретительный;

- регулятивно-правовой.

Сторонники первого подхода приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании пытаются ликвидировать его путём введения юридических санкций (Франция, Индия). Приверженцы второго подхода стремятся контролировать лоббизм ограничив его правовыми рамками (в США и Канаде лоббистская активность регулируется государством, так в Конгрессе Соединённых Штатов своё лобби имеют профсоюзы, религиозные общины, антивоенное движение, причём с 1946 г. их деятельность ограничена соответствующим законом и находится под жёстким финансовым контролем).

Политическое участие.

Политическое участие – это действия, предпринимаемые гражданами с целью повлиять на государственную политику. Впервые термин «политическое участие» был закреплен в конституции Франции 1946 г. и Италии 1947 г.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия

1) политическое участие ортодоксального типа - действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах (участие в работе партий, избирательных кампаниях; контакты с официальными лицами).

2) политическое участие неортодоксального типа - действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы, осуществляется в ненасильственных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.).

3) политические преступления - политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (терроризм, бунт и т.п.).

К политическому участию относятся:

• электоральное участие ( участие в выборах)

• активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;

• посещение митингов и участие в демонстрациях;

• участие в деятельности партий и групп интересов

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы

Прямое участие Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют.

Абсентеизм

Абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Выделяют следующие категории людей не участвующих в политической жизни.

1) Первую составляют лица, не участвующие в политике по объективным причинам (физическая немощь, внезапная болезнь, другие конъюнктурные обстоятельства.).

2) Вторую образуют те, кто, не имея особых оснований для недовольства сложившейся в обществе ситуацией и не стремясь к серьезным переменам, считает для себя излишним участие в политическом процессе.

3) В третью входят индивиды, которые отрицательно относятся к утвердившимся порядкам и либо не верят в возможность внести коррективы в проводимую политику, либо рассматривают воздержание от участия в политике как форму негативного политического действия.

Во многих странах абсентеизм — достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было. Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важный гражданский долг.

Стадия развития конфликта

· Выдвижение взаимных претензий и требований.

· Конфликтные действия (от словесных дискуссий в СМИ до вооруженной борьбы)

Стадия разрешения конфликта

· Временное разрешение конфликта.

· Окончательное разрешение конфликта.

Политические кризисы.

Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Международный политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны. Политологи различают несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционный кризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;

внешнеполитический кризис - характеризуется обострением

противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического ре-жима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Политическая элита

В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным:

1) меритократический подход (лат. meritus - лучший и греч. cratos -власть) - сформулирован В. Парето, К. Мангеймом. Согласно этому подходу элита - наиболее ценный и важный сегмент общества, элита занимает господствующее положение в обществе т.к. является наиболее продуктивной и инициативной частью населения; формирование элиты это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремит совершенствовать механизм такой селекции.

2) властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.

В свою очередь, властный подход подразделяется на:

• -структурный (его сторонники относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии)).

• -функциональный (его приверженцы относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений). Исходя из подобного критерия выделения элиты, немецкий ученый Р. Дарендорф включает в ее со став: 1) экономических лидеров, 2) политических лидеров, 3) профессоров и учителей, 4) духовенство, 5) выдающихся журналистов, 6) военных, 7) судей и адвокатов.

Типология элит:

• по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.

• В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты.

• по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов не-элитных групп в нее. Для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не-элитных групп в нее.

• по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).

• по степени представительности элиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности. Различия между ними заключаются соответственно в степени выражения интересов различных сегментов общества.

Политическое лидерство

Политическими лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

Типология политического лидерства. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером, выделяются:

1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению;

2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкно-венные, выдающиеся качества вождя;

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляю-щееся на основе законов и в рамках законов.

Политолог М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу: на «зна-меносцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных».

1) - Лидер - “знаменосец” стремится к воплощению “великой мечты”, изменению политической системы в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей.

2) -лидер - “служитель” формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. Он бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение.

3) лидер - “торговец” отличается способностью убеждать людей, “продавать” им свои идеи. Стремиться получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы

4) – лидер -“пожарник” откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.

В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

Выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

• - для авторитарного стиля характерен упор на жесткие распоряжения, угро<

Наши рекомендации