Политические учения Макиавелли, Бодена, Гоббса.
Политические учения Локка, Монтескье, Руссо.
Локк (1632—1704) свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. Таковым считается «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью»; «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными»; право на собственность. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех».В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Создавая государственное устройство, следует разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Личные его симпатии склонялись к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Дж. Локк считается теоретиком демократического политического режима, правового государства, концепции прав и свобод гражданина. Локк впервые личность ставит выше общества и государства; он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общество, а общество — государство..
Руссо (1712-1778) отстаивал идею народной демократии, рассматривавшего закон как выражение народной воли. Получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В естественном состоянии существовали свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства. Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей, выраженном в общественном договоре, существо которого сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником.Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ. Согласно концепции народного суверенитета Руссо, все члены общества должны участвовать в управлении государством. С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы, декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности.
Важнейшие политические работы Монтескье — «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). В первой работе Монтескье изложил теорию разделения властей в государстве на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескье отрицал идею общественного прогресса и считал судьбу каждого общества предопределенной его устройством. В работе «О духе законов» говорит, что на политическом устройстве страны сказываются климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи — все то, из чего формируется «дух народа». Монтескье выделял три формы правления: республику, монархию и деспотию. В республике власть принадлежит всему народу (в демократической республике) или его части (в аристократической республике). В остальных формах правления власть принадлежит одному лицу, причем в монархии его власть ограничена, а в деспотии - нет.
Природа политической власти
Термин «власть» многозначен.
Современные теор трактовки власти м свести к 2 классам:
- Атрибутативно-реляционистское направление (сущность власти связана со св-ми человека):
а) власть возникает в рез-те преодоления одним субъектом сопротивления другого
б) обмен ресурсами
в) раздел зон влияния
г)силовое воздействие
д) господство и подчинение
- Системное направление (власть как анонимное, надперсональное, безличное св-во соц системы):
а) власть – посредник в полит процессе
б) платежное ср-во в политике
в) способность одного класса навязывать свою волю др классу, общ-ву (марксизм)
г) глобальный процесс иерархизированного общения
д) отношение, изначально присущее всему социальному
Существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода общественных организациях и учреждениях, во всем государстве-носитвсеобщественный характер. В последнем случае она выполняет функции политической власти, т.е. системы нормативно закрепленных соц отношений, сложившихся на основе реального доминированиятой или иной группы.
Власть в общем смысле есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, принуждения, воли, убеждения. Власть — это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле. Такие признаки власти, как способность воздействия путем применения санкций, воля, влияние, авторитет, убеждение, побуждение, принуждение, сила, являются реальными проявлениями власти и процесса властвования. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти.
Выступая во множестве проявлений, власть наделена и единый принципом деятельности — командованием в различных его формах — распоряжение, директива, приказание. Она выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.
Кроме этого, должно существовать повиновение. Нет власти без повиновения. Поэтому концентрированным выражением власти являются отношения господства — подчинения.
Таким образом, власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов:
а) власть — это отношение не менее двух партнеров, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
б) необходим приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;
в) власть проявляется тогда, когда тот, над кем осуществляется власть, подчиняется;
г) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.
Процесс властвования включает:
Побуждение людей к определенным действиям; предотвращение нежелательных действий других; господство, манипулирование людьми; тотальное, повсеместное принуждение (закон, традиции).
Св-ваполит власти:
Ассиметричность; инверсионность (объект - субъект); ресурсность (инфо – важнейший ресурс); кумулятивность (стремление к расширению объема власти.Н система сдержек и противовесов); источник преобразований.
Власть и политиканераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из основных аспектов политической жизни общества. Власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в отношения господства — подчинения, управления — исполнения, в иерархичности системы взаимоотношений. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержать целостность и стабильность общества. Власть превращается в самую главную привилегию в обществе.
Ресурсы власти: интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции; язык власти (специфичен и ипирается на мифы, стереотипы), экономический, военный, культурный потенциал страны, гос территория, стабильность и порядок, природные богатства, численность населения, его качество.
Полит.режимы: тоталитаризм.
ТР-от лат. totalis ("весь, целый"), в полит.оборот ввел Муссолини. В научный оборот ввел Шмит. ТР стремится к тотал. контролю в жизни об-ва; был осмыслен после 2ой МВ. Режим Сталина и Гитлера. Критерии: 1.всеобщ.контроль и насилие в об-ве. Власть контролирует все сферы: полит.экон. религ., семейную жизнь; 2.власть формируется бюрократическими способами; они закрыты для об-ва, об-во не участвует в выборах (их нет); нет механизма преемственности;3 об-во отчуждается от власти; 4.уничтожаются все обществ. организации как не зависимые от гос-ва, т.е. подконтрольны, типа профсоюзы; 5.запрещено все, кроме того, что приказано; 6.роль идеологии очень велика. Идеология=светская религия, идеология власти, развитая пропаганда; 7.полит.лидерство-лидер харизматич-кий, его взгляды распространяются на все об-во; он может опираться на полит. партию; 8. права и свободы носят декларативный характер, но права на беспл. образование и мед. обслуживание, 9.только гос. СМИ; полный контроль, цензура, любое сравнение опасно;10.полит.партии уничтожены, кроме правящей. Руководство сливается с гос.аппаратом; партийные чиновники=гос.чиновники;1 1.преобладает исполнит. власть. Может существовать законодат. власть, но только формально;12.рост репрессивного аппарата;ТР не сущ. без тайных арестов и т.п. Все оппоненты уничтожаются (СССР - 20-25 млн. погибло). Разновидности ТР: коммунизм советского типа
(1918 - смерть Сталина): наиболее идеальный ТР,фашизм(итал.)-возрождение бывшего величия Римск. имп, национал-социализм (Германия при Гитлере);ненависть наций, цель - мировое господство.
Полит.режимы: демократия.
Демократия (demos - народ, kratos - власть).Линкольн: Д-правление народа для народа посредством народа". Сам термин:1.д.-форма устройства, кот. основывается на равноправии, выборности, решения принимаются больш-вом; 2. д.-идеал гос. устройства, основывается на свободе, соблюдении прав личности, гласности, плюрализме и т.п.; 3. д. - движение за властью народа, за осущ. демокр. идеалов.Д эволюционирует вместе с обществом.
Критерии:1.полномочия Президента устанавливаются законом; существует оппозиция, кот находится вне контроля от гос-ва;2.власть выбирается гражданами на основе выборов, в законах оговорена преемственность;3.власть выбирается об-вом, об-во контрол-ся властью;4.полная свобода деят. негос. учреждений;5.разрешено всё, что не запрещено законом;6плюрализм в идеологич.сфере;7 харизматич/нехар. лидер;8.права и свободы гарантированы законом, 9.положение СМИ свободно, они независимы от гос-ва 10.наличие многопартийности, нет монополии;11.реальное разделение властей, развитая система парламентаризма, всеобщее избир. право;12.сущ. полит.партии, их роль реальна.
ТипыД: Прямая-непосредств. участие граждан в принятии решений и их исполнении. Плебесцитарная (всенарод. опрос)-граждане не участвуют в подготовке решений, они только одобр. или не одобр. (проведение референдумов). Представительная - самая распростр. Опосредован.участие граждан в принятии решений через своих представителей. Проблемы: необх-мосозд-е условий, чтобы эти представители выраж. мнение граждан, а не свое личное.
Условия возникновения:1. экон. предпосылки: а) повышается уровень индустр. и экон.развития, б)повыш-ся уровень урбанизации населения, в)роль СМИ; г)наличие рыноч. эк-ки; не развивается без частн. собственности.2.соц.:а)относительное повышение уровня благосост.б)многообразие соц. состава:групп и слоев, т.к. они сдерживают захват власти одними руками.3.культур.:повыш-е грамотности и образов-ти.4.религиозн.: могут тормозить или ускорять роль Д-и. Протестантизм ускоряет. Плохо совместим с исламом, где религия=политика.5. внешнеполит.: опыт в других странах через взаимод.. Модели процесса перехода к Д-и: Брит.опыт-линейный. Суть: постепенно ограничивается роль монарха, граждане получают права, увелич-ся роль Парламента.2.циклич. модель-чередование Д-и. и авторитарного режимов правления,. Могут сущ-ть вместе:Парламент + органы подавления с особыми функциями: медленный переход к демократии (страны Лат.Ам и постсов. пространства). 3.Диалектич. модель - более перспективн., чем вторая; об-во уже подготовлено => разрушение авторитар. Режима
Областной
23/24. Полит.партии и партийные системы. Полит.партии в РБ.
Полит.партия - организованная группа единомышленников, связанных общей идеологией, и представляющих интересы опр. соц. групп, и ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания гос. власти или участие в ее осуществлении.
Структура партий: 1. Лидеры. 2. Идеологи. 3. Партийная бюрократия (собств. организаторы) - чиновники. 4. Рядовые члены партии. 5. Сочувствующие. 6. Меценаты. 7. Члены парламента и члены правительства (в случае победы на выборах).
Образование партий: 1. Сверху - Когда партия создается под конкретного человека, на основе политической элиты, на основе лоббизма (ЛДПР). 2. Снизу - Когда партия возникает на основе массовых движений (ФРГ - Зеленые). 3. Комбинированный - Объединение и сверху, и снизу (КПРФ).
Типология: 1. Социально-классовый признак: а).партия, чья типология направлена на защиту пр. капитала, буржуазии (Правоконсерваторские, центристские, либерально-реформаторские). б). Защита интересов трудящихся (коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские). в). Защита интересов мелких собственников города и деревни (аграрные, демократические). г). Отражают интересы верующих (исламские, католические). д).националистическая окраска (республиканцы, национал-демократы). 2. С точки зрения идейного облика: а). Идейно-политические, жестко придерживающиеся своих программ, никогда не идут на уступки. б).Прогматические - власть (любые средства), могут изменить программу. 3. По организационному признаку: а).массовые. б). Четкие принципы членства (КПСС) - устав, программа, строгая структура. в). Кадровые (РСДРП) - состоят из профес.-революционеров. г). Электоральные - только в период выборов, число по количеству получаемых голосов
Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем.
На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии – на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента.
Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам.
Политические технологии
Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. К политическим технологиям можно отнести:
1. Проведение избирательных кампаний.
2. Прогнозирование политических ситуаций.
3. Исследование политической культуры населения.
4. Организация и проведение политических PR-кампаний.
5. Создание политического имиджа.
6. Лоббирование законопроектов в федеральных органах власти.
7. Различные политологические исследования.
У политических технологий есть два основных метода. Первый метод почти не зависит от времени и места реализации стратегии (универсальный). А второй метод ориентируется на учёт и времени, и места (конкретно-эвристический). Политические технологии различного типа очень часто последнее время используются в постсоветском пространстве для того, чтобы не дать новым, молодым демократичным политикам прийти к власти. Технологии делят на «грязные» и «чистые». Под грязными технологиями обычно подразумевают негативную агитацию (то есть, не ЗА данного политика, а ПРОТИВ оппонента). Это самый популярный вид агитации в наше время. Ищется компромат, либо же просто придумываются утверждения, которые для народа близки к правде, с антирекламой оппонента (например, «За время Петиного правления снизились зарплаты, пенсии, стало хуже жить»). Чистые же технологии заключаются зачастую просто в белом пиаре кандидата.
Избирательные технологии–комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.
Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.
Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:
1. сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;
2. оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;
3. непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;
4. планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.
В настоящее время понятие “политический менеджмент” активно используется в политической науке. Это понятие весьма близко понятию политического управления, но не идентично ему. Появление понятия “политический менеджмент” можно объяснить определенной близостью управленческих и политических технологий, их единой направленностью на человека и его интересы.
По мнению Г. В. Пушкаревой, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право “легитимного насилия”, то есть либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:
1.Укрепление авторитета государственного или политического деятеля.
2.Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.
3.Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.
4.Формирование электоральных предпочтений населения.
5.Организация политических союзов, блоков.
6.Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.
7.Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.
8.Мобилизация масс для политической поддержки.
Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления – путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к выполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента?
Политическая психология
Политическая психология - междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.
Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, связанную с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путем, но и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека.
Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.
Роль и характер влияния политической психологии на политическое поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Так, показательным фактом влияния психологических факторов служат многочисленные формы и механизмы искажения восприятия действительности человеком в результате снижения рациональности самооценки, проявляемой нетерпимости к противоречиям, склонности к проектированию фантастических целей и т.д.
формы психологического влияния на политические процессы выражаются:
- в стремлении человека придавать своим ролевым связям в политике сугубо персональный характер (например, выполняя функцию избирателя, человек может усмотреть в факте неизбрания президентом своего кандидата личную трагедию или личную заслугу);
— в отождествлении человеком своей личности с партией или профессией (когда, например, партийные цели начинают доминировать над жизненными целями человека);
— в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями (в результате чего такой корпоративизм подменяет у человека семейные или иные базовые для жизни ценности);
— в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.
Социализм
Термин появляется в лит. В 30е 19 в, ввел Пьер Лер. А идеи появились уже в 16 в. Выражали протест эксплуатированных слоев. Теории о идеальном обществе, ликвидирует частную собственность, поднимает благосостояние низших слоев – утопический соц-м – Мор («Утопия») и Кампанелла («Город Солнца»): общественная собственность – условие общего благосостояния.
В период Фр. Революции – Оуэн, Фурье, их вдохновлял промышленный рост. Инициатива реформ должна идти от имущих.
Коммунизм
В это же время возникает крайнее проявление соц-ма – коммунизм: общественная собственность на производство и на предметы потребления. 1.«от каждого по способностям, каждой способности по ее делам». 2. гармоничное развитие личности. 3. ликвидация различий м\д городом и селом. 4.смена физ. И духовного труда. 5.либо все счастливы либо никто.
Пути достижения были разными: реформа или революция.
Ленинизм (большевизм)
Привел к революции пролетариата и установлению диктатуры. Эти идеи очень притягательны для общества.
39.Социал-демократия: история и современность.
Социал-демократия — направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. Социализм – социалис. Внутри соц-ма – масса течений, из идей утопистов. Первоначально под влиянием марксизма, общие идеи: 1. отсутствие част.собств. 2. всеобщая справедливость. 3. всеобщ.равенство. Но затем соц-демократы признали капитал.общество. Эдуард Бернштейн – идеолог. Принцип – постепенно, мирно двигаться к социализму.
Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось, кот.опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым истор. реалиям путем соц. реформ. В XX в. это направление стало называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889–1914), представленному Бернштейном, Вандервельде, и др.; к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.
Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.
В целом, социал-демократы поддерживают: Следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства и братства. Защиту прав человека. Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме). Принцип справедливой торговли. Сокращение разрыва между богатыми и бедными. Поддержку неимущих слоев населения. Улучшение условий труда рабочих. Повышение минимальной зарплаты. Борьбу с безработицей. Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую
Предлагают в полит.сфере:1. выбор м\д альтернативами в политике. 2. смена руководства в ходе свободных выборов. 3. отстаивали идею прав человека. 4. гарантия прав меньшинства. 5. верховенство закона. 6. независимая суд.сист. В эконом.сфере: 1. плюралист.эконом (гос. + част.собств.). 2. свободный рынок. 3. профсоюзы. 4. контроль за корпорациями (ТНК). В соц.сфере:1.активная соц.политика (здравоохранение, образование, пособия, отдых и др.). 2. сокращение инвестиций в эконом.сферу.
40.Полит.идеология консерватизма и неоконсерватизма.
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – полит.идеология, кот. ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм гос. и обществ. жизни, в первую очередь морально-правовых её оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил франц. писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Франц. революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников и последователей.
Конец 18 в. Эдмунд Берк первым систематизировал принципы + Жанн де Местр, де Бональд.
Берк в работе «Размышления о Фр. революции» критиковал идею индивидуализма, свобод.рынка. Осн. Идея – желание что-то изменить приведет к хаосу, не стоит вмешивать в ход истории. Свобода определяется обязанностями перед обществом. Гл положения: 1) традиционализм, 2) нравств. Абсолютизм. Сторонники соц. неравенства, предлагалось сохранить сущ. Разделение труда. Выступали за сильное государство. Власть – полит.элите.
Интерес к этой идеологии возник в 70х 20 в –
Неоконсерватизм
Полит.сфера: 1) критикуют активность масс в принятии поли.решений, 2) выступ. за полит.элитаризм, 3) полит.элите власть и авторитет, но она должна сменяться, в основе – компетентность. Соц.сфера: 1) выступают за субсидии, 2) большая часть расходов – населению, 3) не нужно изымать большой налог, 4) уменьшить число получателей соц.благ. Эконом.сфера:1) ограничить вмеш. Гос. в экономику, 2) за налоговые льготы, содействие частным инвестициям, 3) происходит приватизация нек. Гос. предприятий. + присутствует нравственный абсолютизм.
Соц. политика. Соц. гос-во.
Соц. политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших соц. групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам гос-ва на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Соц. политика это составная часть общей стратегии гос-ва, относящаяся к соц. сфере: целенаправленная дея-ть по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему соц. гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую обществ. поддержку Соц. политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели соц. развития.
Задачи соц. политики охватывают стимулирование экономич. роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и соц. защиты населения, сохранение культур.и природного наследия, нац. своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций гос-во располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, нац. бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства гос-в мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономич. и политич. положения в стране. Соц. политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к соц. прогрессу. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития.
Соц. гос-во (гос-во всеобщего благосостояния, гос-во всеобщего благоденствия) — полити. система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор соц. благ: занятость, жильё, мед.помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к соц. гос-ву явл. одним из ключевых положений полит. программ социал-демократов. Упоминание о соц. гос-ве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория гос-ва всеобщего благоденствия предполагает, что соц. гарантии обеспечиваются путём гос. регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.
Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Этнополитика
Региональная экономическая политика предусматривает обеспечение роста благосостояния населения независимо от места его проживания, повышение уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте уровня благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.
Для повышения уровня и качества жизни людей в проблемных регионах необходимо:
создать условия для активизации инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно в отраслях, способных обеспечить быструю отдачу от вложенных средств;
активизировать деятельность в новых сферах приложения труда (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и другие), в первую очередь в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования;
обеспечить первоочередное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;
повысить уровень комплексности развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким развитием сети ее учреждений;
обеспечить государственную поддержку регионов с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также малых городских поселений с одним градообразующим предприятием.
Особого внимания со стороны государства требуют проблемы развития малых городов. В них предусматриваются ускоренное развитие строительства жилья и сферы услуг, создание новых рабочих мест.
Будет проводиться целенаправленная политика стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, а также расширения сферы предпринимательства, связанного с обслуживанием населения, сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском продукции из местного сырья.
Международные отношения
Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Мировая политика включает также политические отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организаций и учреждений.
Международные отношения – система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами.
Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. В то же время международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщес