Ведущие направления рос внешн политики
1. Основные тенденции в развитии международных отношений
- формирование нового многополярного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира по окончании «холодной войны»;
- основная парадигма международных отношений более не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве.
Соответственно этим тенденциям меняется и характер задач дипломатии, которые в России формулируются следующим образом:
- коллективные (в формате «сетевой дипломатии») решение крупнейших международных проблем и поиск ответов на глобальные вызовы;
- одним из главных приоритетов дипломатии становится выработка «объединительной повестки дня».
2. Приоритеты российской внешней политики на рубеже второго десятилетия XXI века
Обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Производным результатом этих усилий должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.
3. Главные направления развития международного сотрудничества
Приоритетным направлением российской внешней политики является углубление широкомасштабного сотрудничества с ближайшими соседями – партнерами по СНГ, которое было отмечено в прошедшем году весомыми результатами: создан и начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, наметилась реальная перспектива создания Евразийского экономического союза; координация в ОДКБ и ЕврАзЭС; сделаны серьезные шаги вперед в развитии партнерства с Украиной (включая вопрос о продлении аренды базы ЧФ), Белоруссией и Казахстаном.
Важнейшими вехами стали подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, согласование условий вступления РФ в ВТО и, в целом, – позитивная «перезагрузка» российско-американских отношений в партнерстве с администрацией президента Б.Обамы в различных областях (противодействие международному терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия, включая т.н. иранскую ядерную программу, начало пересмотра стратегической концепции взаимоотношений Россия-НАТО, ситуация на Корейском полуострове и т.д.).
По инициативе России была запущена широкая дискуссия по предложенному Президентом России Д.А.Медведевым проекту Договора о европейской безопасности (ДЕБ), а также по теме модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе. Данный комплекс проблем имеет жизненно важное значение и для Молдавии, хотя в Москве до сих пор не получили от Кишинева развернутого ответа на наш проект ДЕБ. Мы выступаем за превращение ОБСЕ в универсальную региональную организацию в Европе, настаиваем на принятии ее Устава (проект внесен Россией).
По-прежнему актуальной сферой работы российской дипломатии остается вывод из тупика ситуации вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В 2007 году Россия объявила и сохраняет мораторий на выполнение своих обязательств по адаптированному ДОВСЕ, она выполнила все свои т.н. «стамбульские обязательства» по этому договору в отношении Грузии и в отношении вооружений и военной техники в РМ (Молдавия при этом соглашение об адаптации ДОВСЕ не ратифицировала.) «Недовыполненным» осталось только намерение вывезти боеприпасы со складов в приднестровском с.Колбасна, поскольку из-за позиции Кишинева в 2003 году прекратились политические переговоры по приднестровскому урегулированию, а Тирасполь заявил о том, что воспрепятствует дальнейшей эвакуации боеприпасов. Выход из ситуации с ДОВСЕ мы видим на пути адекватного учета реалий, сложившихся на европейском континенте (расширение НАТО, создание американских баз в Румынии, Болгарии, Косово и т.д.), прежде всего, в плане отмены «фланговых ограничений» для РФ.
Особенно важно понимать, что Россия уже давно не рассматривает НАТО как угрозу своей национальной безопасности, но расценивает как серьезный риск для себя стремление Альянса – в нарушение действующих норм международного права – присвоить полномочия по применению военной силы практически в любом регионе мира. На лиссабонском саммите НАТО в 2010 году после длительного перерыва состоялась сессия Совета Россия-НАТО (СРН), на которой впервые была поставлена задача совместного изучения рисков и угроз безопасности России и НАТО (хотя из Брюсселя поступают и противоположного рода сигналы). Многое будет зависеть от согласования взаимоприемлемой концепции ЕвроПРО.
Евросоюз уже многие годы является стратегическим партнером России. В 2010 году между нами было заключено дополнительное соглашение «Партнерство ради модернизации». В активной фазе находятся переговоры об обновлении договора о стратегическом партнерстве, по теме энергетической безопасности, отмене визового режима и т.п.
В 2010 году подписано соглашение по разграничению континентального шельфа с Норвегией, переговоры о котором длились более 40 лет. Это явилось хорошей иллюстрацией настроя России на конструктивное разрешение сложных международных проблем в районе Арктики, который в обозримой перспективе в связи с глобальным потеплением может стать крупнейшим источником углеводородов.
К работе в этом направлении следует отнести и закрытие «Федеральной национально-культурной автономии украинцев в России». Ее деятельность была прекращена потому, что руководство Автономии занималось не решением культурных и образовательных вопросов, как это записано в ее уставе, а по сути, политической деятельностью, прямо и неприкрыто направленной на подрыв наших двусторонних отношений (цель, которую преследуют некоторые политические силы на Украине). При этом в центре Москвы продолжает работать библиотека украинской литературы, украинский язык изучается в школах, а украинское землячество имеет полное право создать новую общественную организацию, которая будет соблюдать заявленные в уставе цели.
Российская внешняя политика в 2010 году активно осуществлялась и в АТР («проблема» Курил, подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году), и на Ближнем Востоке, и в Африке (участие в миротворческих операциях), и в Латинской Америке (турне Д.А.Медведева). В отдельное важное направление превратилась работа в многосторонних форматах – «двадцатки», БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Ю.Африка), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и т.д.
Интенсивность российско-молдавского политического сотрудничества в двустороннем и многосторонних форматах в прошедшем году несколько снизилась из-за внутриполитической нестабильности в Республике Молдова. Однако главные механизмы взаимоотношений между Россией и Молдавией продолжают успешно функционировать:
• Россия через свои национальные и совместные российско-молдавские предприятия надежно гарантирует энергетическую безопасность Молдавии, обеспечивая ее природным газом – почти на 100%, а электроэнергией – на 70 %;
• Молдавские вина заняли второе место по объему продаж на рынке России после Франции (не было и «не планируется» никаких войн и эмбарго в этой сфере; Роспотребнадзор «забраковал» из-за неудовлетворительного качества менее 1% из свыше 30 миллионов декалитров импортированных из РМ вин, коньяков и виноматериалов, но, разумеется, будет и далее строго блюсти интересы российского потребителя);
• Россия – крупнейший импортер молдавских товаров (свыше 400 миллионов долларов), в целом удельный вес России во внешнеторговом обороте Молдавии демонстрирует уверенную тенденцию к росту;
• В абсолютных цифрах товарооборот между нашими странами достиг за 11 месяцев 2010 года 1,33 миллиардов долларов, т.е. возрос на 48% по сравнению с предшествующим годом, а с учетом денежных переводов от граждан Молдавии, работающих в России, может быть оценен в сумму порядка 2 миллиарда долларов!
Российская дипломатия предпринимает активные усилия с целью содействовать приднестровскому урегулированию в качестве одного из государств-гарантов наряду с братской Украиной. Мы глубоко убеждены, что оно возможно на пути восстановления атмосферы доверия и запуска серьезного равноправного диалога сторон конфликта. Абсолютным императивом остается приверженность мирным политическим методам разрешения этого непростого многолетнего кризиса. В этом плане Россия отмечает важную роль контактов и переговоров в формате «5+2» и намерена в них эффективно участвовать.
На саммите ОБСЕ в Астане мы предлагали принять документ по принципам урегулирования региональных конфликтов, но из-за позиции некоторых государств, которые не учитывают всех политических реалий, это оказалось невозможным. Меморандум «Меркель – Медведев», «Довильские декларации» - позитивные сигналы, но решение еще предстоит найти участникам переговоров.
10) Почему геополитика постсоветского пространства обладает приоритетным значением для России.
В российском обществе еще не сложился консенсус относительно предпочтительной политики в вопросах мироустройства и определения места, которое должна занять Россия в складывающейся системе международных отношений. Вместе с тем обозначились основные приоритеты. Первостепенное значение для геостратегии России имеет периметр границ бывшего Советского Союза.1)по историческим и географическим причинам ближнее зарубежье более значимо для безопасности России, чем для других великих держав. 2)положение миллионов людей русской культуры в странах ближнего зарубежья является не только сугубо внутренним делом правительств этих стран, но и естественным основанием для пристального внимания Российского государства.Национальные интересы России во взаимоотношениях с независимыми государствами постсоветского пространства заключаются: 1) в их дружественной позиции независимо от того, кто находится у власти;2) в предотвращении «транзитных» угроз своей безопасности, возникающих за пределами постсоветского пространства;3) во внутренней стабильности и отсутствии конфликтов между этими странами, чреватых включением в них России.В отношениях с каждым из постсоветских государств реализация российских интересов должна иметь свою специфику. Стратегически же России следует стремиться к формированию на постсоветском пространстве социально сбалансированных, динамично развивающихся демократических государств, образующих пояс добрососедства и безопасности по периметру ее границ. Приоритетной задачей внешней политики России в ближнем зарубежье должна быть экономическая интеграция с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, поскольку именно эти государства являются для нее наиболее важными с геополитической точки зрения.Сотрудничество со странами ближнего зарубежья как направление внешней политики России перспективно потому, что открывает перед ней возможность стать одним из мировых центров интеграции. Отношения России со странами СНГ должны органически встраиваться в курс на создание единого экономического пространства с Европейским союзом и формирование партнерства с НАТО в области безопасности. Стремление России сохранить свое влияние на постсоветском пространстве сталкивается сегодня с интересами крупнейших мировых держав: Европейского Союза и США — на западе, Турции, Ирана и Китая — павостоке. В это соперничество косвенным образом вовлечены Пакистан и Индия . На постсоветском пространстве сосредоточены огромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных металлов. В недрах регионов Центральной Азии и бассейна Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходящие месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря. Именно поэтому таким важным является вопрос о прокладке трубопроводов и средств коммуникации через Евразию. Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возможен и в форме отказа от сохранения СНГ ввиду деградации этого образования. Более целесообразным может оказаться создание новой структуры из числа государств, заинтересованных в интеграции. С учетом прогнозируемого экспертами постепенного снижения роли постсоветского пространства как целостного объекта российской политики неизбежны ее регионализация, фокусирование внимания на отдельных геополитических направлениях, группах стран и отдельных государствах. Предстоит обеспечить защиту своих инвестиций в странах-соседях, ограничить негативные последствия вероятных локальных конфликтов на территориях, прилегающих к границам России. Проблематичны сценарии расширения России путем добровольного присоединения к ней Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Попытки реализации таких сценариев имели бы своим результатом увеличение зоны конфликтности внутри самой РФ, на постсоветском пространстве и в отношениях с Западом.