Тов-геогр стр-ра внешн торговли РБ. Влияние эк кризиса на внешн-торг пол-ку РБ

I. Кризисные явления в н. 90-х, связанные с распадом СССР, негативно сказались на мат-х и инт-х возможн-х участия РБ в междун-й торг-эк, произв-техн сотрудничестве. Но РБ выбрала успешн. путь по преодолению слож-ся ситуации.

Сегодня осн торг патрнером РБ по экспорту явл: 1. Russia - 46%, 2. др страны СНГ. Налаживаются конт-ты со странами Востока (Иран, Венес-ла, Ливия, Индия).

Тов-я стр-ра:

Экспорт: Импорт:

машины, обор-е - 23% минер-е прод-ты – 28

минер-е прод-ты - 28% машины, трансп ср-ва - 24

хим – 15.5% пищев пр-ть – 11

чер, цв мет – 14

Но! недост-но эфф-я стр-ра экспорта: малый удельный вес наукоемкой прод-и!

Сложность для РБ: зав-ть эк-ки т импорта сырья и энергоносителей (газ - 100%, нефть - 93%, чер и цв мет - 99%) >ОСЛОЖНЕНИЕ ЭКОН СИТ-И!

!!! РБ имеет потенциальные возм-ти для усил-я внеш торг оборота, в перв очередь, экспорта. Геопол пол-е спос-т вкл-ю страны в междун-е разд-е труда. Перспективы по разв-ю туризма, соц услуг, созд-ю наукоемких производств.

II. Миров экон кризис, к сож-ю, задел и нашу эк-ку, тк она явл-ся частью мир эк-ки, но это лишь явл-ся дополнит стимулом к поиску путей его преод-я: поск нов рынков сбыта, налаж-е контактов с нов партнерами, внедр-е нов техн-й.

48. Сущность, пр-ны, формы междун миграции капитала. Инвестиц-й климат в РБ.

Вывоз капитала – одностороннее перемещение за границу стоимости в товарной или ден-й форме с целью получ-я прибыли или процентов.

Пр-ны вывоза: стрем-е к увел-ю прибыли, сохр-е и расш-е рынков сбыта, желание преодолеть тамож. барьеры и выиграть на курсов-й разнице.

Класс-я: по источникам происх-я: гос и частн; по хар-ру исп-я: предпр-й (долгоср-е инвестиции с целью получ-я девидентов) и частный.

Капиталовлож-я в заруб предпр-я, обеспечив-е контроль над ними со стороны инвестора, наз прямыми инвистициями. Портфельные инвестиции – вложения кап-ла в иностр цен бумаги с целью получения дохода, а не уст-я контроля за хоз деят-ю заемщика.

Движ-е ссудного кап-ла в сфере внешэкон связей выст в виде междун-го кредита- ссуды в ден или товарн форме, кот предост-ся кредитором 1-й страны заемщику из другой на усл-х сроч-и, возвр-ти и платности.

Сущ-т мировой р-к ссуд-х кап-в.

По врем-му критерию: краткосрочн-е капиталовлож-я (до 1 г), среднеср (1-5), долгоср(болле5).

Вывоз кап-ла связ с ТНК(транснац корп) – межд корп-я, головная комп-я которой прин-т кап-лу одной страны, а дочерние – нах-ся в др странах. По данным ООН в сер 90-х на 100 крупн-х ТНК приходилось 1/3 всех иностр инвестиций.

Инв-й климат в РБ благоприятный! страна открыта для переговоров и заинтересована в иностр-х инвестициях. Проводится политика налоговых льгот по отн-ю к новосозданным препр-м с целью привлечения инвесторов в РБ.

49. Международная миграция рабочей силы. Это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Этот процесс включает в себя эмиграцию (перемещение части трудовых ресурсов за национальные границы), иммиграцию (приток трудовых ресурсов из-за рубежа) и реэмиграцию (возвращение на родину ранее эмигрировавших лиц). Основные причины трудовой миграции в настоящее время- экономические, и прежде всего это безработица и национальные различия в уровнях зарплаты.

Использование иностранной рабочей силы на данном этапе является одним из условий нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранную рабочую силу, целые отрасли экономики находятся в зависимости от ее импорта. Так, во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве, более 30%- в автомобилестроении; в Бельгии половина горняков, в Швейцарии 2/5 занятых в строительстве- иностранные рабочие.

Импорт рабочей силы воздействует на экономику принимающих стран многосторонне. Более низкие издержки приводят к повышению конкурентоспособности товаров. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов. Однако вместе с экономической выгодой принимающие страны сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов.

Противоречивы последствия трудовой миграции и для стран- доноров. С одной стороны, международная трудовая миграция способствует поступления в страну валюты (ежегодно Индия, Индонезия, Турция получают 2-3 млрд долларов в виде переводов эмигрантами денежных средств на родину), новых технологий, накоплению опыта работы, изменению профессиональной и квалификационной структуры занятости. В целом, по оценкам зарубежных специалистов, экспорт рабочей силы в 4-5 раз выгоднее для страны, чем экспорт товаров. Следует учитывать и то, что выезд части трудоспособного населения за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости.

В тоже время в связи с высокими масштабами эмиграции для стран-доноров могут возникать серьезные осложнения. Эти станы лишаются более мобильной и прогрессивной части национальных трудовых ресурсов. Через определенный период времени часть из них возвращается на родину, и возникает проблема реадаптации этой категории работников, уже отвыкших от местных условий работы и жизни. В силу этого правительства ряда стран начинают проводить политику сдерживания оттока квалифицированных работников за границу.

Из основных мировых центров трудовой миграции следует назвать Западную Европу (только в странах ЕС сегодня проживает более 15 млн мигрантов и членов их семей); нефтедобывающие страны Ближнего Востока (в средине 90 гг прошлого века иностранная раб. Сила здесь по численному показателю в 2 раза превосходила местную);США; Австралию; страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Традиционно велик приток иммигрантов в Израиль. Процессы преимущественно внутренней миграции активно происходят в Латинской Америке и Африке.

50. Понятие и роль мировой валютной системы.По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.

Интеграция стран в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных из национальных денег в иностранную валюту, и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно- финансовых операциях.

В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения- совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Участниками валютных отношений выступают государства (в лице правительств, центральных банков), международные организации, юридические лица (коммерческие банки, предприятия: импортеры и экспортеры, биржи) и физ. лица (брокеры, спекулянты, туристы).

Международные валютные отношения и их межгосударственно- правовая форма организации представляют собой мировую валютную систему. Различают национальную, региональную (международную) и мировую валютные системы.

Исторически в зависимости от степени развития товарно- денежных отношений вначале возникали национальные валютные системы, режим которых закреплялся национальным законодательством с учетом норм международного права. Под национальной валютной системой понимается совокупность способов, инструментов и национальных органов, с помощью которых реализуется определенный порядок денежных расчетов конкретного государства с другими странами. Национальная система является составной частью кредитно- денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна, а ее деятельность выходит за национальные границы. Особенности национальной валютной валютной системы определяются степью развитию и состоянием экономики и внешнеэкономических связей отдельно взятой страны.

Промежуточным элементом между национальной и мировой валютными системами являются региональные валютные системы, которые обслуживают региональные интегральные группировки государств.

Мировая валютная система выступает механизмом, связывающим отдельные национальные экономики в единое мировое хозяйство. Правовой основой мировой валютной системы являются международные соглашения, многосторонние и двусторонние договоры и акты.

Главная задача мировой валютной системы- эффективное опосредование движения товаров, капитала, услуг и других видов деятельности с помощью организации международных расчетов и платежей за экспорт и импорт, создание благоприятных условий в отношениях между отдельными странами для развития международного разделения труда. Мировая валютная система выступает одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений(МЭО).

Посредством мировой валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или, наоборот, блокируется этот процесс, расширается или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, «перемещаются» экономические трудности(например, безработица, инфляция и др) из одних стран в другие. Развитие МЭО в значительной степени предопределено характером определенной валютной системы и действенностью функционирования ее институтов.

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана с национальными и регулирования, она тесно связана с национальными и региональными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Мировая валютная система должна выполнять определенные требования, предъявляемые к ней со стороны всемирного хозяйства: обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием платежно- расчетных средств; поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречия воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировой валютной арене, в результате чего периодически возникает кризис мировой валютной системы, завершающейся ее крушением и созданием новой валютной системы.

№53. Торговый и платежный балансы страны и методы их урегулирования.Гос. политика регулирования валютного курса и платежного баланса в РБ в условиях мир экон кризиса.

Платежный баланс-статистич.документ, в котором в систематизиров.виде отражены все внешнеэконом.операции страны с др.гос-вами за опред.период.

Платежный баланс и его структура. Платежный 6аланс- соотношение между суммой платежей, поступ. из-за границы, и суммой платежей, идущих за границу. Если поступающие в страну платежи превышают выплаты другим странам и международным организациям, плат. баланс является активным, если же наоборот, — плат. баланс пассивный. Важн. элементами плат. баланса явл-ся поступления по внешнеторговым операциям; доходы по итогам фрахтования судов, страхованию перевозок ; доходы от инвестиций за границей и выплаты процентов и дивидендов; расчеты по туризму и созд-ию дипломат. корпуса и торговых представительств; платежи и поступления по различным неторговым переводам (переводы от эмигрантов в свою страну; разного рода благотворит. перечисления ); расчеты по предоставляемым кредитам и займам.

Разделы платежного баланса:

1 раздел-торговый баланс.Он хар-ет экспорт и импорт товаров и выступает основой платежного баланса,отражает товарные потоки,пересекающие границу гос-ва за его пределы или в страну.

Торговый баланс-соотношение между суммой цен товаров,вывезенных страной за пределы гос-ва, и суммой цен товаров, ввезенных в пределы своего гос-ва.Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, торговый баланс(сальдо торгового баланса) является активным, если ввоз превышает вывоз-пассивным.Сальдо торгового баланса рассчит-ся обычно по итогам года,но промежут подсчеты ведутся также по рез-там обмена за квартал или месяц.В том случае,если сумма экспорта совпадет с суммой импорта,образуется нетто-баланс.Нетто-баланс,если он складывается по итогам хоз.года –оптимальный вариант сальдо внешней торговли. торговли. В таком случае у стран друг перед другом задолженности нет, они имеют воз-сть спокойно разв-ся и осуществлять торгово-экон операции дальше.

2 раздел плат.баланса-баланс движения капиталов.Он хар-ет куплю и продажу активов,предост-е и получ-е кредитов займов.По времени размещения активов можно выделить приток-отток краткосрочного и долгосрочного капитала.К первому направ-ю относ-ся счета иностранцев в данной стране,а также их высоколиквидные активы(н-р,казначейкие векселя),ко второму-покупка ценных бумаг нац.компаний и институтов,долгосроные займы,прямые портфельные инвестиции.Приток капитала в страну свидетельствует о приобретении нац.фин.активов иностранцами,а отток-о приобретении иностр.активов фирмами и домохоз-вами.Активное сальдо баланса дивж-я капиталов возн.при превышении притока капиталов над оттоком.Это ведет и к притоку валюты.В обратном случае возникает пассивное сальдо и отток валюты.

Третий раздел плат.баланса-счет офиц.резервов.Сюда включ-ся операции по купле-продаже иност валюты,золота и др.активов,осущ.центр.банком и правит.органами.Эти операции произв-ся не с целью получ-я прибыли,а с целью урегулир-я несбалансиров-сти платежных балансов или поддержания курса опред.валют.За счет офиц.резервов покрывается дефицит или пассивное сальдо по таким статьям платежного баланса,как счета текущих операций и движ-я капиталов.Происходит это путем продажи центр.банком накопленных запасов иностр.валюты,золота и получ-я гос-вом валютных кредитов в др.банках.Уменьшение резервов центр.банка приводит к увелич-ю предл-я на рынке и отражается со занком плюс.Активное сальдо по счетам текущих операций и движ-я капиталов приводит к росту офиц.валютных резервов и отображается в балансе со знаком минус.В рез-те итоговый баланс дает по свеем позициям ноль.

№54.понятие,причины и этапы экон.интеграции. Региональные интеграцион. группировки (СНГ,ЕврАзЭС,ШОС,НАФТА)

-это процесс эконом.взаимодействия стран,приводящий к сближению,взаимоприспособлению и сращиванию нац.хоз.систем,и согласованно регулируемый меж- и надгосуд.органами.Матер основа междунар.эконом.интеграции-прогрессирующая интернацион-я хоз.жизни.

Условия интеграции:

-близость уровней эконом.развития интегрирующихся стран

-развитая инфрастр-ра для перемещения производственных факторов

-общность решаемых макроэкономич.задач

-геогр.близость интегрирующихся стран.

Формы междунар.эконом.интеграции:

1.Преференциальные торговые соглашения.Страны,заключ.их,предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим,чем третьим странам,н-р путем снижения таможенных пошлин.

2.Зоны своб торговли.Страны-участницы ограничив-ся отменой тамож. пошлин во взаимной торговле,но сохр.национ.таможен.тарифы в отношениях с третьими странами.

3.Таможенный союз,в кот-ом свободное перемещение товаров и услуг дополняется единым тамож.тарифом по отношению к третьим странам.Предполагается также созд-е межгос.органов для проведения согласованной внешнеторговой политики.

4.Общий рынок,в кот-ом ликвидируются барьеры не только по взаимн. торговле товарами и услугами,но и в перемещении раб.силы и капитала.

5.Экономич.союз,в кот-ом странами-участницами проводится едина эконом.политика и созд-ся наднац.органы,кот-ые наделяются полномочиями принимать оперативн. решения от лица всей интегрирующей группировки.

Европейский союз:15 гос-в,создание единого внутр.рынка(ЕВР),устранены тариф. И нетариф.ограничения во взаимн. торговле товарами и услугами,вкл.транспортные и фин.услуги,ликвидиров.все огранич-я на межгос.передвиж-я капитала внутри ЕС.Разраб-ся проект созд-я валютно-эконом.союза.Переход к единой валюте завершился к 1 января 2002г.

1992г.-созд-е Североамерик.ассоциации своб.торговли(НАФТА) :между Канадой,США и Мексикой.На долю НАФТА приходится около 20%всего объема мировой торговли.

Нач 90ых- создан Южноамерикан.общий рынок(МЕРКОСУР): Аргентина,Парагвай,Бразилия и Уругвай.

Азия- Ассоциация гос-в Юго-Восточной Азии(АСЕАН)

Евразия: СНГ(Содружество Независимых республик) и ЕврАзЭС( Евразийское экономич.сообщество)

ШОС-созд в 2001г.Шанхайская Организац.Сотруд- ва: Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан,Китай. Цель-борьба с междунар.террор-мом и наркобизнесом.Осн вопросы сотр-ва:1)регион.эконом.интеграция;20взаимодействие в обл.транспорта;3)взаим-е в сфере деят-сти органов внутр.дел и прокуратуры.

Интеграция происх.на 3 уровнях:

1)микроэкон.уровень интеграции-торгово-эконом.отнош-я и совместн.произ-во экон.субъектов участв.стран

2) институциональный уровень интеграции:нац.институты,институты регион.интеграции,межгос.органы власти

3)макроэконом.уровень-взаимодействие нац.хозяйств,эконом.конвергенция

Такой мех-м хар-н для развитых стран,но не всегда для развив.стран,где интеграция может инициироваться сверху-со стороны гос-ва и тк.нет интеграции на микро и макро уровнях это ведет к вялотекущих процессам.

Интеграция связ.с подпис.регион.интеграц.соглашений. Сейчас наблюд-ся тенденция роста темпов вовлечения нац.хоз-в в интеграц.процессы( 1948-90- было только 64 торговых блока,в 2003 -189)

Наши рекомендации