Ведущие направления психологической помощи

1. Уникальность отдельного случая и обобщенность теории.

2. Характеристика основных направлений психологической практики:

– психоанализ;

– поведенческая терапия;

– гуманистическая терапия;

– когнитивная терапия.

3. Проблема критериев эффективности психологической помощи.

Словарь профессиональных понятий

психоанализ, бихевиоральный (поведенческий) подход,

клиент-центрированный подход, когнитивный подход

Литература для докладов и сообщений

1. О практичности хорошей теории (Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2003. – Диалог 1).

2. Почему теория нужна практическому психологу? (Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 2000. – С. 27–33).

3. Пример оказания эффективной психологической помощи (Практическая психология в образовании / под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Сфера, 2000. – С. 475–484).

Задания и упражнения

1. Напишите сочинение-рассуждение на любую из следующих тем:

«Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом» (Ф. Бэкон).

«Вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления» (А. Эйнштейн).

Главная проблема, которую вам предстоит разрешить в ходе своих размышлений: нужна ли психологу-практику теория, если каждая конкретная ситуация помощи предполагает свою стратегию?

2. Обдумайте следующую мысль:

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Монтень).

– Почему научные знания в отрыве от нравственных принципов имеют разрушительный характер?

– Что вы понимаете под «добром» в работе практического психолога?

3. Заполните таблицу.

Таблица 10 – Содержание помощи в различных направлениях

практической психологии

Направление психологии Цели психологической помощи Роли психолога и клиента во взаимодействии
Психоанализ Осознание вытесненных инфантильных переживаний и конфликтов Психоаналитик и пациент. Психолог максимально бесстрастен, он – «экран» для проекций другого человека
Поведенческая Формирование желательных поведенческих навыков  
Гуманистическая    
Когнитивная    

4. Напишите сочинение-рассуждение на любую из предложенных ниже тем:

«Правда – точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье» (О. Бальзак).

«Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе» (Л.Н. Толстой).

– Почему любая правдивая информация (особенно психологическая) требует от человека мужества в ее принятии?

– Всегда ли психолог обязан говорить своему клиенту полную правду? В какой форме?

5. Проанализируйте высказывания клиентов о работе психолога:

С Вами пообщался, как в церкви побывал.

В голове прояснилось, все стало на свои места.

Жить стало труднее, слишком много задумываюсь.

Теперь чуть что, я сразу к психологу за советом.

Я тетю (психолога) люблю больше, чем маму (пятилетняя девочка).

Я умный человек и сам себя лучше всех знаю. Что мне нового может сказать психолог?

Одни разговоры, а сдвига никакого (мать после консультации по поводу ребенка-подростка).

Сделал все по вашей инструкции: проблема решилась.

Психолог посоветовал профессию, связанную с цифрами. Пойду учиться на бухгалтера (старшеклассник после консультации по профориентации).

– Разделите высказывания на две группы: положительной оценки и отрицательной.

– Согласны ли вы с мнением клиентов относительно оценки действий психолога? Если нет, то в каких случаях и почему?

– Какую модальность психической реальности выделяют клиенты в своих высказываниях как центральную для фиксации происшедших с ними изменений?

6. Изучите описание одного примера демонстрации психологической помощи (Хрестоматийные материалы. С. 133–138).

– Назовите критерии, которые использовались большинством участников данной демонстрации для подтверждения эффективности проведенной терапии.

– Почему автор считает указанные критерии необоснованными? Каковы его критерии эффективности?

– Обдумайте свою собственную позицию по вопросу: считать описанный случай терапии примером эффективной или неэффективной психологической помощи.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 1997. – С. 224–228.

2. Минигалиева, М.Р. Проблема ответственности психолога-консультанта / М.Р. Минигалиева // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 253–261.

3. Назлоян, Г.М. Критерии завершенного психотерапевтического процесса. Катарсис Аристотеля и пседвокатарсис Брейера и Фрейда / Г.М. Назлоян // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С. 241–255.

4. Немов, Р.С. Практическое консультирование : учеб. пос. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2000. – С. 29–40.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб. : ЗАО Питер, 1999. – С. 222–245.

6. Характеристика положительного процесса психотерапии // Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогресс ; Универс, 1994. – С. 237–247.

7. Хьел, А. Теории личности (Основные положения, исследование и применение) / А. Хьел, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1999. – 608 с.

Этический кодекс психолога

1. Понятие этики.

2. Характеристика основополагающих принципов этического кодекса психолога.

3. Отношение психолога к клиенту: ценностное и объектное.

4. Проблема проявления деструктивности в деятельности психолога.

Наши рекомендации