Теория элит (Г. Моска, В. Паретто)
Теория элит Г. Моска
Согласно этой теории, любое общество неизбежно делится на две неравные по социальному положению и роли группы: управляющих и управляемых; первая группа, всегда относительно малочисленная, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется др. преимуществами, в то время как вторая, более многочисленная, управляется и peгулируется первой и поставляет материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма; критериями вхождения в политическую элиту (группу управляющих) являются способность к управлению другими людьми, а также материальное, моральное или интеллектуальное превосходство; несмотря на то, что в целом политическая элита наиболее способна к управлению, не всем ее представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества; отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называет ее политическим классом и две тенденции в его развитии: аристократическую (проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически и приводит вырождению класса и общественному застою) и демократическую (выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев); равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление; концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики; теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах, где политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз "политического класса", описанного Моской.
Теория Парето
Согласно теории, миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания, образования, жизненного опыта); элита делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев; правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства; развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух типов элит: "лис" — гибких руководителей, использующих "мягкие" методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т. п., и "львов" — жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу; изменения происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты; так, властвование "лис", эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия; это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты ("львов"), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство).
14.
Основные направления современной элитарной теории
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Паре-то, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.
3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.
5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.
Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств "всеобщего благоденствия", циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований.