Униципальная должность и муниципальный служащий
Признаки и виды муниципальной должности
Необходимым элементом любой управленческой структуры, в том числе и структуры местного самоуправления является должность.
Служебная деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления осуществляется на основе замещения должности. Определение муниципальной должности и её признаки даются в Законе об основах муниципальной службы.
Муниципальная должность – это должность предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за осуществление этих обязанностей.
К основным признакам муниципальной должности относятся:
a) устанавливается уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов местного самоуправления;
b) предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей;
c) замещается на постоянной основе, в порядке установленном законом;
d) наличие определённого комплекса прав и обязанностей, необходимых для осуществления задач и функций местного самоуправления.
В соответствии с Законом муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.
Законодательство различает два вида муниципальных должностей:
◆выборные должностные лица, избранные:
– населением непосредственно (депутаты, выборные должностные лица, выборные органы);
– представительным и иным выборным органом местного самоуправления из своего состава
◆замещаемые на основе трудового договора – собственно муниципальная должность муниципальной службы (муниципальные служащие):
- должности с полномочиями на решение вопросов местного значения;
- должности с обязанностями по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления.
Введение муниципальных должностей осуществляется муниципальным образованием самостоятельно на основании реестра должностей, утверждаемого субъектом Федерации. В Московской области в соответствии с Законом Московской области от 31.07.1997 г. (ред.1999) «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области» утвержден Реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Московской области. Согласно этому Реестру муниципальные должности подразделяются на:
категория «А» - выборные муниципальные должности (глава муниципального образования, председатель представительного органа и др.);
должности муниципальной службы:
категории «Б» - должности для обеспечения деятельности должностных лиц категории «А» (помощник и консультант главы муниципального образования и др.);
категории «В» - должности для обеспечения полномочий органов местного самоуправления (назначаемый глава администрации, его заместители, начальники управлений, отделов администрации, их заместители, консультанты, специалисты и другие.
Муниципальные должности согласно указанного Реестра Московской области подразделяются на группы:
•высшие (назначаемые глава администрации и его заместители и другие);
•главные (руководители структурных подразделений администрации);
Высшие и главные должности муниципальной службы устанавливаются уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с законами Московской области.
≈ ведущие (заместители руководителей структурных подразделений, консультанты администрации и др.);
≈ старшие (главные и ведущие специалисты);
≈ младшие (специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты).
Ведущие и старшие должности устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и законами Московской области.
Младшие должности устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципального образования в соответствии с его уставом.
Федеральный Закон об основах муниципальной службы предусматривает установление законами субъектов Федерации соотношение муниципальных должностей с должностями государственной службы с учетом квалификационных требований предъявляемых к ним.
3.Муниципальный служащий: понятие и виды
В статье 7 Закона об основах муниципальной службы муниципальный служащий определяется как гражданин России, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.
Основным признаком муниципального служащего является отнесение должности к муниципальной и исполнение обязанностей по этой должности. Данный признак отграничивает муниципальных служащих от других. Главным моментом в этом признаке является исполнение обязанностей на основании трудового договора, заключаемого гражданином с органом местного самоуправления. В связи с этим Закон не относит к муниципальным служащим:
◊ лиц, замещающих выборные муниципальные должности, правовой статус которых определяется другими законодательными актами;
◊ руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, поскольку муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий;
◊ лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещающих должности муниципальной службы.
Другим признаком муниципального служащего исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления на профессиональной и постоянной основе.
Следующим определяющим признаком муниципального служащего является выплата ему денежного вознаграждения из средств местного бюджета за исполнение им обязанностей по муниципальной должности.
Таким образом, организационные, функциональные и финансовые признаки подчеркивают своего рода «привязанность» муниципальной должности и муниципального служащего к муниципальному образованию и органам местного самоуправления.
Используя различные основания (с учетом закона Московской области), муниципальных служащих можно классифицировать на следующие виды:
a) по характеру и объему полномочий:
» руководители – должностные лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления: руководители органов и структурных подразделений местного самоуправления, их заместители;
» специалисты – лица обеспечивающие полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления: консультант главы муниципального образования, управления, отдела, службы, главный и ведущий специалисты и др.
b) в зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.
c) с учетом квалификационных разрядов:
◊ действительный муниципальный советник Московской области 1, 2, 3-го класса;
◊ муниципальный советник Московской области 1, 2, 3-го класса;
◊ советник Московской области 1, 2, 3-го класса;
◊ старший референт муниципальной службы 1, 2, 3-го класса;
◊ референт муниципальной службы 1, 2, 3-го класса.