Дать себе соответствующую установку. Установка во время чтения может быть самой
Различной: изучить по книге тот или иной вопрос; критически проанализировать
содержание книги; проверить, совпадает ли ваша оценка какой-то проблемы с мнением
автора, других авторитетных лиц; выбрать наиболее яркие факты, примеры, интересные
Положения и т.д. Подобные установки помогут более целенаправленно работать с книгой и
Прежде всего определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При
Сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо
Пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь ее
Отдельные разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным.
Комбинированное чтение – это сплошное чтение одних частей и выборочное других.
Работу над книгой лучше начинать с предварительного знакомства с ней. Что это
Значит? Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги,
Которое дает представление о ее содержании; фамилия автора. Нередко на титульном листе
Указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие,
Справочное пособие, словарь-справочник и др.), позволяющая определить ее назначение.
Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга
Выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть,
Поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.
На титульном листе указывается также наименование издательства и место издания
книги. Но на этом не заканчивается предварительное знакомство с книгой. Следует
просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в
Ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.
Ознакомиться с книгой помогает и аннотация, которая помещена на обороте титульного
Листа или в конце книги.
Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В
предисловии рассказывается история написания книги, передается ее краткое содержание,
Характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного,
Кратко формулирует или повторяет главное положение работы.
Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным
Моментом. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для
Дальнейшей работы и какие из них следует изучить более детально. Обратите внимание на
Мудрое утверждение известного английского философа Ф. Бекона: «Одни книги можно
Лишь попробовать, другие – проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и
Переварить».
Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с
Теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и
Систематизировать материал, делать необходимые выводы. Верный признак понимания
прочитанного – умение передать его содержание своими словами.
При чтении литературы необходимо делать соответствующие записи прочитанного.
Д.И. Менделеев говорил, что найденная , но не записанная мысль – это найденный и
Потерянный клад.
Выписки
Наиболее простой вид записи – это выписки. Выписывают то, что относится к
Изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся
Нужными лишь впоследствии.
Каждый хорошо знаком с этим видом записи, однако далеко не всегда эти выписки
Делаются правильно. Нередко такие записи ведется в тетрадях, используется та и другая
Сторона листов. Конечно, использовать при записи обе стороны листа экономно, так как
тратится меньше бумаги, но пользоваться такими выписками, например, при цитировании,
Неудобно. Поэтому желательно делать выписки на одной стороне.
Нередко не считают обязательным указывать, откуда выписан данный материал, кто
Автор написанного текста. Такие записи трудно, а порой невозможно использовать в
Дальнейшей работе: забывается источник материала и в случае необходимости нельзя
Уточнить текст, в таком виде невозможно классифицировать собранный материал.
Рекомендуется выписки делать на карточках. На каждой карточке делают не более одной
Записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в