Особенности современной демократии. Демократические институты.

Особенности современной демократии. Демократические институты.

В последнем десятилетии XX в. мир вновь захвачен демократическими переменами. Вслед за странами Южной Европы и Латинской Америки влияние демократизации распространилось еще на два региона — Восточную Европу и бывший Советский Союз. Новая волна демократизации эхом отозвалась и в странах Восточной Азии, и Тропической Африки. Практически везде процессам освобождения от власти различного рода авторитарных режимов сопутствует укрепление влияния демократических лозунгов. Современная политическая демократия в реальной действительности представляет собой функционирующую систему политических, правовых и общественных институтов, через которые реализуются принципы, нормы и другие ценностные ориентации демократической культуры. Становление демократии современного типа связано с процессами модернизации, с развитием идеи Конституции, разделения властей, народного суверенитета, гражданского общества. В современных демократических политических системах существуют три основные формы народовластия: прямая или непосредственная, плебисцитарная и представительная (репрезентативная).Институтами непосредственной демократии в современном государстве могут быть только компактные и небольшие по численности территориальные или корпоративные объединения граждан, реально обеспечивающие их прямое участие в политико-управленческом процессе. Причем прямая форма демократии будет эффективной в том случае, когда принимаемые решения достаточно просты, а их разработка и обсуждение не требуют специальной квалификации. Прямая форма демократии получила наибольшее распространение на уровне местного самоуправления.
Другой формой непосредственного участия граждан в принятии политических решений являются институты плебисцитарной демократии: референдумы, опросы общественного мнения (плебисциты). Существует различие между прямой и плебисцитарной формой демократии. Прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властеуправления (разработка, обсуждение и принятие политических решений, контроль за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной вариант уже готового решения волей граждан.
Третьей и основной формой народовластия в современном государстве является представительная форма демократии, которая реализуется через институт парламентаризма. Парламент правит от имени народа, воплощая тем самым принцип народного суверенитета. Народ как носитель верховной власти через выборы осуществляет контроль за деятельностью своих представителей, выражая им свое доверие или недоверие. Парламент является представительным и в то же время законодательным органом власти. Он осуществляет властные функции и полномочия в соответствии с Конституцией, ограничивающей представительное правление рамками Основного Закона.

Типология лидерства.

· Лидеров делят в соответствии с концепцией М. Веберана:

1) «традиционных», каковыми считаются цари, короли, помещики и прочие наследные правители;

2) «харизматичных», каковыми считаются все лидеры, пользующие так называемой «всенародной любовью»;

3) «рационально-легальных», каковыми считаются руководители, избранные или назначенные правителями в полном соответствии с действующим законодательством.

· На втором месте по популярности так называемая «современная типология» лидеров Р. Такера, подразделяющая руководителей в зависимости от их отношения к переменам на:

1) консерваторов (не любят перемен, уважают ценности прошлого);

2) реформаторов («инициаторов постепенных и бесконфликтных социальных трансформаций»);

3) революционеров («бунтарей во имя Светлого будущего»).

· А. Херман, выделившая4 собирательных типа:

1. лидер-знаменосец (дарящий новую мечту)

2. лидер-служитель (удовлетворяющий потребности общества),

3. лидер-торговец (обменивающий собственные руководительские услуги на разнообразные услуги от всего общества),

4. лидер-пожарник (спасающий подданных от чрезвычайной ситуации).

· Кроме того, популярны у отечественных политологов следующие классификации «лидерства»:

- персональное - групповое (коллективное, корпоративное);

- формальное (по должности) - фактическое (по реальной роли);

- мелкогрупповое - крупногрупповое - национальное - межнациональное - всемирное;

- авторитарное (безраздельное, ни с кем не считающееся) - демократическое (основанное на компромиссах и учете всех мнений) - либеральное (невмешательское);

- реалистическое - фанатичное - романтичное.

Самой крайней, извращённой формой проявления лидерства сегодняшние политологи в своем большинстве называют «культ личности».

Понятие политической элиты.

Политическая элита (от французского «elite» - избранный, лучший ‑ лучшая часть любого общества («лучшие из лучших»). Она якобы доминирует в политике, осуществляет фактическое управление государством и обществом, вырабатывает модели (стереотипы) всеобщего поведения, помогает простым людям приспосабливаться к действительности.

Принято считать, что идеи политического элитаризма сформулированы еще в глубокой древности (Конфуций, Платон, Макиавелли). Однако, как полагают отечественные политологи, элитаризм до сих пор не получил окончательного обоснования и бесспорного фактического подтверждения. А потому, мол, большинство современных ученых зачисляет политиков в элиту по должности, а не по особым достоинствам, каковые вообще сомнительны, поскольку реальные представители «правящей элиты» талантами не блещут.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Черты элиты:

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
  • Высокий социальный статус
  • Значительный объем государственной и информационной власти
  • Непосредственное участие в осуществлении власти
  • Организаторские способности и талант (не в настоящее время)

Современные концепции элит.

1. Макиавеллистская школа:повторяют положения классических теорий. Она следует традиции Г. Моска и Р. Михельса. Неизбежность борьбы между не всегда лучшими, но богатыми и влиятельными слоями за власть над «чернью» – постулат как классиков элитизма, так и неомаккиавелизма (иногда, особенно при исследовании геополитических процессов, его называют политическим реализмом). Среди современных маккиавелистов упомянем Дж. Бернхема.

2. Леволиберальную элитистскую концепцию создал сразу после второй мировой войны американский ученый Чарльз Райт Миллс (его последователем был другой американский политолог Ральф Милибанд). Отрицая марксистский, классовый подход и следуя, скорее, традиции Михельса-Острогорского, Ч.Р. Миллс, представитель подлинно либерального (то есть свободного и защищающего права и свободы каждого человека) крыла американской интеллигенции, решительно критикует американскую элиту как сплоченную и замкнутую касту, выражающую интересы финансово-промышленной олигархии. Главным элитообразующим признаком леволибералы считают «командные высоты», занимаемые представителями элиты в обществе.

3. теория демократического элитизма-в ней существуют и либеральный подход и структурно-. Классиками демократического элитизма являются Й. Шумпетер и К. Мангейм. Многообразие элит, политической, партийной, элит «групп давления», приводит к формированию элиты по функциональному признаку, а не признакам заслуг, положения, знатности или власти. Это позволяет, в значительной мере, преодолеть «железный закон олигархии», используя свободные и конкурентные выборы как механизм взаимной ответственности элитарных групп друг перед другом, каждой из них - перед избирателями, равно как и ответственности граждан за свой выбор.

4. Концепция плюрализма элит(Даль)– элита здесь не рассматривается как сплоченная группа; говорит, что различные группы( профессиональные, религиозные) выдвигают свои элиты и контролируют их. Имеет место быть конкуренция элит между собой, которая ослабляет концентрацию власти.

Особенности современной демократии. Демократические институты.

В последнем десятилетии XX в. мир вновь захвачен демократическими переменами. Вслед за странами Южной Европы и Латинской Америки влияние демократизации распространилось еще на два региона — Восточную Европу и бывший Советский Союз. Новая волна демократизации эхом отозвалась и в странах Восточной Азии, и Тропической Африки. Практически везде процессам освобождения от власти различного рода авторитарных режимов сопутствует укрепление влияния демократических лозунгов. Современная политическая демократия в реальной действительности представляет собой функционирующую систему политических, правовых и общественных институтов, через которые реализуются принципы, нормы и другие ценностные ориентации демократической культуры. Становление демократии современного типа связано с процессами модернизации, с развитием идеи Конституции, разделения властей, народного суверенитета, гражданского общества. В современных демократических политических системах существуют три основные формы народовластия: прямая или непосредственная, плебисцитарная и представительная (репрезентативная).Институтами непосредственной демократии в современном государстве могут быть только компактные и небольшие по численности территориальные или корпоративные объединения граждан, реально обеспечивающие их прямое участие в политико-управленческом процессе. Причем прямая форма демократии будет эффективной в том случае, когда принимаемые решения достаточно просты, а их разработка и обсуждение не требуют специальной квалификации. Прямая форма демократии получила наибольшее распространение на уровне местного самоуправления.
Другой формой непосредственного участия граждан в принятии политических решений являются институты плебисцитарной демократии: референдумы, опросы общественного мнения (плебисциты). Существует различие между прямой и плебисцитарной формой демократии. Прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властеуправления (разработка, обсуждение и принятие политических решений, контроль за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной вариант уже готового решения волей граждан.
Третьей и основной формой народовластия в современном государстве является представительная форма демократии, которая реализуется через институт парламентаризма. Парламент правит от имени народа, воплощая тем самым принцип народного суверенитета. Народ как носитель верховной власти через выборы осуществляет контроль за деятельностью своих представителей, выражая им свое доверие или недоверие. Парламент является представительным и в то же время законодательным органом власти. Он осуществляет властные функции и полномочия в соответствии с Конституцией, ограничивающей представительное правление рамками Основного Закона.

Наши рекомендации