Лидерство на нынешнем уровне создает предпосылки для перехода на следующий уровень.
Когда вы впервые приходите к врачу, тот обычно задает вам массу вопросов о вашей семье. По большому счету, о ней он задает больше вопросов, чем о вашем образе жизни. Почему? Потому что семейный анамнез больше чем что-либо иное обусловливает состояние нашего здоровья.
Когда речь заходит о лидерском успехе, история вашей профессиональной деятельности имеет такое же большое значение. Когда лидеры будут определять вашу пригодность для той или иной работы, они первым делом захотят посмотреть ваш послужной список. Например, при собеседовании с кандидатом на работу 90 процентов акцента я делаю на послужном списке.
Если вы хотите получить возможность вести за собой на другом уровне, тогда ваш самый большой шанс на успех — хорошо проявить себя там, где вы находитесь сейчас. Каждый день, когда вам удается безупречно справляться с возложенными на вас обязанностями, пополняет резюме для следующей работы.
ЕСЛИ ВАМ УДАЕТСЯ ВЕСТИ ЗА СОБОЙ ДОБРОВОЛЬЦЕВ, ТО ВЫ СМОЖЕТЕ ВЕСТИ КОГО УГОДНО
На недавней конференции, которая проводилась в День президентов, мы обсуждали лидерское совершенствование, и один исполнительный директор спросил меня: «Как мне выбрать самого лучшего лидера из небольшой группы лидеров? На что обратить внимание в первую очередь?»
На наличие лидерского потенциала указывает множество факторов — умение влиять на ход событий, ярко выраженные коммуникационные умения, способность планировать и решать проблемы, самодисциплина, устремленность, трудовая этика. Но есть один практически безошибочный способ проверки лидерских способностей, который я и предложил: «Попросите его вести за собой группу добровольцев».
Если вы хотите испытать свои лидерские способности, то попробуйте стать лидером команды добровольцев. Почему это трудно? Дело в том, что в случае с волонтерами в вашем распоряжении нет рычага. Вам понадобится каждая крупица вашего лидерского таланта, чтобы заставить людей, которые не обязаны это делать, поступать так, как просите вы. Если добровольцев не увлечь, они быстро потеряют интерес. Если слишком на них надавить, они уйдут. Если у вас недостаточно коммуникационных умений, они просто не пожелают вас слушать и вообще общаться с вами. Если вы не сумеете заразить их идеей планирования, они не будут знать, куда двигаться и зачем.
Когда вы ведете за собой других и ваша организация проводит добровольную благотворительную работу в общине, то поощряйте членов команды, чтобы они принимали в ней участие. Наблюдайте, как они это делают: если успешно справляются с этой работой, значит, они обладают многими качествами, необходимыми для перехода на следующий уровень вашей организации.
Дональд Макгеннон, бывший исполнительный директор «Westinghouse Broadcasting Corporation», утверждал: «Лидерство есть действие, не статус». Действовать и оказывать помощь другим — это основа лидерства. Посвятите себя этому там, где находитесь, и вы задержитесь там надолго.
Ценность № 4
ХОРОШИЕ ЛИДЕРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОГАЮТ ЛИДЕРАМ НА ВЕРХНИХ СТУПЕНЯХ СТАНОВИТЬСЯ ЛУЧШЕ
В индустриальных странах со свободным рынком лидерство воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Культура лидерства сформировалась в этих странах, потому что там хорошо развиты коммерция и промышленность. Благодаря конкурентности рынка, многие лидеры упорно работают, совершенствуя свое лидерское мастерство.
В развивающихся странах ситуация сложилась несколько иная. За последние пять или шесть лет мне довелось часто выступать с лекциями о лидерстве во многих странах. И вот что я обнаружил: великие лидеры в этих странах встречаются крайне редко, а лидеров на 360° и вовсе практически не существует. Большинство лидеров в неразвитых странах являются лидерами в силу своего служебного положения и статуса, а потому всеми силами стараются сохранить максимальное расстояние между собой и своими последователями. Это одна из причин существования глубокой пропасти между богатыми и бедными. У столь широкого обобщения имеется, конечно, много исключений. Но если вам доводилось часто путешествовать за границей, то вы наверняка тоже это заметили.
В тех случаях, когда топ-лидеры стремятся удержать всех остальных внизу и не допустить их роста, общее качество лидерства обычно довольно низкое. Почему? Потому что когда вся власть сосредоточена наверху, а в среднем звене организации нет лидеров, которые могли бы помочь вышестоящему руководству, то последнее не может действовать эффективно и качественно.
На случай, если вам кажется, что я слишком критически настроен по отношению к лидерам, которые действуют в развивающихся странах, то должен сказать, что это насущная проблема для любого места, где есть один лидер наверху и нет лидеров на 360°, которые бы облегчали его работу. Я столкнулся с подобной ситуацией, когда занимал свою первую лидерскую должность, потому что не пытался выделять, совершенствовать и наделять полномочиями ни одного члена из своей команды. Вследствие этого качество моего лидерства было крайне невысоким и общая эффективность организации не соответствовала ее потенциалу. И спустя два года после моего ухода из организации количество ее сотрудников сократилось вдвое.
Очень сложно переоценить важность и ценность лидеров на 360°, которые действуют в среднем звене организации. Хорошие лидеры на любом уровне организации помогают лидерам наверху работать более эффективно, а значит, способствуют развитию всей организации в целом.