Политика бел гос-ва в сфере религиозных отношений
РБ явл многоконфес госво, в кот взаимотн госва и религ орг-й регулир-ся з-ном. Религ орг-м запрещено напр-ть свою деят-ть против суверенитета РБ, они не должны наруш права и свободы граждан. В стране нет религ конфл-тов, нет межконфес разноглас. Действ З-н «О свободе сов-ти и религиозных орг-циях», кот защищ права граждан, обеспеч право на выбор вероисп, выр-ть и распостр свои религ убеждения, учавст в обрядах,ритуалах не запрещ з-ном.Традиц религии- правосл, католицизм, иудаизм, ислам и евангелическо-лютеранская церковь. На 01.01.09 в стране действ 25 религ кофес, 3218 религ общин среди кот церкви, монастыри, братства и тд. Ведущ место в религ жизни зан. Большинство верующих РБ объед Бел православн церковь (БПЦ), кот им 1274 храма. Совместно с РБ БПЦ реализ след цели Программы на 2006-2010г как восст и разв историч наследия, идеалов и дух богатства, улучш демографич ситуац в стране. В распоряж Римско-каталич церкви (РКЦ) нах-ся 451 костел. Она также способств поддерж стабильности респ, соблюд-ю справедл-ти, милосердия, установл взаимовыг связей с США и Евросоюзом. Объединение христиан веры евангельской- одна из самых многочисл протестантск церквей. Иудейская церковь располаг 8 синагогами, мусульм – 7 культовыми зданиями. Всего в Бел 992 протестантц общины разл вероисповед. Религ организ РБ им право учавствовать в общест жизни, использовать СМИ,освобождены от упл налога на землю и недв-ть, но не вып никаких гос ф-ций и госво не вмеш-ся в дела религ орг-ций и не финансир их. Им не разреш учавств в пол партиях и обществ орг-х,оказ им финанс подд-ку. Религ орг обязаны собл-ть Конституц и з-ны. Гос сист образ РБ носит светский хар-р и не ставит целью формир какого-либо отнош к религии, религ орг вправе созд-ть школы воскресного дня, провод обуч на семинары, в академиях,училищ. Уникальность модели отнош м/у бел властью и церковью в том, что они построены на принц солидарности, взаимодоп-ти и взаимод-ия.
Международные отношения(МО): понятие, субъекты. Современные тенденции.
МО – особый род общественных отношений, складывающихся как результат взаимодействия разных народов в практике осуществления их интересов за пределами нац. государств. МО-сов-ть полит., эконом., соц, дипломатич., правовых, военных и гуманитарных связей и отн-й м/д осн. субъектами мир. сообщества.
Субъекты:На1) (гос. уровне)-нац. государства и союзы, коалиции, системы государств.-межгосуд. правительственные и межправительств. организации:универсальные (ООН),межрегиональные и регион.(ЕврАзЭС), специализированные (МВФ, ВТО),-военно-политические союзы и блоки (НАТО)2)На негос. уровне:-международные неправительственные организации (Красный Крест, Гринпис)-междунар. производственные, финансовые, профессиональные и другие ассоциации (ФИФА, Славянский безар)-конкретные личности и индивиды
Типология МО:1.по сферам общественной жизни – полит., экон., соц., научно-технические.2. на основе взаимодействующих участников – межгос. отнош-я, межпартийные, отн-я м/у междунар. организациями, соц. группами, производственными коллективами.3. на основе геополит. критерия – глобальные, региональные, субрегион., двусторонние.
Особенности МО:1.МО выстапают прежде всего как отн-я полит.2.Отсутствие единой верховной власти (междунар. полит. жизнь полицентрична, децентрализована)3.Стихийность и возрастание на современном этапе роли их негос-ых участников.
Поведение гос-в на мировой арене зависит от формируемой ими междунар. системы.В биполярной системе МО господствуют 2 наиб. мощных гос-в.Если их мощи достигают др державы, то система мультиполярная. Равновесная сист – несколько крупных гос-в одинаково влияют на события. МО имперского типа – господствует сверхдержава.
Тенденции развития: 1.рост взаимозависимости государств и народов, становление единого целостного мира 2.рост интеграционных процессов, интернационализация, глобализация 3.усложнение МО 4.выдвижение в центр МО глобальных проблем
5.регулирование МО на основе мирного сосуществования, норм международного права6.трансформационный характер современных МО, становление нового международного порядка, нового мироустройства6.возрст-е роли научно-технич. и социокульт. факторов. во взаимодействии г-в.7.переходный хар-р соврем. сост-я МО, становление нового междунар. порядка.