Общественные организации и движения в политической системе.

На современном этапе можно выделить две наиболее распространеные формы объединений: общественные дви­жения и общественные организации. Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее.

Общественное движение можно определить как отно­сительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. В нем отсутствуют жесткая централизованная организация, фиксированное членство, программу заменяет цель, состав участников не­однороден, идеология включает широкий политический спектр политических ориентации.

В становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий.

1. Создание предпосылок движения. 2. Стадия разработки, формулирования целей и задач.3. Стадия агитации4. Стадия развернутой деятельности. 5. Стадия затухания дви­жения.

Для общественной организации также характерны та­кие черты, как массовость, добровольность, интерес.Особую роль в общественно-политической жизни иг­рают лоббистские организации.Под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание от­дельными социальными и политическими силами своих интересов в органах государственной власти.

Общ. объединения классифицируются: в зависимости от отношения к существующим социаль­но-политическим порядкам выделяют консервативные, оппозиционные, реформаторские объединения;по способам и методам деятельности: насильственные и ненасильствен­ные;по половозрастному признаку: женские, молодежные движения, движения пенсионеров; по социаль­ной принадлежности: движения рабочих, фермеров, крестьян, интеллигенции, частных предпринимателей, по профессиональному критерию: движения вра­чей, ученых, экономистов, писателей; в зависимости от целей и задач: нарко­логические, антивоенные, правозащитные, движение гражданских инициатив и др.

Функции: представляют и защищают интересы граждан;объединяют граждан, помогая им обрести сторонни­ков и единомышленников;способствуют решению отдельных социальных про­блем;выполняют посреднические функции между гос. органами и гражданами;оказывают влияние на формирование общественно­го мнения.

32. Выборы и избирательное право. Политические выборы — способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Выборы бывают: президентские, парламентские, муниципальные, (выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления), очередные, внеочередные, дополнительные.

Роль выборов зависит от существующей полит. системы государства, типа политического режима. Если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. В странах с однопартийной системой они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях: 1.смена власти мирным путем; 2.осознание и представление различными социальными группами своих интересов; 3.легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти; 4.политическая социализация граждан, повышение их активности; 5.формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право предусматривает право гражданина участвовать в выборах в качестве избирающего (активное избирательное право) или избираемого (пассивное избирательное право). Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования (данные принципы закреплены и в Конституции РБ).

Принцип всеобщего избирательного права - все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип обосновывается рядом избирательных ограничений, таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Принцип равных выборов основывается на 3 условиях: 1) каждый избиратель должен иметь равное число голосов, 2) голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), 3) создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя.

В большинстве государств голосование является правом, но обязанностью. Однако значительная часть граждан не желает реализовывать это право, уклоняется от участия в голосовании на выборах. Подобное поведение называется абсентеизмом. Он существует в любом обществе. Причины: падение доверия граждан к институтам власти, безразличие и разочарование избирателей в возможных результатах выборов. Для уменьшения абсентеизма в некоторых странах вводят обязательное голосование.

Наши рекомендации