Общественно-политические организации и движения в политической системе общества.

Неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

1. Отсутствие властных отношений и невозможность выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

2. В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

3. Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

4. Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов :

  • добровольность;
  • сочетание личных и общественных интересов;
  • самоуправление;
  • равноправие участников;
  • законность;
  • гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

  • может структурно не оформляться;
  • может объединять организации различной политической ориентации;
  • как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

I стадия

  • зарождения идей;
  • появление активистов;
  • выработка общих взглядов;

II стадия

  • пропаганда взглядов;
  • агитация;
  • привлечение сторонников;

III стадия

  • более четкое формирование идей и требований;
  • развитие общественно-политической активности;

затем:

  • оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;
  • если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на:

  • национальные (в рамках одной страны);
  • региональные;
  • континентальные;
  • мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы. Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов :

  • защита экономических и социальных интересов трудящихся;
  • культурное просвещение и воспитание;
  • социализация трудящихся;
  • представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

2. Антивоенное движение.

3. Экологическое движение

4. Правозащитное движение

5. Молодежное движение

6. Национальное движение

Кроме того, существуют:

  • движение неприсоединения;
  • движение против расовой и национальной дискриминации;
  • движение за установление нового экономического порядка;
  • движение крестьян за землю и социальные права;
  • пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям иобщественно-политическим движениям и организациям.

22. Группы интересов, их сущность и основные характеристики.


Группы интересов – объединения индивидов, созданные для отстаивания властно значимых интересов и оказание влияния на власть с целью принятия благоприятных для них решений. Главное отличие от партий – эти группы не участвуют во власти, но оказывают на нее влияние. 2 типа:

- группы общей значимости (имеют гуманистическую направленность) – экологические

- группы специфических интересов (отстаивание спец интересов – профессиональные), отраслевые, конфессиональные, религиозные. Деятельность этих групп – ущерб деят-ти др гр.

Методы воздействия на власть:

- лоббизм – непосредственно направлен на представ власти усилия по продвижению своих интересов (реализуется формальным и неформальными контрактами). Сам эффект. Идет прямое воздействие на субъект. В США закон о лоббизме существует с 1946 г. в РФ такого нет.

- организация пропаганды контактов в сми; организация массовых акций, чтобы привлечь внимание; использование PR; поддержка на выборах тех или иных лиц.

- использование угроз, шантажа, подкупа, забастовки, митинга, протеста, террористические акции.

Выделяют отраслевые, этические группы интересов, которые имеют наибольшее влияние на власть.

24. Политическая идеология, ее сущность и функции.
Политическая идеология — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный — формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический — разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный — степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная — внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская — создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая — сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная — стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм. Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм. Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой ли граничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.чности. О

3) Радикализм. Решительное изменение существующих социальных и политических институтов.

Политическое сознание.

Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

2) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

3) когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики)

4) идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций)

5) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

6) коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти)

7) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

8) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

9) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

10) воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами)

11) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

- массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

- групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

- индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях.

Политическое сознание- системное образование, имеющее различные уровни.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи -как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

25. Консерватизм и неоконсерватизм. Консервативные идеи в российском обществе.Под консерватизмом понимается политическая идеология, выступающая за сохране­ние существующего общественного порядка, главным образом морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

У новой России оказалось два прошлого – досоветское и советское. Поэтому трактовки консерватизма у исследователей этого идеологического течения различные. Так российский консерватизм, принявший государственно-со­циалистический характер, тесно слившийся с национал-патриотизмом, представляет собой противополож­ность западному консерватизму.

Консерватизм в большей степени выражает коллективистские начала общественной жизни, поэтому он близок менталитету россиян. Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, социальная справедливость, поддержка государства. Равенство понимается в социалисти­ческом, перераспределительном смысле и заключается не в равенстве возможностей, а в равенстве результатов. Поэтому делается ставка на го­сударственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ.

В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

Для западного консерватора важное значение имеют такие ценности, как кодекс чести, уважение к труду, сословная и про­фессиональная гордость. Российский консерватор органично и естественно воспринимает «солидарность» людей, которая была необходимым условием элементарного выживания многих из них.

Консервативные тенденции очень сильны в политическом сознании россиян. С точки зрения Г.П.Артемова и О.В.Поповой, к наиболее значимым эмпирическим признакам ориентации людей на консервативные ценности в условиях современной России можно отнести следующие:

- уверенность в том, что порядок важнее свободы, а справедливость важнее прав человека;

- верность традициям и неприятие радикальных реформ;

- убежденность в том, что интересы государства выше интересов отдельного гражданина;

- установка на сильное государство как фактор обеспечения порядка и благополучия;

- признание необходимости социального неравенства;

- допущение возможности ограничения некоторых прав граждан ради достижения государственных целей.

Кардинальные перемены в культуре требуют длительного времени, так как консервативный дух имеет глубокие корни в тысячелетней российской истории. Утверждению консервативного мышления способствуют исторические кризисы, резко сокращающие пространство, в котором дееспособен либерализм, что заставляет его приспосабливаться к изменяющимся условиям.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений.

Наши рекомендации