Политический режим: понятие и типология

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки политического режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;– гарантированность прав и свобод личности;– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;– степень реализации политической власти непосредственно народом;– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;– тип политического поведения;– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы составляющие содержание категории «политический режим».

23.

Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

В основе данного режима – авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение.Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом.Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах: Персии, Спарте, Германии, Испании (Франко), Италии (Муссолини), Чили (Пиночет), Филиппины (Маркос), Никарагуа (Сомоса) и т. д.Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдываютсвои поступки стремлением к высоким целям);

9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

24-25.

Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;– реальное осуществление правового государства;– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;– легитимность государственной власти;– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;– во всех сферах общественной жизни господствует закон;– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему. С точки зрения выражения народного суверенитета наиболее общими разновидностями форм демократии являются непосредственная (прямая и представительная демократия). Историческими примерами прямой демократии являются известные каждому школьнику афинское народное собрание, сходки у франков, городское вече в городах-республиках в Западной Европе и России, собрания жителей швейцарских кантонов. В настоящее время институтами прямой демократии являются референдумы (плебисциты) и опросы (демоскопия).

Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии. К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства.

26.

Наши рекомендации