Политический режим: понятие и типология.

Политический режим: понятие и типология.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки политического режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

Авторитарный режим.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на полный контроль над обществом, называется авторитарным.

Характерные черты авторитаризма:

а) Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках, прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

б) Политические права и свободы граждан в значительной степени ограниченны. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: « все, что не разрешено - запрещено».

в) Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.

г) В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае - все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствует вообще.

д) Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

е) Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используется на подавление общественных сил, выступающих против властей. Но они не проводят массовых репрессий.

ж) В обществе доминирует официальная идеология, но запускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь отделена от государства, но фактический находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

з) Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основано не только на насилие, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

и) Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной.

к) При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе могут процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

л) Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

м) Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Авторитаризм - это режим, при котором общество легко может «перескочить» из тоталитарного в демократический, что и приводит к анархии (от др.-гр. «avapxia» - безвластие, беспорядок, отсутствие власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека) и, как следствие, к новой диктатуре.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Виды унитарных государств

В зависимости от формы и степени контроля центральной власти за местными органами исследователи выделяют три вида унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные, централизованные.

К децентрализованному виду унитарных государств относят страны, в которых региональные органы власти создаются вне зависимости от центральных органов. По этой причине юридические отношения между ними выстраиваются на началах децентрализации (Япония, Новая Зеландия). Примером децентрализованного вида унитарного государства считается Великобритания, отдельные регионы которой (Уэльс и Шотландия) имеют самостоятельность (автономию).

Относительно децентрализованные унитарные государства – это страны с развитой административно-территориальной автономией (Италия, Испания, Португалия).

Централизованными унитарными государствами считаются страны, в которых преобладает роль центра в государственном управлении. Поэтому подчинение региональных органов власти центру реализуется при посредничестве должностных лиц, которых назначает столица (Норвегия, Нидерланды, Дания, Казахстан, Узбекистан и т.д.).

Политический режим: понятие и типология.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки политического режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

Наши рекомендации