Средства массовой информации в политической системе общества.
СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий.Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий.
СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции:
- информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации;
- образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики;
- функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности;
- функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ;
- контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения;
- функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию;
- мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.
Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения.
По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:
- обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;
- адекватно отражать общественное мнение.
Отношения СМИ и государства могут быть представлены как:
- политический режим определяет место СМИ в политической системе и характер отношений между СМИ и государством;
- государство формирует нормативно-правовую базу деятельности СМИ, путем принятия соответствующих законов;
- государство учреждает собственные СМИ, являясь их собственником и определяя их информационную политику;
- государство не вмешивается в законную деятельность негосударственных СМИ;
- государство в лице уполномоченного органа реагирует на нарушение СМИ законодательства о СМИ вплоть до их ликвидации и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.
Основные направления развития политической системы в Республике
Беларусь.
Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы:
- геополитическое положение;
- уровень социально-экономического развития;
- тип государства (правовое, неправовое);
- гражданское общество;
- тип политической культуры и наличие политических субкультур;
- традиции и наследие прошлого.
К основным направлениям развития политической системы Республики Беларусь следует отнести:
- более четкое соблюдение принципа разделения властей;
- повышение роли парламента;
- усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти;
- продолжить реформирование избирательного кодекса;
- создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;
- совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;
- повышение уровня правовой и политической культуры.
Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.