Средства массовой информации как элемент политической системы

В политической системе функции информирования, взаимосвязи между людьми, организациями выполняет информационно-коммуникативная система.

В определенном смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, пред­ставлений, ценностных ориентаций. Какими средствами распространяется, передается информация? Можно выделить три способа коммуникации. 1. Коммуникация через средства массовой информа­ции. Речь идет о печатных (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронных средствах (радио, телевидение и т. д.) мас­совой информации.

2. Коммуникация через организации. Политические партии или группы давления служат передаточным зве­ном между правителями и управляемыми. В настоящее время с полным основанием сюда следует включить раз­ветвленную сеть научных и научно-информационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информа­ции. Научно-информационная инфраструктура широко развита и представлена научными институтами, центра­ми, консультационными службами.

3. Коммуникация через неформальные контакты. Этот способ коммуникации через личные связи важен в прими­тивных, или традиционалистских, обществах. Но он сохра­няет значение и в развитых обществах, даже в условиях расцвета средств массовой информации.

Более подробно остановимся на анализе коммуника­ции через средства массовой информации. СМИ являют­ся одним из важнейших институтов современного обще­ства. Они выполняют многообразные функции, в том чис­ле информирования населения о событиях, происходя­щих в стране и мире: образования и социализации; рек­ламы; развлечений: научного и культурного просветитель­ства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, вклю­чая политику, образование, религию и т. д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах фор­мируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функциониро­вании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и собы­тий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществ­ляются через и с помощью СМИ.

Эти обстоятельства приобретают особую актуаль­ность и значение на фоне все более растущего проникно­вения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законода­тельной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во все­могущество телевидения настолько велика, что иные по­литические деятели считают: тот, кто контролирует те­левидение, контролирует всю страну.

Особенность СМИ состоит в том, что они обладают способностью прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, се­мья, политические партии и организации и т. д. Эта их

способность используется политическими деятелями, по­литическими партиями и т. д. СМИ выступают активным субъектом политической жизни и в такой роли могут многое.

В течение долгого времени главным источником ин­формации для широкой аудитории служила пресса — га­зеты и журналы. Многие из них и возникли в качестве ор­ганов тех или иных политических партий, либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс

Значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях радио и телевидение. Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило меха­низм передачи информации, сделав возможным переда­вать ее через государственные границы и на дальние рас­стояния без физического присутствия передающего. К на­чалу и в период Второй мировой войны радио стало од­ним из главных средств политической мобилизации об­щества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще бо­лее возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран.

Для телевидения период от его возникновения до пре­вращения в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным обра­зом бурными темпами его развития и распространения. В настоящее время оно, став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможнос­тями для воздействия на общественное мнение. В зави­симости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного ин­формирования людей о реальных событиях в стране и в мире. их просвещения и воспитания, так и для манипули­рования в интересах тех или иных групп людей.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный инсти­тут, состоящий из множества органов и элементов, пред­назначенных реализовать многообразные задачи инфор­мирования населения о происходящих событиях и явле­ниях в каждой конкретной стране и во всем мире. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму чело­веческой коммуникации. Они могут пролить свет на скры­тые пружины политики правящих кругов, обратить внима­ние общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Многие СМИ задают тон в публичных дискуссиях и спо­рах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чув­ственным, иррациональным, эмоционально-волевым эле­ментам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения и т. д., СМИ спо­собны мобилизовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или отдель­ных заинтересованных групп. Как правило, в подобных слу­чаях изменения в массовом сознании имеют кратковре­менный характер и по завершении пропагандистской кам­пании по данному конкретному поводу все. как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функцио­нирования СМИ наиболее отчетливо проявляется в изби­рательном процессе, во время избирательных камланий.

Результаты многих социологических и социально-пси­хологических исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых чаще всего сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением обыч­ного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее, за судьбу своих близких и т.п. В то же время факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающим к услугам СМИ. легче вырабатываются негативные установки отно­сительно окружающего мира. Причем разные категории населения могут реагировать на негативные явления по-разному.

31. Политические партии и партийные системы. Политические партии в РБ.

Партийная система— это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществле­нии политической власти.

Типы партийных систем выделяются по различным осно­ваниям.

По характеру политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переход­ные), по характеру межпартийных отношений (соревнователь­ные и неконкурентные). Наиболее популярной является ти­пология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть:

— отсутствие социальных предпосылок для возникнове­ния партий (Бутан);

— теократия в стране, отсутствие светской политики (Ва­тикан);

- запрещение партий (Тана, Гвинея, Иордания).

Двухпартийные системы (Великобритания, США, Барба­дос, Белиз) характеризуются наличием в стране двух силь­ных партий, каждая из которых способна к самостоятельно­му осуществлению власти. В случае победы одной из них на вы­борах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов. На периферии политической жизни в такой партий­ной системе могут существовать и другие маловлиятельные пар­тии, но шансы их прихода к власти незначительны.

В многопартийных системах ни одна из партий, как пра­вило, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего быва­ют коалиционными. Многопартийные системы являются наи­более распространенными в мире (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория и др.). В усло­виях многопартийности правительство, как правило, являет­ся коалиционным. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в прави­тельстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

В зависимости от распределения влияния между партиями вы­деляются различные подвиды многопартийных систем.

1. Неполяризованная система (система многопартийной раздробленности) требует от партий создания коалиций или объединения партий, имеющих близкие платформы. Класси­ческими образцами такой системы стали страны Северной Европы (Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). Как вре­менное явление такая система нередко возникает в условиях демократического перехода (постфранкистская Испания).

2. Поляризованная (двухблоковая система) - объедине­ние партий в блоки требуется для получения шансов на по­беду в выборах (Италия, Франция, ФРГ),

3. Система доминирующей партии (уклад доминации) схо­жа с однопартийной системой, но отличается тем, что в ней: а) сохраняется возможность оппозиции критиковать правя­щую партию; б) в отношениях между правящей партией и оппозицией сохраняется соревновательность; в) доминирую­щая партия не сливается с государством (исполнительная власть находится под контролем высшего органа законода­тельной власти, в котором присутствует оппозиция). Приме­ры доминирующих партий в многопартийных системах -Либерально-демократическая партия Японии в период с 1955 по 1993 гг., Социал-демократическая рабочая партия Шве­ции 1932-1976 гг. ,

Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осу­ществление государственной политики. Такие системы свойст­венны, в основном, странам с авторитарными (Куба, Китай) и тоталитарными режимами (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). Как правило, они возникают после во­енных переворотов, революций, когда новая правящая груп­па отменяет многопартийность и создает структуру для соб­ственной опоры в народе. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, а на практике обес­печивает лояльность граждан, а иногда и присутствие госу­дарства во всех сферах общественной жизни. Сегодня однопар­тийные системы сохранились в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Китай, до недавнего времени - Заир, Кения, Кот Д'Ивуар и др.

Наши рекомендации