Билет Место и роль политологии, возн. и развитие.

Билет Место и роль политологии, возн. и развитие.

Понятие “политика” впервые ввел в оборот Аристотель в своём трактате с одноименным названием (от греческ. ta politika - то, что относится к государству). В XVIII-XIX веках на место философского, умозрительного анализа приходит рационально-аналитическое воззрение. она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Тесно связана с др. науками. основоположником политической науки является Макиавелли (флорентийский политический мыслитель XVI века), который одним из первых рассматривал политику как самостоятельную сферу общества. Существует и другая точка зрения. Античность была местом рождения не только политической философии, но и политологии. Платон с его идеями об идеальном государстве, то есть нормативистскими воззрениями – отец политической философии, а Аристотель с его реальным анализом форм государственного устройства, то есть рассматривающий политическую реальность как объект исследования – отец политической науки. Тем не менее, начиная с Макиавелли, изменяется и стратегия деятельности политической науки. Возникают новые направления и учения в рамках политической науки (марксизм, бихевиоризм и др.), претендующие на создание строгих, научно обоснованных теорий общественного развития. Результатом этих процессов является институционализация политологии как самостоятельной научной дисциплины. Французский политолог М.Дюверже выделил три крупных периода в истории политической мысли. Первый период - от Античности до Нового времени (политология развивается в русле политической философии). Он представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями. Значение данного периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания. Второй – с начала Нового времени примерно до середины ХХ столетия (Токвиль, Конт, Маркс). Происходит становление предметного круга политологии, которая формируется под непосредственным влиянием естественных наук. Третий период - ХХ век, который, по мнению Дюверже, собственно и является историей политической науки.

Билет понятие и ф-ции политики

Политика- традиционный термин, понятие представляющее управление большими проектами, каким является государство. Это программы и проекты управления многоуровневыми и многопрофильными структурами, когда взаимоотношения задаются обусловленными нормами, законами, но в оперативном управлении есть зазор для субьективного ролевого успеха для всей общности (общин) или коррупции, успешности или угнетения части общества в пользу отдельных групп (семей, кланов, социальных или профессиональных групп). Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

-Вопросы и события общественной, государственной жизни.

-Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

-Программы, цели и тенденции деятельности управления предприятий и корпораций.

функции политики в обществе. К ним относятся:

• управленческая (политическое руководство обществом);
• интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
• регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
• теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;
• артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
• нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
• социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

Билет 21 партийные системы

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийнойсистеме единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

Двухпартийнаясистема состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии.

Многопартийнаясистема предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

· мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

· партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих
выборах;

· доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;

· миноритарная партия– имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы:

-основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии

-с присутствием доминирующей партии

-основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов).

Билет 29 теории демократии

В истории политической мысли прослеживаются два основных подхода к определению понятия «демократия». Согласно первому из них, основывающемуся на античной традиции и окончательно сформулированному в теории Ж.-Ж. Руссо, демократия — это власть народа, осуществляемая в интересах «всеобщей воли». В соответствии с данным подходом демократия — это режим, при котором воплощается и реализуется общая воля народа. Нетрудно заметить, что приверженцы этой точки зрения приносят в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан и социальных групп.

Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее права на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Таким образом, второе направление основывается на признании многообразия интересов и необходимости их выражения, согласования и реализации. Именно для выражения схожих интересов формируются партии и группы интересов. Согласование же и реализация интересов требует создания представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С таких позиций демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике.

Теория полиархии Р. Даля

Основной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:

1) формулировать свои потребности;

2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;

3) иметь предпочтения (потребности), которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации изза своего содержания или источника.

Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин — «полиархия».

Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:

1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;

2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;

3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;

4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;

5) свобода выражения мнения;

6) альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации;

7) организационная самодеятельность, т. е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.

Билет 30 гибридные режимы

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократические режимы, предпочитают говорить о гибридных режимах, сочетающих в себе элементы как демократии, так и авторитаризма. Тем самым подчеркивается, что в современном мире осталось достаточно мало режимов, опирающихся исключительно на силу и авторитарные методы правления. Большинство недемократических режимов стремятся легитимизировать себя в глазах населения с помощью введения отдельных демократических процедур. При этом сами процедуры остаются под контролем правящих элит. К разновидностям гибридных режимов относятся диктократия и демократура.

Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Такой режим отдает предпочтение политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, напри-мер, в Кении и Кот-д'Ивуаре, а также других африканских государствах.

Демократура же предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элите. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 1980-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.

Гибридным можно назвавать и режим делегативной демократии, описанный Г. О'Доннеллом. Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии, сформулированным Р. Далем. Однако в отличие от представительной демократии при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает.

Правящая элита.Теории элит.

Политическая элита– относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Характерные черты

· Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

· Высокий социальный статус

· Значительный объем государственной и информационной власти

· Непосредственное участие в осуществлении власти

· Организаторские способности и талант

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.

С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории cчитает, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право.

Правящая элита, типы элит

Властвующая элита складывается из следующих элементов:

1. Экономическая элита - группа людей, контролирующая основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, владельцы и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д. Они выступают наиболее ощутимой группой давления на власть, используя для этого как непосредственные контакты с политиками, так подконтрольные себе СМИ и деньги, направленные на финансирование партий и избирательных кампаний.

2. Военная элита - генералитет и высшее офицерство. Влияние на власть определяется концентрацией в ее руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать, а также степенью милитаризма самого общества.

3. Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обусловливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.

4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующие идеологию общества и сознание масс.

5. Собственно политическая элита включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. В более широких трактовках к ней относят и политические фигуры среднего звена, значимые для региональной политики.

Политический протест

Политический протест

Протест, обращенный к представителям власти, цель которого - изменения политической ситуации, зачастую, вплоть до полной смены политического курса и режима.

Примеры: протест против фальсификации выборов приведший к оранжевой революции на Украине в 2004 году

Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия населения. Политический протест представляет собой разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его.
К наиболее распространенным источникам политического протеста, как правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения.

Однако политический протест возникает не только там, где имеют место неэффективные действия государства, как такового, но и там, где наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным или осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру, российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям

Критерия политического развития по Паю (США)


  • Структурная дифференциация – отражает процесс усложнения социальных отношений, вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов.Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы. Каждая политическая структура должна выполнять четко очерченную функцию и при этом составлять внутренне интегрированную систему. Подобного разделения труда между политическими структурами не существует в политически неразвитых обществах. Обычно все властные и управленческие функции в традиционных обществах сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов.

  • Возрастание способности системы к инновации мобилизации и выживанию. Для этого политическая система должна быть способна мобилизовать материальные и людские ресурсы для выполнения общезначимых целей. Ей необходимо развивать свою мобилизационную способность. Более сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию, поскольку располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные образцы политического поведения и внушает доверие к власти, поддерживает веру в ее законность (легитимность) и справедливость.

  • Тенденция к равноправию проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов.

билет Место и роль политологии, возн. и развитие.

Понятие “политика” впервые ввел в оборот Аристотель в своём трактате с одноименным названием (от греческ. ta politika - то, что относится к государству). В XVIII-XIX веках на место философского, умозрительного анализа приходит рационально-аналитическое воззрение. она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Тесно связана с др. науками. основоположником политической науки является Макиавелли (флорентийский политический мыслитель XVI века), который одним из первых рассматривал политику как самостоятельную сферу общества. Существует и другая точка зрения. Античность была местом рождения не только политической философии, но и политологии. Платон с его идеями об идеальном государстве, то есть нормативистскими воззрениями – отец политической философии, а Аристотель с его реальным анализом форм государственного устройства, то есть рассматривающий политическую реальность как объект исследования – отец политической науки. Тем не менее, начиная с Макиавелли, изменяется и стратегия деятельности политической науки. Возникают новые направления и учения в рамках политической науки (марксизм, бихевиоризм и др.), претендующие на создание строгих, научно обоснованных теорий общественного развития. Результатом этих процессов является институционализация политологии как самостоятельной научной дисциплины. Французский политолог М.Дюверже выделил три крупных периода в истории политической мысли. Первый период - от Античности до Нового времени (политология развивается в русле политической философии). Он представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями. Значение данного периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания. Второй – с начала Нового времени примерно до середины ХХ столетия (Токвиль, Конт, Маркс). Происходит становление предметного круга политологии, которая формируется под непосредственным влиянием естественных наук. Третий период - ХХ век, который, по мнению Дюверже, собственно и является историей политической науки.

Наши рекомендации