Государственное устройство.

Литература.

Введение.

Республика Индонезия – это островное государство региона Юго-Восточной Азии. Индонезия принадлежит к числу регионов с самой высокой в мире сейсмической и вулканической активностью.
Что касается природно-климатических условий, то климат Индонезии экваториальный и субэкваториальный. Для протянувшейся вдоль экватора и окруженной со всех сторон морями Индонезии характерны весьма незначительные порайонные климатические различия и высокая относительная влажность воздуха (80%). Благодаря жаркому и влажному климату, многообразию рельефа, а также географическому положению Индонезия располагает богатым и разнообразным растительным миром, включающим около 40 тыс. видов.
Что касается демографической ситуации, согласно оценке на 2004 год, в Индонезии проживало 238,4 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США. Сейчас прирост населения равен 1,5%. Рождаемость (2003 г.) из расчета на 1000 человек составляет 21,49 человек. Уровень смертности 6,26 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни 68,94 года.
Индонезия – унитарное государство с президентской формой правления. Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий вооруженными силами Индонезии – президент. Политической и идеологической основой Республики Индонезия является Панчасила (на санскритском – «пять принципов»).
Денежная единица Индонезии до 1945 г.: 1 яванский гульден = 100 центам; со 2 ноября 1949: 1 индонезийская рупия = 100 сенам; после денежной реформы в 1965: 1 индонезийская рупия = 100 новым сенам (1 новая рупия = 1000 старых рупий).
Несмотря на испытываемую экономическую нестабильность и спад производства в период кризиса 1997 г., Индонезия стремилась укреплять и развивать свой научно-технический потенциал, активизировать НИОКР в стратегически важных для страны отраслях науки, что делает и в настоящее время.
Индонезийское руководство уделяет серьезное внимание развитию двусторонних отношений с Россией, которая рассматривается Джакартой в качестве влиятельной с политической и военно-стратегической точки зрения державы, а также как потенциально важный энергетический и торгово-экономический партнер. В настоящее время двусторонние отношения между Россией и Индонезией характеризуются ростом заинтересованности обеих сторон в активизации торгово-экономических связей, налаживании научно-технического и инвестиционного сотрудничества, расширении контактов между деловыми кругами обеих стран.
Сегодняшняя ситуация в Индонезии определяется прежде всего стабильностью как в экономической, так и политической жизни страны при устойчивых темпах роста.
Республика Индонезия в настоящее время, благодаря рациональной экономической политике и успешным реформам, превратилась в аграрно-индустриальное государство. По многим показателям некоторые специалисты уже сейчас относят эту страну к группе новых индустриальных государств, среди которых она играет все более важную роль.
Индонезия на данном этапе является активным участником международных отношений, обладающая огромной территорией, успешно преодолевает трудности, неизбежно возникающие перед развивающейся страной с большим количеством отсталых провинциальных районов, поднимая разрушенную за годы правления первого президента экономику. В Индонезии в настоящее время совершается “экономическое чудо”, не уступающее по стремительному росту производства аналогичному процессу в Бразилии.

Население.

Население Индонезии стало быстро увеличиваться с начала 19 века. По данным переписей, в 1930г. в стране проживало 60,6 млн. человек, в 1961г. – 97 млн., в 1971г. – 119,2 млн., в 1980г. – 147,5 млн. человек и в 1990г. – 179,3 млн. Численность населения Индонезии в конце 1990-х годов возрастала примерно на 3 млн. человек в год. Согласно оценке на 2004г., в Индонезии проживало 238,4 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США.
Увеличение численности населения происходит за счет естественного прироста, характеризуемого высокой рождаемостью и постепенно снижающейся смертностью. Ежегодные темпы прироста в 1963–1970гг. оценивались в 2,8% в год, в 1970–1980гг. – 2,34%, в 1985г. – 2,9%, но благодаря успешному осуществлению программы планирования семьи в 1990–1995гг. снизились до 1,7%. Сейчас прирост населения равен 1,5%. Рождаемость (2003г.) из расчета на 1000 человек составляет 21,49 человек. Уровень смертности 6,26 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни- 68,94 года. При сохранении нынешних темпов роста ожидаемая численность населения в 2025г. должна достигнуть 287 млн. человек.
В отличие от других мусульманских стран в Индонезии примерно равное число мужчин и женщин. Возрастная структура населения- лица до 14 лет 29,7%, с 15 до 64 лет – 65,4%, старше 65 лет – 4,9%.
Средняя плотность населения Индонезии – 132 чел./кв. км. Распределение населения неравномерное. Например, на островах Ява и Мадура, занимающих около 7% площади Индонезии, живет свыше 70% всех жителей страны. Плотность населения здесь – около 916 чел./кв. км. (местами доходит до 1500–2500 чел./кв. км.). Противоположная картина наблюдается на о. Новая Гвинея: здесь на 22% территории Индонезии сосредоточен лишь 1% ее жителей (5,3 чел./кв. км). К слабообжитым районам Индонезии относится и о.Калимантан, покрытый влажными тропическими лесами. Плотность его населения (около 11,331 тыс. в 2000г.) составляла 20,7 чел./кв. км.
Поставив задачу более равномерного размещения населения в стране, правительство Индонезии в 1969г. взялось за осуществление спорной программы трансмиграции, предусматривавшей переселение части жителей Явы, Мадуры, Бали и Ломбока в такие слабо освоенные районы, как Новую Гвинею, Суматру и Калимантан. Однако положительный эффект от реализации этой программы оказался минимальным. Переселение миллионов мигрантов, преимущественно мусульман, создало угрозу традиционным культурам народов и естественному природному балансу отдаленных островов, что в итоге вызвало кровавые столкновения на этнической почве. В августе 2002г. после азиатского финансового кризиса правительство Индонезии официально закрыло программу трансмиграции.
В Индонезии наблюдается тенденция к ускоренному оттоку населения из деревень. По сравнению с 1940г. суммарная численность населения крупнейших городов увеличилась в 10 раз. Среднегодовой рост городского населения в 1990-е годы составлял 3,6%. В городах проживает около 43% населения (на 2002г.).
Процесс урбанизации особенно выражен на Яве. В столице страны Джакарте в 1930г. проживало 533 тыс. жителей, в 1961г. – 2,9 млн., 1971г. – 4,6 млн., а в 1980г. – 6,5 млн. жит. Число жителей Джакарты в 2004г. достигло 8,987 тыс. человек, а в городской агломерации – 17 891 тыс. человек.
В Индонезии выделяют около 330 этнических и племенных групп, каждая из которых имеет собственный язык, обычаи и свою социальную организацию. Самые многочисленные из них яванцы; их доля в населении страны составляет 45%. Они заселяют большую часть Центральной, Восточной и отчасти Западной Явы, южное побережье Суматры и Калимантана. За ними следуют сунды (сунданцы) (14%) из Западной Явы и мадурцы (7,5%), занимающие, кроме о. Мадуры, восточную часть Явы. Западную и восточную часть Суматры населяют минангкабау (3,3%), а северное побережье – батаки и ачехцы. Изолированные горные районы Северной Суматры населяют гайо и аласы. Малайцы (7,5%) образуют основное население в восточной и юго-восточной частях Суматры, на побережье Калимантана и островах Риау. К числу других крупных народностей относятся банждары, близкие к малайцам, и даяки Калимантана (коренное население острова). Юго-запад Сулавеси населяют буги и макасары, горные районы центра – племена тораджей. На о.Бали живут балийцы, на о. Ломбок – сасаки. Среди народов Молуккских островов выделяются амбонцы. Большая часть Новой Гвинеи заселена папуасскими народами. Кроме того, представлено множество малых народов с локальными ареалами обитания.
Из некоренных народов Индонезии наиболее крупную группу образуют китайцы (7,3 млн. жителей или около 3,1% населения), подавляющее большинство которых составляют выходцы из южных провинций Китая. Большая часть китайцев на Яве сосредоточена в городах, где они контролируют значительную долю бизнеса и торговли, но на других островах, например, на Калимантане, существуют большие сельские китайские общины. Кроме того, в стране проживают арабы (в большинстве своем потомки выходцев из Хадрамаута), индийцы, пакистанцы и другие. После обретения независимости европейцев в стране осталось немного. Число голландских поселенцев, которых еще в конце 1950-х годов было около 60 тыс. человек, снизилось до 10 тыс. Кроме того, в Индонезии живет небольшое число австралийцев, американцев и англичан.
По числу живых языков Индонезия занимает второе место в мире. Здесь говорят на 728 языках и диалектах. Языки коренных этносов страны существенно различаются, хотя все они относятся к малайско-полинезийской (австронезийской) языковой семье, включая яванский язык, наиболее широко распространенный в Индонезии. Он является родным для 75 млн. жителей, особенно на о. Ява. Исключение составляют лишь папуасские языки, на которых говорят в Западном Папуа и других районах восточной части Индонезии. Единый общенациональный язык – индонезийский, или бахаса индонесиа, был принят в 1945г.. В его основе лежит диалект малайского, известный как риау малай, который одно время выступал в качестве основного языка торговли и общения между жителями архипелага. Несмотря на свой официальный статус, бахаса индонесиа считается родным лишь для 30 млн. человек (около 7% населения). Этому языку обучают во всех школах, именно на нем разговаривают образованные и живущие в городах индонезийцы. Письменность строится на основе латинского алфавита; в 1972г. Индонезия и Малайзия согласовали общую орфографию.
Хождение на Калимантане имеют 82 языка, в т.ч. банджарский (около 2,1 млн. говорящих, 1993г.) и малайский даяк (около 520 тыс., 1981г.). На Сулавеси говорят на 114 языках. Среди наиболее распространенных – бугийский (ок. 4 млн. говорящих, 1999г.), макасарский (1,6 млн., 1989г.), горонтало (900 тыс., 1989г.) и монгондоу (900 тыс., 1989г.).
На Малых Зондских островах – 68 языков, относящихся к малайско-полинезийской или трансновогвинейской семье, за исключением одного малайско-креольского языка, купанг малай, родного для 200 тыс. жителей г. Купанга (Западный Тимор). На Молуккских островах различают 128 языков, главным образом, малайско-полинезийских. Распространены также западнопапуасские и трансновогвинейские языки, а также малайско-креольский. Народы западной части Новой Гвинеи говорят на 265 языках.

Большинство языков относятся к трансновогвинейскому филуму, причем многие имеют всего несколько сотен или тысяч говорящих.

Государственное устройство.

Индонезия – унитарное государство с президентской формой правления. Конституция Индонезии, составленная Комиссией по подготовке независимости, введена в действие 18 августа 1945г. С декабря 1949г. по август 1950г. в стране действовала Конституция Соединенных Штатов Индонезии. В августе 1950г. принята Временная конституция. Конституция 1945г. восстановлена 5 июля 1959г. Однако многие положения конституции были недоработаны и не получили четкого разъяснения. В конституции не был определен механизм контроля за действиями исполнительной власти с тем, чтобы на государственном уровне обеспечить баланс политических сил. Более 30 лет (1966–1998гг.) президент Сухарто правил в условиях режима провозглашенного им «нового порядка», присвоив себе решающее слово в управлении страной. Длительное нахождение Сухарто на высшем государственном посту дало ему возможность реализовать долгосрочные политические мероприятия. К наиболее важным относится закрепление за военными права принимать непосредственное участие в управлении страной и в политических акциях. При Сухарто за военными юридически была закреплена «двойная функция» – обеспечение безопасности страны и проявление социально-политической активности.

Офицеры заняли руководящие посты во всех сферах государственного аппарата. Сухарто назначал военных министрами, судьями Верховного суда, губернаторами провинций, главами администраций округов и даже деревенскими старостами. Около 20% депутатских мест в парламенте, провинциальных и окружных законодательных собраниях выделялись военным, и в тех районах, где проправительственная партия Голкар была не в состоянии завоевать большинство, наличие депутатов от офицерского корпуса неизменно укрепляло ее позиции. После отставки Сухарто в мае 1998г. Индонезия вступила в период радикальных перемен.

Сразу после отставки Сухарто все устои созданной им политической системы были подвергнуты критике. Реформаторы потребовали устранить военных из законодательных инстанций и расширить состав Совета народных представителей за счет Народного консультативного конгресса с тем, чтобы сделать косвенные выборы президента более демократичными. Высокопоставленные чиновники на местах, включая даже назначенных лично Сухарто, также высказались в пользу увеличения их самостоятельности при решении политических и экономических вопросов. В соответствии с этими требованиями в 1999г., 2000г., 2001г. и 2002г. в Конституцию 1945г. вносились изменения и дополнения. Последние поправки в конституцию вступили в силу в 2004г.

Политической и идеологической основой Республики Индонезия является Панчасила (на санскритском – «пять принципов»): Вера в единого и всемогущего Бога; Справедливое и цивилизованное человечество; Единство Индонезии, или национализм; Демократия, осуществляемая внутренней мудростью единогласия, вытекающая из дискуссий среди представителей; Социальная справедливость ко всему народу Индонезии. В 1985г. вступил в силу закон, обязывающий все социальные и политические организации принять в качестве базовой идеологии принципы панчасила.

Право голоса имеют все граждане мужского и женского пола, достигшие 17-летнего возраста. Женатые люди могут голосовать независимо от своего возраста. Избранными в центральные или местные законодательные органы власти могут быть кандидаты, достигшие 21 года. Согласно закону о всеобщих выборах 1969г., избирательных прав лишаются все, кто замешан в «событиях 30 сентября 1965г.», а также бывшие члены Коммунистической партии Индонезии.

Обязательно нужно сказать об исполнительной власти страны. Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий вооруженными силами Индонезии – президент, которому оказывает помощь в осуществлении его обязанностей вице-президент. Президент и вице-президент избираются (с 2004г.) всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на пять лет, по истечении которого они могут быть избраны вторично, но не более, чем еще на один срок. Ранее президент избирался парламентом. Кандидаты в президенты и вице-президенты выдвигаются общим списком от политических партий или их коалиций, которые завоевали не менее 5% голосов на парламентских выборах, или 3% из 550 мест (то есть 17 мест) в Совете народных представителей. Если ни один из списков не получает необходимого большинства голосов, проводится второй тур, для победы в котором достаточно относительного большинства голосов. Первым всенародно избранным президентом Республики Индонезии стал генерал в отставке Сусило Бамбанг Юдойоно (Susilo Bambang Yudhoyono), завоевавший во втором туре президентских выборов (20 сентября 2004г.) свыше 60,9% голосов из 122 млн. проголосовавших избирателей. Инаугурация первого всенародно избранного президента состоялась 20 октября 2004г.

По конституции президент наделен полномочиями представлять законопроекты на рассмотрение Совета народных представителей (СНП) и утверждать постановления правительства для их исполнения; объявлять войну, заключать мир и договоры с другими государствами; при необходимости вводить чрезвычайное положение и управлять страной посредством декретов. Ранее глава государства имел полномочия издавать законы, но внесенные в 1997г. в текст конституции изменения лишили его этого права. Президент также назначает и смещает министров, послов и консулов, обладает правом амнистии и помилования, присвоения званий и почетных знаков отличия. В то же время, являясь главой исполнительной власти, он не имеет права вмешиваться в работу парламента, распускать законодательный орган или приостанавливать его деятельность.

Под руководством президента осуществляет свою деятельность правительство республики – кабинет министров. Правительство наделено правом издавать с согласия СНП законы, а также разрабатывать соответствующие постановления для их исполнения. Назначаемые президентом министры возглавляют правительственные министерства и оказывают помощь президенту в его деятельности. Сформированный в октябре 2004г. «Кабинет объединенной Индонезии» (Kabinet Indonesia Bersatu) включает помимо президента и вице-президента 34 членов и Генерального прокурора.

К центральным органам власти относится Высшее аудиторское управление, осуществляющее контроль за исполнением финансовой стороны государственного бюджета. Его члены предлагаются Советом народных представителей и назначаются президентом. В прежней редакции Конституции предполагалось создание при президенте Высшего консультативного совета, наделенного правом давать консультации президенту по его запросу. В административном отношении Республика Индонезия делится на 33

провинции, включая Особые регионы – Султанат Джокьякарта и Нанггрое Ачех-Даруссалам, а также особый столичный округ – Большая Джакарта. Во главе провинций стоят губернаторы, осуществляющие функции исполнительной власти. Губернатор Джокьякарты, которым является султан, занимает этот пост пожизненно. Однако нынешний правитель Джокьякарты, султан Хаменгкубувоно Х, занял пост губернатора в результате прямых выборов. Ранее, до конституционной реформы в 1999г., губернаторы назначались президентом по рекомендации провинциальных законодательных органов после предварительной консультации с министром внутренних дел. Как правило, большинство губернаторов были из числа представителей вооруженных сил.

Провинции делятся на кабупатены (области или районы), а последние – на кечаматаны (подрайоны). В крупных городах образуются муниципалитеты. Исполнительную власть в кабупатенах возглавляют глава администрации области – бупати, а в муниципалитетах – мэры городов. Назначение на должность бупати и мэра осуществляется губернатором провинции совместно с региональными представительными органами, а утверждение в должности производится министром внутренних дел.

Избиратели принимают участие в выборах в провинциальные, городские и районные законодательные органы – советы народных представителей. Число мест в провинциальных СНП колеблется от 45 до 100 мест, а районных или муниципальных собраний от 20 до 45, в зависимости от численности населения данного региона, при этом каждый нижестоящий регион получает 1 место в законодательном собрании региона более высокого уровня.

При Сухарто эти органы были гораздо слабее. Министерство внутренних дел контролировало из столицы деятельность исполнительных и законодательных органов в провинции, диктовало им линию поведения и даже предписывало, какие законы и распоряжения им следует принять. В настоящее время законодательство предусматривает некоторую степень автономии провинций, областей и крупных городов в решении хозяйственных вопросов.

Кечаматан, будучи подрайоном кабупатена или города, и сельские административные единицы не обладают автономией и не имеют представительных органов. Кечаматан возглавляется чаматом, а во главе местного управления деревенской общины стоит староста.

Всего в Индонезии – 357 района, 55 муниципалитетов, 3592 подрайона и 66 594 деревенских общины.

Судебная система

Судебная система Индонезии состоит из Верховного суда, Конституционного суда, высших и районных судов, а также судов специальной юрисдикции.

Высший судебный орган – Верховный суд в Джакарте. Председатель и все члены суда назначаются президентом по списку кандидатов, одобренных законодательным органом. Верховный суд обладает правом надзора за деятельностью других судебных органов и является судом последней инстанции, наделенным правом рассматривать кассационные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами. Ранее находившиеся в компетенции Верховного суда вопросы, связанные с толкованием конституции, а также роспуском политических партий и отстранением от должности президента и вице-президента, были переданы Конституционному суду, образованному 17 августа 2003г.

В крупнейших городах страны – Джакарте, Сурабае, Медане, Макасаре, Банда-Ачех, Паданге, Палембанге, Бандунге, Семаранге, Банджармасине, Манадо, Денпасаре, Амбоне и Джаяпуре – существуют Высшие суды, которые рассматривают крупные уголовные и гражданские дела, а также апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Низшую инстанцию образуют районные суды, рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела. Председатели и члены местных судов назначаются министром юстиции и прав человека.

Законодательно созданы также суды специальной юрисдикции: Коммерческий суд, специализирующийся на делах о банкротстве с возможным обращением к специальному трибуналу по банкротству Верховного суда; суды военной юстиции; религиозные суды, разбирающие дела на основе Корана, адата и шариата и охватывающие почти исключительно вопросы семейно-брачных отношений.

Внутриполитическая ситуация.

Внутриполитическое положение в Индонезии продолжает оставаться сложным. Основными факторами, оказывающими влияние на ситуацию в стране, являются неурегулированность коренных причин этнических и межконфессиональных конфликтов, постоянная активность экстремистских организаций, разногласия в правительстве и между отдельными ветвями власти, троекратное повышение цен на бензин и дизельное топливо, а также последствия природных катастроф и опасность распространения эпидемии «птичьего гриппа». Сложная социально-экономическая ситуация, сохраняющаяся в Индонезии, служит питательной средой для роста исламского радикализма. Пользуясь поддержкой в мусульманской среде, традиционно подверженной сильным антизападным настроениям, экстремистские группировки продолжают оказывать основное дестабилизирующее влияние на внутриполитическое положение в стране. Острый социально-экономический и политический резонанс в индонезийском обществе вызвало практически троекратное повышение цен на бензин и дизельное топливо. Правительство было вынуждено пойти на столь непопулярные действия, чтобы не допустить роста дефицита госбюджета, образовавшегося в результате увеличения стоимости нефти на мировых рынках и необходимостью покрытия разницы между внешне- и внутригосударственными ценами на бензин и дизельное топливо. Подобные действия индонезийского руководства вызвали многочисленные антиправительственные демонстрации и акции протеста, нередко перераставшие в столкновения с силами правопорядка. Непростая ситуация сложилась с решением вопросов ликвидации последствий стихийных бедствий, обрушившихся на Индонезию в конце 2004 – начале 2005 года. Несмотря на целенаправленные усилия руководства страны по оказанию помощи пострадавшим районам, остается неурегулированным целый ряд проблем, связанных с восстановлением разрушенной инфраструктуры, возведением жилья, распределением компенсаций для населения, что, в свою очередь, ведет к росту социальной напряженности и назреванию конфликтных ситуаций.

Начиная с первого дня вступления в должность (октябрь 2004г.), Президент Индонезии С.Б. Юдойоно продемонстрировал свою готовность к активным действиям с целью скорейшего достижения заявленных во время предвыборной кампании целей: снижение уровня безработицы и увеличение числа рабочих мест; борьба с бедностью и повышение благосостояния народа; борьба с коррупцией, по уровню которой Индонезия находится на 5-м месте в мире. ( по данным организации «Транспэренси Интернешнл» только бывший президент Индонезии Сухарто, не считая его многочисленных родственников и олигархов, незаконно присвоил от 15 до 35 млрд.долл. США в период своего правления с 1967 по 1998 годы и тем самым возглавил список самых коррумпированных политиков в мире). Следует отметить, что даже в ходе первых в истории Индонезии прямых президентских выборов была отмечена проблема скупки голосов. Несовершенный закон о финансировании избирательных компаний от 2003 года, в котором отсутствуют санкции за непредоставление финансовых отчетов или отказ назвать доноров, не смог остановить усилия партий, направленных на подкуп избирателей. Сразу после своего избрания Президент заявил, что устранение коррупции будет его приоритетом на протяжении последующих пяти лет. За год правления С.Б. Юдойоно к уголовной ответственности по обвинению в коррупции были привлечены ряд бывших министров, банкиров, представителей крупных государственных и частных компаний).

Анализ имеющихся данных свидетельствует о том, что начиная с 2002 года правительство Индонезии активизировало усилия по борьбе с коррупцией в финансовой сфере. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность на этом направлении, является закон № 15 2002 года. В соответствии с этим документом уголовному преследованию ( от 5 до 15 лет лишения свободы и штраф от 5 до 15 млрд.рупий) подвергаются лица, пытающиеся легализовать доходы, полученные в результате коррупции, незаконных банковских операций, контрабанды и т.д. На банки была возложена обязанность по информированию компетентных органов о получении вкладов и переводе сумм от 100 млн.рупий (10 тыс.долл.США) и выше. Ответственность за контроль над исполнением закона взяла на себя Комиссия по борьбе с уголовными преступлениями в сфере «отмывания денег». Комиссия подотчетна парламенту и имеет статус независимого агентства. В помощь этому органу был создан Центр анализа финансовых операций и финансовых отчетов. Проведя детальный анализ как своего, так и международного опыта борьбы с отмыванием денег, индонезийское правительство предприняло решительные шаги по усилению законодательной базы на этом направлении.

13 октября 2003 года, в дополнение к закону № 15, был принят закон № 25, который включал в себя некоторые изменения. Кроме того, в 2003 году в Индонезии был принят закон о защите свидетелей в сфере финансовых преступлений. Он обязывает государство защищать свидетелей, проходящих по делам в том числе, связанным с отмыванием денег от посягательств на их жизнь со стороны криминальных элементов. С целью обеспечения плодотворного сотрудничества с ведущими государственными финансовыми структурами «Центр сбора и анализа информации в финансовой сфере» в 2003 году подписал с рядом из них так называемые меморандумы о взаимопонимании. Эти документы определяют порядок обмена информацией и оказания взаимопомощи.

Немаловажное внимание уделяется индонезийской стороной развитию международного сотрудничества в области противодействия отмыванию денег. Заметного прогресса на этом направлении Индонезия добилась в 2003-2004 годах, когда «Центром сбора и анализа информации в финансовой сфере» были подписаны договора о взаимодействии с подобными структурами в Таиланде, Малайзии, Южной Корее, Гонконге, Австралии и др. Кроме того, налажен канал обмена информацией со спецслужбами США, Австралии, Сингапура, Гонконга, ОАЭ и Филиппин. Для выработки стратегии и усиления мер по противодействию финансовым преступлениям, правительство Индонезии периодически организует консультативные форумы. В них участвуют представители различных министерств. На таких форумах, как правило, разрабатываются и предлагаются на рассмотрение правительству шаги, способствующие повышению эффективности мер по борьбе с коррупцией и отмыванием денег и укреплению взаимодействия госструктур в этой сфере. Вместе с тем, по мнению нынешнего индонезийского руководства, борьба с коррупцией, которая ведется только лишь силами государственных учреждений, не может увенчаться успехом. В этой борьбе должны активно участвовать гражданское общество, СМИ и частный сектор. Весьма эффективными должны стать новые инициативы индонезийских властей по привлечению населения к участию в борьбе с коррупцией на местном уровне, в рамках которых население взаимодействует с муниципальными органами власти с целью повышения эффективности управления и обуздания коррупции. Решение проблемы коррупции в Индонезии может дать мощный импульс экономическому росту и сокращению безработицы в стране.

Серьезная попытка уменьшить вмешательство государства в инвестиционную сферу была предпринята после падения мировых цен на нефть в начале 1980-х годов. На смену объемному, запутанному перечню областей экономики, открытых для иностранных капиталовложений, в 1989г. был составлен небольшой «запретительный» список, в котором указывались закрытые для зарубежных инвесторов сферы деятельности. В конце 1998г. правительство пересмотрело этот список в сторону еще большего сокращения. В ряде секторов экономики с 1994г. была расширена практика, допускавшая создание фирм со 100-процентным участием иностранного капитала, особенно при условии, что основная часть производимой продукции идет на экспорт. С 1967г. до середины 1998г. правительство Индонезии одобрило в общей сложности примерно 6200 инвестиционных предложений, поступивших из-за рубежа и не касающихся нефтяной промышленности, на сумму 217 млрд. долл. Приблизительно 35–40% этих договоренностей было реализовано. В 1995г. готовность к капиталовложениям, не связанным с нефтедобычей и нефтепереработкой, со стороны иностранных предпринимателей выразилась в рекордной цифре 39,9 млрд. долл. В качестве главного внешнего источника инвестиций выступала Япония, а за ней шли Сингапур, Южная Корея, Сянган (Гонконг) и США.

Наряду с нефтегазовым и горнодобывающим сектором, наиболее привлекательными для иностранных инвесторов считаются целлюлозно-бумажная, пищевая и электротехническая промышленность, а также банковское сфера, транспорт и инфраструктура, сфера туризма и телекоммуникаций. Однако внутриполитическая и экономическая нестабильность, высокий уровень коррупции, противоречивость инвестиционной политики создают весьма неблагоприятный инвестиционный климат.
Стоит сказать о внешней задолженности страны. С середины 1960-х годов важную роль в экономике Индонезии играют иностранные займы. На момент экономического кризиса внешний долг Индонезии составлял 110 млрд. долл. Из- за ухудшения экономической конъюнктуры в 2002 Индонезии пришлось пересмотреть принятый ранее курс на постепенной уменьшение объема заимствований по линии КГИ. Так, в 2000г. размеры субсидий от КГИ составили 4,73 млрд. долл., в 2001г. – 3,14 млрд. долл., а в 2004г. – 2,8 млрд. долл. Общий размер экономической помощи Индонезии со стороны финансовых институтов в 1997–2004гг. превысил 43 млрд. долл., в т.ч. 4,8 млрд. долларов займов МВФ, предоставленных Индонезии до 2004г. в рамках программы по обеспечению финансовой стабильности.
Несмотря на реструктуризацию части долга, внешняя задолженность Индонезии остается довольно высокой. Так, внешний долг государства перед кредиторами вырос с 54,2 млрд. долл. в 1998г. до 76 млрд. долл. в 2001г.. Внешний долг частного сектора в тот же период оценивался в 60–65 млрд. долл. Общая внешняя задолженность Индонезии увеличилась с 131 млрд. долл. в 2002г. до 135,7 млрд. долл. в 2004г. Норма обслуживания долга – 23,56% (2001г.).

Наши рекомендации