Основная часть заканчивается составлением SWOT-анализа.
Содержание отчета по организационно-экономической практике
Руководитель от ВУЗа –преподаватель Каюкова О.С. (тел 46-04 65)
Отчет оформляется как курсовая работа (около 50 стр.)
Структура отчета:
Лист «Содержание»;
Введение – 1стр.;
Основная часть (состоит из 5-ти разделов);
Индивидуальное задание;
Заключение не надо!!!
Список использованных источников;
Приложения.
Основная часть (5 разделов)
Содержание 1-го раздела
«Характеристика предприятия и анализ его технико-экономических и финансовых показателей»
Он должен начинаться с краткого описания предприятия и выпускаемой продукции: полное название предприятия, его организационно-правовая форма, отрасль, вышестоящая организация, месторасположение предприятия, производственный профиль, организационно-производственная структура, описание основных видов выпускаемой продукции, основные потребители и регионы, куда поставляется продукция. Степень обновления Особенности ценообразования и налогообложения.
Далее проводиться анализ основных технико-экономических и финансовых показателей деятельности анализируемого предприятия. Количество и структура анализируемых показателей может различаться в зависимости от специфики деятельности предприятия и принятой на предприятии системы отражения показателей.
Если предприятие имеет внешнеэкономическую деятельность, надо проанализировать динамику экспорта и динамику импорта, динамику внешнеторгового сальдо, долю экспорта в объеме выпущенной продукции.
Дать анализ инновационной деятельности предприятия.
Виды новой продукции за три года, степень ее инновационности. Виды нематериальных активов – наличие патентов, лицензионных договоров, зарегистрированного товарного знака. Наличие инноваций в упаковке, рекламе, сбыте и т.д.
Для написания этой части отчета рекомендуется использовать пояснительную записку к годовому отчету, бизнес-план развития предприятия, а также основные формы, перечень которых приведен ниже.
Содержание 2-го раздела
«Анализ реализации продукции»
Дать анализ реализации продукции - прежде всего необходимо проанализировать взаимосвязь динамики показателей: товарная продукция в действующих ценах, товарная продукция в сопоставимых ценах, реализованная продукция, остатки готовой продукции на складе.
Далее необходимо дать анализ динамики структуры реализованной продукции по рынкам сбыта, видам продукции, группам потребителей,
Необходимо описать товарную политику предприятия, ценовую политику ( порядок формирования цены, применяемую систему скидок), систему товародвижения, дилерскую сеть и т.д.
Назвать основных конкурентов, дать анализ конкурентоспособности продукции по основным конкурентным параметрам. Если уровень конкурентоспособности продукции разный, дать анализ конкурентоспособности двух основных видов продукции или ассортиментных групп.
Содержание 3-го раздела
«Анализ эффективности использования ресурсов предприятия»
В этом разделе необходимо проанализировать себестоимость товарной и реализованной продукции и эффективность использования отдельных видов ресурсов.
Анализ себестоимости продукции проводится по показателям:
- величина себестоимости товарной продукции в динамике,
- величина себестоимости реализованной продукции в динамике,
- показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции в динамике;
- показатель затрат на 1 рубль товарной продукции в динамике;
- структура товарной продукции по элементам затрат в динамике.
Далее проводится анализ эффективности использования ресурсов:
1) Анализ основных средств
Среднегодовая стоимость основных средств, структура основных средств по видам основных средств, общие коэффициенты обновления и выбытия, коэффициенты обновления и выбытия по активной части основных средств.
Рассчитать коэффициенты износа основных средств в целом, и в разрезе основных групп основных средств.
Описать технологический уровень производства (степень прогрессивности используемых технологий и оборудования).
Описать инвестиционные проекты, реализуемые (реализованные) за последние три года.
2) Анализ кадрового потенциала и производительности труда.
Проанализировать:
- динамику среднегодовой численности персонала, динамику структуры персонала;
- уровень производительности труда по товарной и по реализованной продукции;
- величину прибыли от реализации и чистой прибыли, приходящейся на одного работника;
- динамику среднемесячной заработной платы;
- уровень зарплатоемкости реализованной продукции;
- соотношение темпов роста реализованной продукции и темпов роста среднемесячной заработной платы.
3) Анализ использования материальных ресурсов
Проанализировать:
- динамику уровня материальных затрат в общем и в разрезе отдельных статей;
- материалоемкость товарной продукции;
- энергоемкость товарной продукции;
- основные виды используемых основных материалов и их поставщики;
- основные виды используемого энергетического сырья (газ, эл. энергия, используемые местные виды топлива или альтернативные виды топлива).
4) Анализ эффективности использования оборотных средств.
Проанализировать:
- среднегодовую стоимость оборотных средств;
- динамику структуры оборотных средств:
- оборачиваемость оборотных средств в оборотах и днях как в целом, так и по видам отдельных оборотных средств.
- структуру дебиторской задолженности.
Все расчеты в обязательном порядке проводятся за три года в динамике и сопровождаются анализом развернутым. Под таблицами с расчетами ссылка на виды документов, откуда взята информация.
Содержание 4-го раздела
«Анализ внешней среды предприятия»
Описать факторы внешней среды, влияющие на Ваше предприятие, их проявление и оказываемое действие.
Для этого необходимо проанализировать тенденции на основных рынках предприятия, как на тех, на которых работает предприятие, так и тенденции в стране, регионе, мире.
Дать описание форм государственного регулирования для Вашего предприятия. Государственные программы, в которых участвует предприятие.
Факторы внешней среды разбить соответственно классификации факторов внешней среды:
Анализ факторов внешней среды
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций.
После того как собранная информация будет оценена, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, — разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами.
Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется и организации.
Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:
· политические и правовые;
· экономические;
· социальные и культурные;
· технологические.
Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Выделим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика и т.д.
Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию.
При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.
Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации.
Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг.
Технологические факторы.Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.
Содержание раздела 5
«Анализ организации маркетинговой деятельности на предприятии»
Анализ организации маркетинговой деятельности на предприятии. Анализ структуры отдела маркетинга или другого отдела, выполняющего функции отдела маркетинга. Положение об отделе, взаимоотношения с другими отделами, документооборот отдела: статистическая отчетность и внутренняя отчетность. Должностные обязанности сотрудников отдела, уровень их квалификации, наличие базового образования. Система оплаты труда работников отдела. Система премирования как общезаводские, так и для работников отдела.
Анализ коммуникативной политики предприятия, рекламной деятельности предприятия, анализ выставочно-ярмарочной деятельности. Степень участия работников отдела в разработке новых видов продукции, формирования ассортимента, установления цены и системы скидок, качества выполнения функций отдела маркетинга. Основные направления маркетинговой стратегии предприятия. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
Основная часть заканчивается составлением SWOT-анализа.
SWOT-анализ: мeтoдoлoгия пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции.
Индивидуальное задание: сбор данных для курсовой работы.
Раздел состоит из теоретической части – 3-4 страницы теории по теме курсовой: понятийный аппарат и основные направления и показатели исследования.
Если тема работы совпадает с содержанием одного из разделов, то в индивидуальном задании больше внимания уделяется теории, а практическое исследование проводится более глубоко.
Общий объем отчета – 45-50 страниц. Предложений по совершенствованию никаких не надо, отчет – это исследование существующей ситуации и выявление наметившихся тенденций.
Требуемые формы статотчетности, которые необходимо взять на предприятии для подготовки отчета по практике и для выполнения курсовой работы в семестре и индивидуальных заданий по практическим занятиям по курсу Анализ маркетинговой среды (внешней и внутренней), а также других предметов, даны в приложении отдельным файлом. Второй комплект документов Вы должны оставить себе для работы над ними в семестре!!!!!