Уровни и принципы гос. управления
Вся система гос. управления имеет 3 основных уровня:
- общенациональный
Включает в себя:
- высших чиновников администрации главы государства
- главу государства
- премьер-министра
- региональный (органы управления областей, штатов, областей)
- нижний (органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления назначаются вышестоящими органами, а органы самоуправления выбираются населением)
У каждого органа управления соответствующего уровня есть свои полномочия. Не всегда органы местного управления грамотно и принципиально решают вопросы местного уровня. Зачастую приходится обращаться в вышестоящие органы
В зависимости от масштаба и временных рамок уровней управление может быть:
- стратегическое (определяет долгосрочную перспективу развития общества, задаёт программу деятельности каждому институту управления на перспективу)
- тактическое (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оно включает в себя корректировку некоторых показателей стратегического управления)
- оперативное (направлено на решение текущих задач, а также новых проблем, возникающих в процессе управления)
Принципы управления:
- общественно-политические принципы (они сформированы и сформулированы в результате познания природы общества)
- принцип иерархичности (я – начальник, ты – дурак)
- функционально-структурные принципы (должны раскрывать закономерности структуры гос. воздействия):
- принцип эффективности
- организационно-структурные
- принципы государственно-управленческойдеятельности (раскрывают закономерности, взаимосвязи принципов принятия решений, нормы документооборота):
- принцип руководства со стороны деят-сти высшей исполнительной власти (начальник всегда прав)
- принцип соблюдения законности
Включает след. положения:
- правовое регулирование задач и функций местного гос. управления
- определение мер должного и возможного поведения субъектов гос. управления
- закрепление системы взаимоотношений органов и организаций с другими органами и гражданами (чтобы управленцы не говорили: «Вас много, а я один»)
- закрепление норм всеми сотрудниками правовыми предписаниями
48.Функции и методы гос. управления
Функции гос. управления:
- планирования (определяет, чем, как, где и когда достигается поставленная цель. Без этой функции невозможно представить деятельность любого чиновника, структуры и человека)
- организации (задачей является создание условий для взаимодействия…………………)
- регулирования (направлена на то, чтобы человек в рамках определенной структуры или организации выполнил соответствующий объём деятельности. Могут возникать разные обстоятельства, порой непредвиденные (шёл по улице, упал кирпич на голову), человек может болеть, может получить инвалидность)
- работы с персоналом (связана с кадровой политике: кого и куда должна поставить на соответствующую управленческую или исполнительную должность)
- контроля (обеспечивает обратную связь для всех перечисленных функций: как человек спланировал, как организовал, как отрегулировал, как повышает квалификацию и т.д.. Применение рыночных рычагов этой функции не всегда оправдано)
Гос. управление кроме вышеназванных функций осуществляется различных методов.
Методы гос. управления – совокупность технологий, приёмов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов.
Практически методы гос. управления разделяются на:
- административно-распорядительные (основаны на силе власти, на дисциплине, на запретах, разрешениях, предупреждениях, ограничениях и т.д.)
- экономические (…………………торговых интересов, которые отражают заинтересованность того или иного работника, но и его экономическую ответственность. Они воздействуют на экономику, как правило, через хозяйственное законодательство, и также через налоговую, финансовую и кредитную политику)
- социально-психологические (основаны на личном воздействии через социальные или материальные интересы. Связаны с конкретными распоряжениями)
- косвенные методы воздействия
Ядро государственного управления – процедура принятия конкретных решений. Важно знать любому будущему чиновнику его руководителя, и что его руководитель в процессе выбора и принятия решений проводит 4 стадии, последовательная их реализация позволяет достигнуть этих поставленных целей:
1) выявление и формулировка и обоснование проблемы, которая подлежит решению (на этой стадии руководитель ставит диагноз……………………. Он может формулировать управленческие цели, ставить задачи, ставить диагноз)
Варианты принимаемых решений отбираются на основе след. критериев:
- результативности (насколько решение, которые будет принято, будет отвечать поставленным целям)
- доступность исполнения
4) выбор, обоснование и формулировка принимаемых решений. Принятое решение должно быть обосновано, и оно должно быть переведено в конкретный план действий
Методы разработки управленческих решений:
- отказ от традиционного подхода к решений проблемы путём преодоления существующих стереотипов
- метод аналогий (характеризуется использованием имеющегося опыта решения подобных ситуаций)
- метод мозговой атаки
- метод морфологического анализа (предполагает разделение общей задачи или цели на несколько составляющих задач, идей, способов)
- метод фантазий
Важнейшую роль всегда во всех стадиях играет волевое усилие руководителя.
При принятии важнейших решений важно соблюдать 2 условия:
- подавление внутреннего сомнения
- добровольное и осознанное принятие на себя всей той ответственности и тяжести за принятые решения и их последствия
Критерии………:
- степень соответствия: содержание результатов деятельности управлеческих структур тем функциям и полномочиям, которые они обладают
- ………………..
- реальность влияние управленческих действий на состояние и развитие управленческих объектов
- глубина учёта выражения управленческих решений, потребности и интересы людей
- характер и объём взаимосвязи управленческих структур с трудовыми коллективами (насколько управленческая структура райисполкома уважает трудовой коллектив БГТУ)
- финансовые издержки, финансовые потери
49.Экономическая политика: сущность и структура
Экономическая политика – система хозяйственных мероприятий, проводимых гос. властью для достижения определённых экономических и хозяйственных целей.
Субъекты экономической политики – органы власти или её политические структуры (власть, гос. структуры, комиссии и т.д.)
Объекты экономической политики – хозяйственная система и отдельные её звенья.
Сложность экон. политики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы:
- институты собственности
- финансы
- кредиты
- налоговая система
- инвестиционная система
- целые отрасли промышленности, с/х, торговли и т.д.
Экономическая политика включает различные направления:
- промышленная политика
- аграрная политика
- бюджетно-финансовая политика:
С помощью неё государство может добиться некоторых целей:
- снизить социальную напряжённость в обществе (с помощью бюджетных вливаний даже может погасить социальные конфликты)
- добиться определённой политической стабильности
- денежно-кредитная политика:
- связана с возможностью получения кредитов
- даёт возможность пробиваться к предпринимательским структурам,
- способствует формированию рынка
- налоговая политика:
- является не только важным элементом формирования бюджета государства, но также и элементом преодоления существенной разницы между богатыми и бедными.
- способствует регулированию рынка