Уровни и принципы гос. управления

Вся система гос. управления имеет 3 основных уровня:

- общенациональный

Включает в себя:

- высших чиновников администрации главы государства

- главу государства

- премьер-министра

- региональный (органы управления областей, штатов, областей)

- нижний (органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления назначаются вышестоящими органами, а органы самоуправления выбираются населением)

У каждого органа управления соответствующего уровня есть свои полномочия. Не всегда органы местного управления грамотно и принципиально решают вопросы местного уровня. Зачастую приходится обращаться в вышестоящие органы

В зависимости от масштаба и временных рамок уровней управление может быть:

- стратегическое (определяет долгосрочную перспективу развития общества, задаёт программу деятельности каждому институту управления на перспективу)

- тактическое (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оно включает в себя корректировку некоторых показателей стратегического управления)

- оперативное (направлено на решение текущих задач, а также новых проблем, возникающих в процессе управления)

Принципы управления:

- общественно-политические принципы (они сформированы и сформулированы в результате познания природы общества)

- принцип иерархичности (я – начальник, ты – дурак)

- функционально-структурные принципы (должны раскрывать закономерности структуры гос. воздействия):

- принцип эффективности

- организационно-структурные

- принципы государственно-управленческойдеятельности (раскрывают закономерности, взаимосвязи принципов принятия решений, нормы документооборота):

- принцип руководства со стороны деят-сти высшей исполнительной власти (начальник всегда прав)

- принцип соблюдения законности

Включает след. положения:

- правовое регулирование задач и функций местного гос. управления

- определение мер должного и возможного поведения субъектов гос. управления

- закрепление системы взаимоотношений органов и организаций с другими органами и гражданами (чтобы управленцы не говорили: «Вас много, а я один»)

- закрепление норм всеми сотрудниками правовыми предписаниями


48.Функции и методы гос. управления

Функции гос. управления:

- планирования (определяет, чем, как, где и когда достигается поставленная цель. Без этой функции невозможно представить деятельность любого чиновника, структуры и человека)

- организации (задачей является создание условий для взаимодействия…………………)

- регулирования (направлена на то, чтобы человек в рамках определенной структуры или организации выполнил соответствующий объём деятельности. Могут возникать разные обстоятельства, порой непредвиденные (шёл по улице, упал кирпич на голову), человек может болеть, может получить инвалидность)

- работы с персоналом (связана с кадровой политике: кого и куда должна поставить на соответствующую управленческую или исполнительную должность)

- контроля (обеспечивает обратную связь для всех перечисленных функций: как человек спланировал, как организовал, как отрегулировал, как повышает квалификацию и т.д.. Применение рыночных рычагов этой функции не всегда оправдано)

Гос. управление кроме вышеназванных функций осуществляется различных методов.

Методы гос. управления – совокупность технологий, приёмов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов.

Практически методы гос. управления разделяются на:

- административно-распорядительные (основаны на силе власти, на дисциплине, на запретах, разрешениях, предупреждениях, ограничениях и т.д.)

- экономические (…………………торговых интересов, которые отражают заинтересованность того или иного работника, но и его экономическую ответственность. Они воздействуют на экономику, как правило, через хозяйственное законодательство, и также через налоговую, финансовую и кредитную политику)

- социально-психологические (основаны на личном воздействии через социальные или материальные интересы. Связаны с конкретными распоряжениями)

- косвенные методы воздействия

Ядро государственного управления – процедура принятия конкретных решений. Важно знать любому будущему чиновнику его руководителя, и что его руководитель в процессе выбора и принятия решений проводит 4 стадии, последовательная их реализация позволяет достигнуть этих поставленных целей:

1) выявление и формулировка и обоснование проблемы, которая подлежит решению (на этой стадии руководитель ставит диагноз……………………. Он может формулировать управленческие цели, ставить задачи, ставить диагноз)

Варианты принимаемых решений отбираются на основе след. критериев:

- результативности (насколько решение, которые будет принято, будет отвечать поставленным целям)

- доступность исполнения

4) выбор, обоснование и формулировка принимаемых решений. Принятое решение должно быть обосновано, и оно должно быть переведено в конкретный план действий

Методы разработки управленческих решений:

- отказ от традиционного подхода к решений проблемы путём преодоления существующих стереотипов

- метод аналогий (характеризуется использованием имеющегося опыта решения подобных ситуаций)

- метод мозговой атаки

- метод морфологического анализа (предполагает разделение общей задачи или цели на несколько составляющих задач, идей, способов)

- метод фантазий

Важнейшую роль всегда во всех стадиях играет волевое усилие руководителя.

При принятии важнейших решений важно соблюдать 2 условия:

- подавление внутреннего сомнения

- добровольное и осознанное принятие на себя всей той ответственности и тяжести за принятые решения и их последствия

Критерии………:

- степень соответствия: содержание результатов деятельности управлеческих структур тем функциям и полномочиям, которые они обладают

- ………………..

- реальность влияние управленческих действий на состояние и развитие управленческих объектов

- глубина учёта выражения управленческих решений, потребности и интересы людей

- характер и объём взаимосвязи управленческих структур с трудовыми коллективами (насколько управленческая структура райисполкома уважает трудовой коллектив БГТУ)

- финансовые издержки, финансовые потери


49.Экономическая политика: сущность и структура

Экономическая политика – система хозяйственных мероприятий, проводимых гос. властью для достижения определённых экономических и хозяйственных целей.

Субъекты экономической политики – органы власти или её политические структуры (власть, гос. структуры, комиссии и т.д.)

Объекты экономической политики – хозяйственная система и отдельные её звенья.

Сложность экон. политики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы:

- институты собственности

- финансы

- кредиты

- налоговая система

- инвестиционная система

- целые отрасли промышленности, с/х, торговли и т.д.

Экономическая политика включает различные направления:

- промышленная политика

- аграрная политика

- бюджетно-финансовая политика:

С помощью неё государство может добиться некоторых целей:

- снизить социальную напряжённость в обществе (с помощью бюджетных вливаний даже может погасить социальные конфликты)

- добиться определённой политической стабильности

- денежно-кредитная политика:

- связана с возможностью получения кредитов

- даёт возможность пробиваться к предпринимательским структурам,

- способствует формированию рынка

- налоговая политика:

- является не только важным элементом формирования бюджета государства, но также и элементом преодоления существенной разницы между богатыми и бедными.

- способствует регулированию рынка

Наши рекомендации