Тема 1.2 Функции и принципы менеджмента. Уровни управления

В данной теме необходимо дать классификацию общих функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Определить особенности конкретных функций управления организацией, дать характеристику уровням управления: низшему, среднему, высшему.

Тема1.3 Процессный, системный и ситуационный подход к менеджменту

В данной теме необходимо дать определение процессному, системному и ситуационному подходу к менеджменту. Учащиеся должны определить особенности процессного, системного и ситуационного подхода.

Тема1.4 Функции и принципы менеджмента, уровни управления.

В данной теме необходимо дать классификацию функций менеджмента. Учащиеся должны определить общие функции: планирования, организации, мотивацию и контроль, описать их сущность и взаимосвязь. Охарактеризовать особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием). Учащиеся должны описать принципы менеджмента и уровни управления: низший, средний, высший.

Тема1.5 Организационные структуры управления организацией (предприятием).

В данной теме необходимо определить сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления». Учащиеся описывают принципы построения организационных структур.

Тема1.6 Типы иерархических и адаптивных структур управления

В данной теме необходимо определить виды организационных структур управления: адаптивных и иерархических. Учащиеся описывают иерархические структуры: линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную. Характеризуют особенности построения иерархических структур, их преимущества и недостатки. Учащиеся должны знать типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, их преимущества и недостатки.

Тема1.7 Методы управления организацией (предприятием).

В данной теме необходимо учащиеся дают классификацию методов менеджмента; описывают административные методы, их сущность, преимущества и недостатки; характеризуют экономические и социально-психологические методы управления.

Тема1.8 Цели организации и управленческие стратегии.

В данной теме учащиеся определяют цели организации (предприятия). Учащиеся должны дать характеристику управленческих стратегий, определить их эффективность.

Раздел 2. Внутриорганизационные процессы

Тема2.1 Власть и руководство.

В данной теме учащимся необходимо дать определение «власти», «стилю управления», описать авторитарный, демократический и либеральный стиль управления; охарактеризовать виды власти и определить объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование стилей руководства. Учащиеся должны описать таблицу стилей управления.

Тема2.2 Мотивация работников.

В данной теме необходимо дать определение мотивации работников, вознаграждению. Учащиеся должны описать два типа вознаграждения: внутреннее и внешнее; должны охарактеризовать формы признания и оценки труда работников.

Тема2.3 Теории мотивации

В данной теме учащиеся дают классификацию теорий мотивации: процессуальных и содержательных. Учащиеся характеризуют теорию Маслоу,

теорию Макклелланда, дают понятие «потребности». Учащиеся описывают теорию ожиданий и теорию справедливости.

Тема2.4 Управление конфликтами.

В данной теме необходимо дать понятие конфликта, указать причины конфликтов, описать модель конфликта. Учащиеся должны охарактеризовать четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Тема2.5 Стратегия поведения менеджеров в конфликтных ситуациях

В данной теме учащиеся характеризуют три точки зрения на конфликты. В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, будет зависеть процедура его преодоления. Учащиеся описывают способы разрешения конфликтных ситуаций: уклонение, сглаживание (уступчивость), принуждение, компромисс, решение проблемы.

Тема2.6 Теория и практика принятия управленческого решения.

В данной теме необходимо дать понятие «управленческое решение», описать требования к управленческим решениям, виды решений в менеджменте, подходы к принятию управленческих решений. Учащиеся характеризуют этапы принятия решений и факторы влияющие на процесс принятия управленческого решения.

Тема2.7 Методы принятия управленческих решений

В данной теме необходимо дать характеристику методов принятия управленческих решений: неформальных, коллективных, количественных. Учащиеся определяют эффективность принимаемых управленческих решений.

Раздел 3. Основы управления персоналом

Тема3.1 Управление персоналом.

В данной теме необходимо дать определение сущности понятий: персонал, кадры. Учащиеся определяют структуру кадров, её разновидности, характеризуют функции кадровой службы, набор и отбор персонала, оценка его работы, методы, текучесть кадров.

Тема3.2 Организация управленческого труда.

В данной теме учащиеся характеризуют функции и задачи менеджера, описывают требования к менеджеру, планирование личного труда руководителя, сущность и необходимость делегирования полномочий, проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.

Тема3.3Эффективность менеджмента.

В данной теме необходимо дать понятие эффективности деятельности коллектива.Учащиеся характеризуют эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки; описывают зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности организации (предприятия)

4 Задания для домашних контрольных работ.

Вариант 1

1. Определите цели, задачи и предмет дисциплины «Основы менеджмента».

2. Охарактеризуйте методы принятия решений.

Вариант 2

1. Опишите процесс управления, виды менеджмента.

2. Укажите требования к управленческим решениям, виды решений.

Вариант 3

1. Опишите основные этапы развития менеджмента.

2.Охарактеризуйте содержание и характер труда менеджера.

Вариант 4

1. Опишите развитие менеджмента в России.

2. Раскройте сущность коллективных методов принятия решений.

Вариант 5

1. Определите цели организации и виды управленческих стратегий.

2. Дайте понятие эффективности труда руководителя и укажите
коэффициенты, применяемые для определения эффективности.

Вариант 6

1. Охарактеризуйте менеджмент как науку.

2. Дайте оценку эффективной деятельности коллектива.

Вариант 7

1. Охарактеризуйте основную функцию управления - планирование.

2. Определите эффективность труда управленческого работника.

Вариант 8

1. Раскройте понятие основной функции управления - мотивации.

2. Охарактеризуйте особенности построения иерархических структур.

Вариант 9

1. Раскройте сущность функции организации.

2. Опишите классическую школу управления.

Вариант 10

1. Охарактеризуйте контроль, его значение и виды.

2. Охарактеризуйте школу человеческих отношений.

Вариант 11

1. Раскройте конкретные функции управления.

2. Охарактеризуйте школу количественных методов управления.

Вариант 12

1. Опишите экономические методы управления.

2. Охарактеризуйте основные типы конфликтов.

Вариант 13

1. Опишите административные методы управления.

2. Укажите способы разрешения конфликтов.

Вариант 14

1. Опишите социально-психологические методы управления.

2. Укажите особенности управленческого труда.

Вариант 15

1. Опишите демократический стиль управления.

2. Охарактеризуйте функции менеджера, его задачи, требования к
менеджеру.

Вариант 16

1. Опишите либеральный стиль управления.

2. Раскройте сущность теории Мак-Грегора (теория X и теория У).

Вариант 17

1. Охарактеризуйте авторитарный стиль управления.

2. Раскройте сущность и необходимость делегирования полномочий,
планирования личного труда руководителя.

Вариант 18

1. Опишите решетку менеджера и укажите разновидности стилей
управления.

2. Раскройте порядок проведения бесед, собраний, совещаний, приема
посетителей.

Вариант 19

1. Опишите систему управления персоналом.

2. Классифицируйте этапы принятия решений и факторы, влияющие на процесс принятия решений.

Вариант 20

1. Охарактеризуйте набор и отбор персонала.

2. Выявите стратегии поведения менеджеров в конфликтных ситуациях.

Вариант 21

1. Опишите организацию управленческого труда.

2. Охарактеризуйте теорию мотивации Маслоу.

Вариант 22

1.Дайте оценку работы персонала, укажите методы и проблемы оценки
персонала.

2. Выявите порядок формирования эффективного стиля руководства.

Вариант 23

1. Обоснуйте систему целей организации и управление по целям.

2. Раскройте понятия «персонал», «кадры», структуру кадров и функции.

Вариант 24

1. Изложите методы принятия управленческих решений.

2. Проанализируйте эффективность методов оценки персонала.

Вариант 25

1. Дайте общую характеристику решений и их классификацию.

2. Охарактеризуйте понятие конфликта в организации, его структуру и виды.

Вариант 26

1. Раскройте причины и последствия конфликтов.

2. Укажите функции кадровой службы и дайте оценку текучести кадров.

Вариант 27

1. Определите зависимость эффективности управления от результатов
деятельности организации.

2. Охарактеризуйте процесс отбора персонала.

Вариант 28

1. Опишите коллективные методы принятия решений.

2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на стиль руководства, преимущества и недостатки стилей руководства.

Вариант 29

1. Определите стадии формирования стратегий управления.

2. Охарактеризуйте конкретную функцию управления.

Вариант 30

1. Определите миссию конкретной организации.

2. Проанализируйте управление конфликтами.

5 Вопросы для самоконтроля.

1.Опишите развитие теории и практики менеджмента.

2.Раскройте сущность предмета и метода менеджмента.

3.Охарактеризуйте основные этапы развития менеджмента.

4.Дайте оценку уровням управления.

5.Установите цели и задачи организации.

6.Объясните функции и принципы менеджмента.

7.Опишите основные функции управления (планирование).

8.Дайте оценку мотивации работников'.

9.Охарактеризуйте функцию организации.

10.Объясните сущность контроля его значение и виды.

11 .Сформулируйте конкретные функции управления.

12.Изложите экономические методы управления.

13.Проанализируйте административные методы управления.

14. Дайте оценку социально-психологическим методам управления.

15.Охарактеризуйте демократический стиль управления.

16.Опишите либеральный стиль управления.

17.Дайте оценку авторитарному стилю управления.

18.Охарактеризуйте решетку менеджера. Опишите разновидности стилей управления.

19.Обоснуйте систему управления персоналом.

20.Раскройте сущность набора и отбора персонала.

21.Выявите структуру кадров, ее разновидность.

22.Сформулируйте понятие «текучесть кадров», укажите причины текучести кадров.

23.Опишите этапы принятия решения и факторы, влияющие на процесс

принятия решения.

24.Дайте общую характеристику решений и их классификацию. 25.Охарактеризуйте коллективные методы принятия решений.

26.Раскройте сущность неформальных методов принятия решений. 27.Сформулируйте понятие эффективности труда руководителя.

28.Объясните сущность эффективности менеджмента.

29. Дайте оценку деловому общению в менеджменте.

30.Проанализируйте школу человеческих отношений.

31.Опишите школу поведенческих наук.

32.Охарактеризуйте классическую школу управления.

33.Изложите основные типы конфликтов и охарактеризуйте их.

34.Выявите способы разрешения конфликтов.

35.Установите особенности управленческого труда.

36.Опишите подходы к менеджменту.

37.Объясните теорию Мак-Грегора (теория X и теория Y).

38.Сравните горизонтальное и вертикальное разделения труда.

39.Опишите организацию общения в менеджменте.

40.Обоснуйте стратегию поведения менеджера при разрешении

межличностных конфликтов.

41.Охарактеризуйте теорию мотивации Маслоу.

42.Раскройте сущность организации деятельности кадровых служб.

43.Сравните индивидуальные и групповые методы принятия решений.

44.Опишите организационные структуры управления.

45.Охарактеризуйте управленческие стратегии.

46.Обоснуйте понятия «власть» и «руководство».

47.Опишите организацию управленческого труда.

48.Сравните адаптивные и иерархические организационные структуры

управления.

6. Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е. и др. Под ред. Вачугова Д.Д. – М: Высшая школа, 2002.

2. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента»: Учебное пособие – 2-е изд.: ТОО «Остожье», Мн: ООО «Новое знание», 2003

3. Тележников В.И. «Менеджмент» : учебное пособие– Минск: БГЭУ, 2008 г.

Дополнительная литература

1. Басовский Л.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие – М: ИНФРА-М, 2002

2. Беляцкий Н.П. Болдин И.В и др. «Менеджмент: тесты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум». Учебное пособие – Мн: Книжный дом, 2005.

3. Веснин Р.В. «Основы менеджмента» – М: Гном пресс, при сод. Т.Д. «Элит-2000», 2001

4. Ганэ В.А. «Основы теории управления»: теория систем и системного анализа: Учебно-методический комплекс–Мн: Издательство МИУ, 2004

5. Гайнутдинов Э.М. «Основы менеджмента» 2-е изд – Мн: Университетское , 2002

6. Гончаров В.И. «Менеджмент»: Учебное пособие – Мн: Мисанта, 2003

7. Климович Л.К. «Основы менеджмента»: учебное пособие – Минск: РИПО, 2008

8. Янчевский В.Г. «Менеджмент, маркетинг, бизнес»: Деловым людям о предпринимательстве – Мн: Полымя, 1992

Преподаватель И.Н. Чиж

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин

Протокол № ___ от «____»________2011

Председатель ЦК________С.С.Петухова

Наши рекомендации