Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.
Демократический режим – это политический режим, при котором народ является источником власти;народовластие, народодержание, мироуправление..
Критерий демократии – необход. условие и действие, без которого демократия не может быть.
1. Представительство интересов – выражение воли народа ч/з его представителей.
2. Плюрализм (мн-во мнений). Критерии наличия плюрализма: - каждая соц. группа и общность может представлять свое мнение ч/з полит. партии и общ. движения; - должны существовать альтернативные полит институты; - разрешена свободная борьба идей и мнений;
3. полит. участие: всем должно быть представлено равное право участвовать в полит жизни; д.б. гарантирована добровольность такого участия; гражданам д.б. предоставлена реальная возможность участвовать в политике в разных формах.
4. просвещенный выбор: каждому гражданину д.б. доступна полная информ.; д.б. четко и грамотна сформулирована альтернатива; граждане должны осознавать свои интересы и выбирать в соответствии с ними.
5. взаимная ответственность: не только элита ответств. перед обществом, но и общество – перед элитой.
Механизмы осущ. демократии:
1. законодательные закрепления и юридические гарантии прав. чел.
2. наличие института парламентаризма
3. свободные выборы
4. свобода СМИ
5. обязательное наличие многопартийности
6. наличие лояльной аппозиции
7. разделение властей
8. система сдержек и противовесов
Условия существования демократии:
1. Экономические
• наличие рыночных отношений, сама демократия это рынок полит. взглядов;
• свобода осуществления выбора;
• наличие нескольких форм собственности;
2. Социальные:
•наличие гражданского общества;
•существование среднего класса;
3. Культурные:
•общ-во д.б. образованным;
•знание мировой и отечественной культуры и традиций;
В демократической системе нет и не может быть органически присущих ей
механизмов, полностью предохраняющих от прихода к власти авторитарных сил.
Проблемы перехода: недостаточная последовательность реформаторов. Они обычно хотят, чтобы система была более демократической, но также и того, чтобы сами они оставались у власти достаточно долго. Стремясь уничтожить систему, порождающую преступления, они сами могут совершать преступления, если появляется угроза их власти.
Бывает и так, что реформаторы оказываются как бы между двух огней, т.е. на них воздействуют две силы. С одной стороны, это люди, имеющие власть. Как правило, это консервативно настроенные руководители, контролирующие значительную часть государственной машины, армию, полицию и т.п. И реформатор должен быть очень осторожен в своих действиях, иначе его отстранят от власти свои же коллеги. С другой стороны, его реформы порождают надежды, воодушевляют людей, вызывают массовые народные движения, которых еще недавно не было. При этом разгоряченные люди требуют демократии немедленно. Размах политической активности народа может испугать консерваторов у власти. Такая ситуация может завершиться переворотом и
установлением жесткой авторитарной власти. Поэтому реформы сверху нередко заканчиваются провалом. Начать демократические преобразования нелегко, но еще сложнее завершить
их, требуются неизмеримо большие усилия.
Основные теории происхождения государства.
К основным теориям возникновения государства принято относить:
1. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный – 354 – 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.