Демократия как политический режим. Закономерности перехода от тоталитаризма к демократии

Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительновысокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой причинной зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Это доказывает целый ряд исторических фактов. Так, США перешли к демократии еще в 19 в. на преимущественно доиндустриальной стадии, В то же время, несмотря на относительно высокое промышленное развитие СССР, ГДР, Чехословакии, Южной Кореи, Бразилии и т.д., там вплоть до недавнего времени существовали тоталитарные или авторитарные режимы.

От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, каквысокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом, приверженностью традиционным формам правления.

Еще одно важное условие демократии --развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется распространенностью газет, радио и телевидения. СМИ помогают гражданам компетентно судить о политике: принимаемых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д. В странах с большой территорией и высокой численностью населения без массовых коммуникаций демократия практически невозможна.

Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в государствах без рынка и частной собственности. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или партийно-государственного аппарата. Она обеспечивает автономию индивида, предохраняет его от тоталитарного государственного контроля, стимулирует развитие у него таких необходимых для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия вполне совместима и со значительным развитием системы государственных предприятий и социального обеспечения.

23. Государство как институт политической системы: происхождение, признаки и функции. Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.

Концепции происхождения государства:

· Патриархальная (Конфуций, Аристотель).

· Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).

· Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).

· Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)

· Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия.

Признаки государства:

1. единая территориальная организация политической власти.

2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.

3. органы и учреждения наделены властными полномочиями.

4. Суверенитет и независимость.

5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.

Функции государства:

I. Внутренние функции:

1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.

3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.

5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.

6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.

II. Внешние функции:

1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.

2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества.

3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.


24. Типы и формы государственного устройства.

Формы административно-территориального устройства:

· Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).

· Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).

· Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).

· Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.

Формы государственного правления.

1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:

· Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).

· Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

· Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)

2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:

· Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).

· Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.

· Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

25. Правовое и социальное государство: основные ценности и принципы.

Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем. Признаки правового государства:

1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.

2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.

3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.

4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

Социальное государство – демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности. В Республике Беларусь принят ряд законов по социальному обслуживанию граждан: «О пенсионном обеспечении», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов РБ», «О государственных минимумах социального страхования». Приоритеты социальной политики государства закреплены в статьях 41-49 Конституции РБ:

· право на труд как более достойный способ в самоутверждении человека;

· справедливая доля вознаграждений в экономике результатов труда в соответствии с его количеством, качеством, общественным значением;

· гарантия каждому права на собственность и содействие в его приобретении;

· право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

· право на социальное обеспечение старости в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и др.;

· каждый имеет право на образование, гарантируется доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования, среднеспециального и высшего в бюджетной сфере на конкурсной основе.

Цель социальной политики РБ: создание стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствует нищета, социальные противоречия разрешаются на правовой основе без острых конфликтов.


26. Концепции разделения власти и ее реализация в современном демократическом государстве.

Демократический республиканский правовой строй предполагает разделение властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Соответственно этому, система государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную. Соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает, по мнению Ш. Монтескье ("О духе законов", 1748 г.), свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления и приводить в исполнение публичные решения соединялась в одном лице. Править по закону -- заповедь государственной власти. Посему, Парламент прежде всего, принимает федеральные законы; Президент и Правительство на их основании осуществляют внутреннюю и внешнюю политику, а судебная власть и правоохранительные органы обеспечивают законность и правопорядок.

Реализация принципа разделения властей не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.

Равновесие властей сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов. Эта система основана на том, что у каждой ветви государственной власти есть средства воздействия на другие ветви.

27. Институты государственной власти в Республике Беларусь.

Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти.

Основные принципы организации и деятельности государственных органов:

1)разделение властей; 2) демократический централизм; 3)законность; 4)принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения; 5)отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности; 6 )невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.

Статья 6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

В систему органов государственной власти нашей страны входят:

Президент РБ – глава государства (президентская власть);

Парламент – Национальное Собрание РБ (законодательная (представительная) власть);

Правительство – Совет Министров РБ (исполнительная власть);

Конституционный суд РБ, общие и хозяйственные суды (судебная власть);

Органы прокуратуры, Комитет госконтроля (контрольно-надзорные органы);

Органы местного управления и самоуправления.

Эти институты олицетворяют единую государственную власть РБ. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

28. Парламент и парламентаризм, их роль в политическом процессе.

Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.

Основные полномочия Палаты представителей: 1)Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь; 2)Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов; 3)Назначение выборов Президента РБ; 4)Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.

Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Парламент выполняет следующие функции: 1) Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов; 2)Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан; 3)Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

29. Гражданское общество: понятие, структура, функции.

Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Характерные признаки гражданского общества: 1)Гуманизм и стабильность социальных отношений. 2)Правовая защищенность каждого гражданина. 3)Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности. 4)Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. 5)Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти. 6)Равная ответственность государства, общества, личности. 7)Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

Наши рекомендации