Взаимосвязь политологии с другими общественными науками.
Связь с философией: философия дает политологии ориентацию в том, как изучать политические явления и процессы, т.е. философия образует методологическую основу политологии. Связь с историей(большую часть истории как науки о прошлом составляет политическая история; занимаясь прошлым государств и народов, она дает политологу обширный материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт, рассказывает о политических деятелях и политических теориях прошлого). Связь с социологией(которая изучает то, как устроено общество, каковы законы становления, развития и взаимодействия социальных групп; в теоретической социологии политолога интересуют типы связей в социальной структуре общества, механизмы их осуществления). Связь с этикой(обусловлена тем, что изучаемые этикой ценности, нормы, образцы поведения рассматриваются политологией как существенный фактор, влияющий на политику в целом и деятельность личностей, групп людей, организаций и даже народов). Связь с правоведением(определяется тем, что без системы политической власти социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер, в то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Связь с экономическими науками(они дают материал об экономических корнях любых политических явлений, конкретной экономической политики). Связана политология и с другими науками: праксиологией(изучает условия и практику человеческой деятельности), статистикой, логикой, психологией, информатикой, географией, геополитикой и др.
50. Полит. идеи Античности и.Средневековья.
Политическая мысль зародилась в Шумере, Вавилоне, Китае, Индии. Характерно: представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка, опора на религиозно-мифологическое мировоззрение. Конфуций обосновал патриархально-патерналистскую теорию власти, согласно кот-й гос-во – большая семья, а император её отец. Лао-Цзы ввёл понятие “дао” – особое духовное начало, управляющее всем, а основа гос-ва - сельская община. Наивысшего расцвета полит. мысль достигла в античной Греции. В учениях Платона и Аристотеля политика рассматривается как царское искусство и умение управлять людьми. Платон создал теорию идеального гос-ва: в таком гос-ве управление должно быть разделено между тремя сословиями, каждое из которых имеет свои функции; граждане – рассудительны и справедливы, нет частной собственности. Но проект Платона был утопичен. Аристотель отмечал, что идеальным является такое гос-во, где преследуется общественное благо. Полит. идеи Средневековья.
В Средневековье большую роль в формировании концепции власти и гос-ва играла христианская религия и римская католическая церковь. Приоритет церкви над гос-вом обоснавал Аврелий Августин. Он писал, что неравенство в обществе предопределено небесным миром. Ещё один представитель – Фома Аквинский. В своих трудах “О правлении властителей ” и “Сумма теологии” писал, что светской власти подчинены только тела людей, а не их души. Верховная власть принадлежит церкви, светская ей подчиняется. Лучшей формой гос-ва он считал монархию.
Период эпохи Возрождения
Нового времени.
характеризовался развитием капиталистических отношений и обострением классовых противоречий. Николо Макиавелли рассматривал политическую сферу как специфическую область, реализующую государственные интересы. Наиболее целесообразной формой централизованного гос-ва он назвал республику, где народ и аристократия вместе участвуют в управлении. Эти мысли поддержал Жан Боден, который выдвинул идею государственного суверинетета.
Полит. идеи Нового времени.
Политическая мысль Нового времени – эпоха буржуазных революций. Характерно: проблема о соотношении личности и гос-ва, теории естественного права и общественного договора, которые были направлены против феодальной зависимости. Эти идеи развивали Гуго Гроций и Томас Гоббс. Идеи Французского Просвещения (особый период в Европе в XVIII веке):
Вольтер обличал мракобесие католической церкви и деспотизм феодализма. Шарль де Монтескье выделил 3 ветви власти и разрабатывал принцип свободы. Жан – Жак Руссо – идеолог крестьянства. Ввёл понятие общественного договора. Идеологи западноевропейского либерализма (Констан, Милль) пропагандировали идею пропорционального представительства и социального неравенства в обществе. Идеи американские (Джефферсон, Франклин): система распределения власти, отстаивали идеи свободы и независимости людей. Кант и Гегель создали концепцию правового гос-ва и гражданского общества.
Формировались проекты идеального мироустройства, которые получили название “утопический социализм” (Томас Мор, Шарль Фурье и др.). Это сало предпосылкой в развитии марксизма (Маркс, Энгельс). Марксизм – целостное стройное учение о коммунизме, к которому можно прийти путём социалистической революции. Новое общество будет безклассовым, труд станет первой жизненной потребностью человека.
7. Структура и ресурсы власти”
Структура власти: субъект, объект, ресурсы, процесс.
Субъект власти воплощает активное направляющее начало власти. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал определенными качествами (воля к власти, компетентность). Субъект власти чаще всего является и его носителем. Объект –власть, как известно, это двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, но властное взаимодействие невозможно без наличия субъекта. Отношение к субъекту властвования может быть самого широкого аспекта: от ожесточённого подчинения до сопротивления. Мотивы подчинения: страх, привычка, авторитет Ресурсы власти– все те средства, которые индивид или группа людей могут использовать для влияния на других. Типология ресурсов: утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы. Утилитарные ресурсы: материальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные ресурсы: меры административного наказания, используется, когда утилитарные не в состоянии повлиять на ситуацию. Нормативные ресурсы: средства воздействия на внутренний мир и ценностные ориентации человека. Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты и делает реальностью процесс власти.
6:” Политическая власть и её особенности”
Политическая власть существовала не всегда и не везде. Она существует, где появляются политические институты. Политическая власть имеет ряд особенностей. Выделяют следующие признаки:
а) легальность использования силы в пределах государства;
б) верховенство или обязательность её решения для иных видов власти, т.е. политическая власть, может ограничить или прекратить влияние иных видов власти;
в) публичность, т.е. всеобщность или безличность, значит, что политическая власть обращается от имени всего общества с помощью правовых методов;
г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
д) возможность использования всего разнообразия ресурсов власти.
Типология властей:
В зависимости от функций государственных органов выделяют:
А) законодательную власть (парламент);
б) исполнительную власть (президент);
В) судебную власть.
В зависимости от субъектов власти выделяют:
А) автократическую власть;
Б) олигархическую власть;
В) самоуправленческую власть.
По сферам проявления выделяют:
А) государственную власть;
Б) партийную;
В) профсоюзную;
Г) армейскую;
Д) семейную и т.д.
8. Понятие легитимности”
Положительная оценка принятия населением власти, признание её правомерности правом управлять и согласие подчиняться означает её легитимность.
Типология легитимности по Максу Веберу. В зависимости от мотивов подчинения три типа легитимности:
1. Традиционная– приобретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в исконность существующих порядков. Характерна для монархий.
2. Харизматическая– основана на вере в исключительный дар, качества, способности руководителя.
3. Легально-рациональная легитимность – основана на вере в правильность, справедливость формальных процедур формирования власти.
4. Идеологическая – оправдание власти и нахождение у власти тех или иных лиц с помощью идеологии, которая насаждается в обществе.
Любая легитимность зависит от степени выполнения властью своих функций и обязательств.
Признаки потери легитимности:
1. рост степени принуждения;
2. ограничение прав и свобод личности;
3. запрет политических партий и движений;
4. рост коррупции.