Понятие социологии. Объект, предмет и методы социологии.
Понятие социологии. Объект, предмет и методы социологии.
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» - общество и греческого «logos» - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Именно так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Однако это довольно абстрактное определение, т.к. общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Социология – это наука об обществе как социальной системе и взаимодействии в ней социальных общностей, групп и индивидов.
Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества необходимо выделить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Проведем строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Для социологии объектом выступает общество.
Предмет исследования – та часть объективной реальности, которая выделяется исследователем для целенаправленного изучения. Для социологии предметом выделяют совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название «социальные». Социальные отношения имеют довольно сложную структуру. Сюда входит способность к целенаправленной деятельности, способность предвидеть последствия своих действий и способность ответить за свои поступки и т.д. Социальное действие предполагает субъективную мотивацию индивида и направленность действий на других.
В социологии выделяют четыре группы методов:
А) общенаучные методы – анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительно-исторический, системный и т.д.
Б) частнонаучные - биографический, опрос, контент-анализ, социометрия и т.д.
В) методы сбора информации – опрос, наблюдение, анализ документов, экспертный опрос и т.д.
Г) методы обработки информации – вся совокупность математических и статистических методов.
Виды вопросов в анкете.
Классификация вопросов. По содержанию: о событиях и фактах; о мотивах, оценках, мнениях.
По форме: открытые (нет вариантов ответов); закрытые (есть варианты ответов); комбинированные (наряду с вариантами есть свободная позиция для собственного высказывания; вопросы табличного типа (в виде таблицы, применяется в том случае, когда под один вопрос подводится несколько факторов); вопросы-тесты (варианты ответов приведены в форме утверждений). По функциям (позволяют управлять ходом опроса): фильтрующие(отсеивают некомпетентных респондентов); контрольные (проверяют искренность высказываний).
Требования к вопросам в анкете.
· вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет кругозор человека ? Да, Нет, Не знаю);
· вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным. А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю);
· вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”);
· количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого;
· вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).
Виды социальных общностей.
В самом общем виде общности можно разделить на социальный круг, социальные группы и массовые общности. Социальный круг – это круг родственников, друзей, знакомых, с которыми человек чаще всего встречается. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Это общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий. Среди социальных групп можно выделить большие и малые. Большие и малые социальные группы.
Под большими группами имеются ввиду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах. Особое значение здесь приобретает солидарное взаимодействие. К большим группам можно отнести демографические (молодежь, женщины), национальные общности, профессиональные, классы, сословия, интеллигенцию. К малым социальным группам относятся политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам, группы друзей. К ним также относятся первичные группы (семья), вторичные (класс, студенческая группа), референтные (с которыми сравнивают себя как с эталоном, например, поп-группы, мульт-герои и т.д.). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются:
1. малочисленный состав;
2. пространственная близость членов;
3. длительность существования;
4. общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5. добровольность вступления в группу;
6. неформальный контроль за поведением членов.
Массовые общности –это большие группы людей, которые реально существуют и характеризуются следующими признаками:
1. Представляют собой образования с расплывчатыми границами.
2. Ситуативный способ существования, существуют в рамках конкретной деятельности и невозможны вне ее.
3. Присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т.е. эти общности не придерживаются классовых, этнических, групповых или других границ.
4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц, вследствие аморфности образования.
К массовым общностям можно отнести толпу, публику, народ, массу и т.д.
А) Установки и образцы поведения.
Для института семьи – это привязанность, лояльность, ответственность, уважение. Для института государства – послушание, лояльность, субординация. Для института образования – любовь к знаниям, посещаемость.
Б) Символические культурные признаки.
Для института семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал. Для института государства – флаг, герб, национальный гимн, печать. Для института образования – школьная эмблема, школьная песня.
В) Утилитарные культурные признаки.
Для института семьи – дом, квартира, мебель. Для института государства – общественные здания, общественные работы, бланки и формы. Для института образования – классы, библиотеки, стадионы.
Г) Кодекс устный и письменный.
Для института семьи – семейные запреты и допущения. Для института государства – конституция, законы. Для института образования – правила учащихся.
Д) Идеологию.
Для института семьи – это романтическая любовь, совместимость, индивидуализм. Для института государства – государственное право, демократия, национализм. Для института образования – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Структура власти.
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.
Существуют различные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности. Ресурсы – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Сфера жизнедеятельности | Основания | Ресурсы |
Экономическая | Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. | Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые |
Социальная | Социальные группы и слои, на которые опирается власть | Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика |
Силовая | Совокупность властных учреждений | Оружие, аппарат физического принуждения |
Юридическая | Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности | Конституция, законы, программные документы политических партий |
Культурно-информационная | Система организаций | Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения |
Принято ещё добавлять демографические ресурсы, т.е. человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.
Средства осуществления власти: право, авторитет, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.
Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определённой социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Черты: обязательность решений для всякой иной власти, обращение ко всем гражданам, наличие единого центра принятия решений, многообразие ресурсов.
Государственная власть– это форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на всё население; концентрированное выражение, ядро политической власти. Черты: это организация и одновременно деятельность по осуществлению целей организации, наличие особого аппарата управления и принуждения.
Типы политической власти.
Тоталитарная – всеобщий, не знающий границ контроль и насилие.
Авторитарная – существуют анклавы, не доступные контролю (семья, некоторые организации).
Демократическая – власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом.
Типы политически систем
На основе характера политического режима выделяют политические системы: демократические; либеральные; тоталитарные; авторитарные.
Д. Алмонд и С. Верба выделить следующие типы политических систем:
- англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
- континентально-европейскую, которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
- доиндустриальные или частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
- тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса.
Предпосылки тоталитаризма.
Главная предпосылка – индустриальная стадия развития общества. Создаются системы массовых коммуникаций, усложняются общественные связи, происходит насильственное внедрение идеологии, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль над личностью.
Субъективная предпосылка – психологическая неудовлетворённость человека, нарушение традиционных коллективистских связей и ценностей, нарастание социального отчуждения.
Социальные предпосылки – социально-экономический кризис резко усиливает бедствие и недовольство населения, появляются значительные по численности социальные слои, непосредственно участвующие в тоталитарной революции или поддерживающих её (требование «сильной руки»).
В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих черт тоталитарного общества.
1)Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
2)Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
3)Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
4)Отсутствие плюрализма в СМИ.
5)Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
6) Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
7) Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
8)Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
9) Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
10) Централизованное планирование экономики.
11) Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.
12) Приверженность экспансионизму (тенденция расширять территорию обитания).
13) Административный контроль над отправлением правосудия.
14) Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.
Понятие социологии. Объект, предмет и методы социологии.
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» - общество и греческого «logos» - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Именно так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Однако это довольно абстрактное определение, т.к. общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Социология – это наука об обществе как социальной системе и взаимодействии в ней социальных общностей, групп и индивидов.
Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества необходимо выделить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Проведем строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Для социологии объектом выступает общество.
Предмет исследования – та часть объективной реальности, которая выделяется исследователем для целенаправленного изучения. Для социологии предметом выделяют совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название «социальные». Социальные отношения имеют довольно сложную структуру. Сюда входит способность к целенаправленной деятельности, способность предвидеть последствия своих действий и способность ответить за свои поступки и т.д. Социальное действие предполагает субъективную мотивацию индивида и направленность действий на других.
В социологии выделяют четыре группы методов:
А) общенаучные методы – анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительно-исторический, системный и т.д.
Б) частнонаучные - биографический, опрос, контент-анализ, социометрия и т.д.
В) методы сбора информации – опрос, наблюдение, анализ документов, экспертный опрос и т.д.
Г) методы обработки информации – вся совокупность математических и статистических методов.