Глава государства и его полномочия. Институт президентства.

Конституция не относит Президента к системе органов исполнительной (административной) власти государства (после референдума 1996г.), однако, его статус, как главы государства определенный ст. 79 Конституции указывает на его активное участие в решении вопросов связанных с хозяйственной, экономической, социальной и политической деятельностью, в частности, в соответствии с Конституцией он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Его участие в заключении международных договоров, в числе которых и связанные с осуществлением взаимовыгодного сотрудничества в хозяйственной, экономической, социально-культурной и иной деятельности государства безусловно оказывает значительное влияние на эффективность развития государства.

Требования к кандидатам:

1. Гражданин РБ по рождению

2. Возраст более 35 лет

3. Наделен избирательным правом

4. Постоянно проживает в РБ более 10 лет перед выборами

Полномочия:

1) определяя основные направления внутр. и внеш­. политики, Президент РБ. формирует цели, задачи и конкретные направления деят-ти Правительства, ведущих министерств и других централь­ных органов гос. управления;

2) Президент РБ. назначает с согла­сия Палаты представителей Премьер-министра Республики Беларусь, назначает на долж-ть и освобождает от долж­ности заместителей Председателя Правительства РБ, министров, председателей гос. комитетов, комитетов при Совете Министров и других членов Правительства;

3) Президент РБ. вносит в Палату представителей законопроекты, в том числе касающиеся правового статуса органов исп. власти;

4) Президент РБ определяет систему органов исп. власти, назначает руководителей республиканских органов гос. управления, определяет их статус;

5) Президент РБ имеет право предсе­дательствовать на заседаниях Правительства РБ, принимает решение об отставке Правительства;

6) Президент Республики Беларусь формирует и воз­главляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

7) Президент Республики Беларусь формирует Админи­страцию Президента Республики Беларусь;

8) Президент Республики Беларусь назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных Сил Рес­публики Беларусь;

9) Президент РБ. имеет право отме­нять акты Правительства, местных органов исполнитель­ной власти;

Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.

Полномочия президента достаточно широки и касаются по сути всех направлений организации и осуществления государственной власти. На этом основании в научной литературе получило определение представления президента как о 4 власти.

Институт президенства – ведущий орган власти.

В условиях формирования социального правового государства в Республике Беларусь ведущее место в системе организации государственной власти принадлежит институту президентства. Относительная но­визна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, пре­допределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к де­мократическому. Именно введение института президентства в Беларуси и других странах СНГ способствовало решению задач утверждения их независимости, ликви­дации всевластия партийной системы, ускорение темпов социально-экономических реформ, политической и конституционной стабильности.

Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления.

Редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила иную модель государственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.

Парламент в политической системе: структура и полномочия.

Наши рекомендации