Институт президентства в современном мире Современные модели президентства

Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики.

В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:- и Президент, и парламент непосредственно избираются народом;- Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент, а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;- решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;- Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;- Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона; идр

Парламентарная республика – это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президенсткой власти в парламентарных республиках. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.

Белорусская конституция, как и конституции ряда государств, устанавливает ряд требований к кандидату в президенты. Эти требования четко изложены в ст. 80 Конституции Республики Беларусь.1. Ценз оседлости:-Республика Беларусь, Российская Федерация, Армения, Молдова, Узбекистан и др. – 10 лет;-США – 14 лет;-Казахстан – 15 лет.2. Возрастной ценз:-Республика Беларусь, Россия, США и др. – 35 лет;-Германия, Латвия – 40 лет;-Китай, Монголия – 45 лет;-Италия – 50 лет.3. Гражданство:Как вы помните из т.4 курса Конституционное право Республики Беларусь, гражданство можно иметь по разным основаниям (по рождению, в результате его приобретения и др.);-в Молдове, Армении, Азербайджане, Казахстане и др. не важно по каким основаниям кандидат в президенты стал гражданином страны;-в Республике Беларусь, Филиппинах и др. имеется конституционное требование, чтобы президент был не натурализованным, а прирожденным гражданином.4. Конституция нашего государства оговаривает, что кандидат в президенты должен обладать избирательным правом, то есть, как вы помните из предыдущего занятия, быть дееспособным, не находиться по приговору суда в местах лишения свободы либо с санкции прокурора содержаться под стражей.5. Языковые:В Республике Беларусь, Азербайджане, Армении и др. владение государственным языком как обязательное условие не оговаривается в Конституциях, но в ряде стран оно предусматривается (Казахстан, Узбекистан, Молдова и др.).6. Национальность:В мировой практике по этому вопросу встречаются разные варианты.Так, если в Беларуси, Молдове, Казахстане, России и др. для занятия должности президента не требуется принадлежность к национальности данной страны, то, например, в Туркменистане президентом может быть только туркмен.

Роль института президентской власти в Республике БеларусьПрезидент Республики Беларусь является главой государства, обладает большим объёмом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Новый подход к пониманию назначения Президента отражается в том, что он призван в рамках своих задач, объединять все власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть – атрибут практически всех (за малым исключением) переходных обществ. Это признают западные учёные и государствоведы.

Институт президентства в Беларуси является ведущим органом государственной власти, а Президент – не только юридическим, но и фактическим лидером белорусского государства. Сегодня белорусское общество в целом осознаёт необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.

Наши рекомендации